уроки русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Таирова Ольга Николаевна

Данные мвтериалы помогут в составлении уроков  к учебниу русского языка Л.А. Тростенцовой и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evgeniy_onegin_sistema_obrazov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Система образов.            

Тип урока:

 Изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала  – построение схемы «Система образов в романе»).

 Цель урока:

Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.

Задачи урока:

- Овладение умениями и навыками работы с текстом.

- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.

- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).

- Практический (задания по тексту).

Формы работы учащихся:

 Основная форма, использованная на уроке – фронтальная  (устный фронтальный опрос, одновременное выполнение заданий всеми учениками класса). Помимо фронтальной – индивидуальная форма работы – сообщение учащегося по теме: «История создания романа», словарная работа (индивидуальное домашнее задание).

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком: 

На роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорится об истории создания романа, происходит знакомство с главным героем, затрагивается тема личной трагедии главного героя, начинается анализ его взаимоотношений с другими персонажами. На данном первом уроке через систему образов вырисовывается чёткое представление об их месте в романе: кто главный, кто второстепенный герой. На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о великом литературном наследии, которое он оставил после себя. Поэтому к анализу романа «Евгений Онегин» мы подошли поэтапно.

Структура и ход урока:

1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).

Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, познакомимся с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с историей создания данного текста, с героями, их взаимоотношениями.

2. История создания романа (индивидуальным домашним заданием у ученика было подготовить небольшое сообщение, выбрав материал из ресурса, предложенного учителем) (3 мин.).

3. Слово учителя о романе. (5 мин.).

Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Что интересно – здесь поэт выступает не только как поэт, но и как художник, делая рисунки (зарисовки) в черновом варианте текста. Вот один из рисунков: (учитель демонстрирует классу рисунок А.С. Пушкина, обсуждается тема: «Талантливый человек – талантлив во всём»).

Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни (утверждение В.Г. Белинского). С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Задача писателей-реалистов – показать жизнь такой, какая она есть. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.

4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).

Кого можно считать главным героем романа? Почему?

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).

О Авторе мы поговорим позже…

А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.

(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов). (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?

(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).

Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:

                                          Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и

                                          пошлость жизни.

                                                                                                                            В.Г. Белинский

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.

Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?

(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).

Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции.

Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.

Давайте нарисуем словесный портрет Автора. Кратко запишем в тетрадях его характеристику.

О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?

(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).

Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.

(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Как можно охарактеризовать сестёр Лариных? Определите, какие фрагменты текста относятся к Татьяне, а какие к Ольге? (учитель зачитывает фрагменты).

(Ольга Ларина – младшая сестра, поверхностная, неестественная. Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, естественная, ранимая, «идеал русской души»).

Каковы взаимоотношения Онегина и Ленского?

(Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии, поэт, романтик, страстно влюблённый в Ольгу, не замечает, что она его так серьёзно не воспринимает. Онегин и Ленский стали друзьями от нечего делать, «Сошлись как лёд и пламень». Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Он играет с чувствами Ленского к Ольге, за что последний вызывает его на дуэль. Онегин не может противостоять обычаям общества и соглашается на дуэль. По трагической случайности он убивает своего друга. В душе Евгений сожалеет об этом поступке, но, как всегда, держит «марку» светского человека, не показывает своих настоящих чувств).

Определите, какие фрагменты текста относятся к Ленскому, а какие к Евгению Онегину? (учитель зачитывает фрагменты).

А как реагирует Автор на эту дуэль и смерть Ленского?

(Автор переживает за совсем юного, неуспевшего пожить молодого человека. К тому же Ольга сразу о нём забывает. Автор подчёркивает, что его главный герой оказался заложником формальностей того времени, порой очень жестоких, таких, как дуэль).

На следующем уроке мы рассмотрим основную сюжетную линию романа: взаимоотношения Онегина и Татьяны.

5. Заключительная часть урока. Подведение итогов. (5мин.).

Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в  романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени.  Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

6. Домашнее задание:

подобрать материал для характеристики Татьяны и Ольги Лариных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...