Сочинение по текстам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Данные работы позволяют ознакомиться со структурой сочинения-рассуждения и способами аргументации своего мнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vybora_knigi.docx | 17.27 КБ |
rol_obrazovaniya.docx | 16.74 КБ |
chtenie_knig_v_sovremennom_mire_1.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Книга всегда была для человека ценным источником: источником глубоких мыслей, рассуждений, вдохновения, интересных идей и полезной информации. Возникает вопрос: какое значение имеет для нас для нас выбор этого источника? Почему так важно находить и читать прекрасные, живые книги? Известный российский лингвист Вячеслав Иванов, даёт свои ответы на данные вопросы, рассуждая о роли выбора книг в нашей жизни, одновременно предлагая и нам задуматься над этим.
Есть книги, знакомство с которыми можно сравнить с увлекательным путешествием в удивительный мир чувств, мыслей и эмоций, "словно побывал в местах, где никогда не был, сошелся с людьми, с которыми никогда бы не пересекся." Благодаря таким книгам человек раскрывает в себе что-то новое и интересное, о чем раньше даже не подозревал. Такие "не сокращающие жизнь... а удлиняющие её" книги, "без которых жить трудно"- это "животворная литература", "нетленная классика", способная влиять на наше мировоззрение и мироощущение. Но в наше время всё чаще встает проблема выбора. Бесполезные книги, после которых человек "становится только глупее", вытесняют на витринах настоящие, живые книги. "Так и получается: заходишь в любой книжный- глаза разбегаются." Но "что съедобное и что несъедобное", сможет понять человек, любящий живую книгу, ведь она ещё чудом пробивается к людям, она находит своего читателя. А значит, мы сможем найти те прекрасные книги, которые смогут "перепахать" нашу душу; значит, человек для литературы ещё не потерян.
Рассуждая над проблемой, Иванов подводит нас к выводу о том, что именно животворная литература должна занимать важное место в нашей жизни. Ведь только живую, настоящую книгу можно назвать незаменимым источником глубоких мыслей, который может проникнуть в наш внутренний мир, "перепахать" его, преобразив наши мысли и душу.
Я полностью согласна с мнением автора: настоящие книги имеют уникальную ценность и значимость. Каждый читатель рано или поздно находит книги, которые переворачивают его внутренний мир. В этот момент происходит удивительное: человек чувствует духовное прозрение, он на шаг приближается к разгадке тайн своей души и мира. А разгадка начинается тогда, когда человек находит первую книгу, сумевшую затронуть его сердце, когда происходит это прекрасное знакомство с живой литературой.
Моё знакомство началось с книги Пауло Коэльо "Алхимик". Моё детское восприятие поразила мысль, что все желаемое возможно, ведь человек существует не один, с ним целая вселенная. "Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось". Вот что убедительно изобразил Коэльо в своей книге и помог мне в это искренне поверить. А главный герой, странствующий пастух Сантьяго, стремящийся к своей мечте, поделился со мной своим секретом мудрости - жаждой к познанию мира и стремлением познать себя как неотделимую часть всей необъятной Вселенной.
На этом, конечно, моё знакомство с литературой не закончилось. Ведь у настоящих книг есть удивительная способность: они всегда вовремя приходят в нашу жизнь. Вовремя в моей жизни появился Л.Н Толстой, с его лучшими героями, через характеры которых он передал своё видение мира, желая напомнить человеку о том, каким он должен быть. Наташа Ростова напомнила мне, как важно жить чувствами, эмоциями и порывами, всегда следуя лишь за зовом собственного сердца. А Андрей Болконский и Пьер Безухов помогли понять, что такое путь нравственных исканий и что главное на этом пути не ошибки и разочарования, а движение вперед, к истине. Вовремя появились и другие. Вместе с Набоковым я поняла, что любовь - всепоглощающее чувство, для которого не существует рамок и запретов. Я поняла, что любовь способна на всё: она может ворваться в нашу жизнь страданием, обреченным на трагедию, и никто не сможет ей противостоять, как бы ни пытался. Вместе с Ремарком я погрузилась в чудесный мир ярких человеческих чувств, пережила прекрасные истории, поняв, что такое настоящая любовь, крепкая дружба, ценность свободы, жизни и каждого её мгновения. А вместе с романом Джека Лондона "Мартин Иден" я поняла, что книга может не только воодушевить, но и разбить сердце. Ведь так горько было вместе с главным героем проходить его тяжелый жизненный путь, узнавать жестокую правду жизни и прийти к пониманию, что даже настоящая любовь, благородная цель, высокие мечты и их достижение не всегда меняют нашу жизнь к лучшему. Ибо всё это в нужный момент может не спасти от страшной трагедии - глубокого разочарования во всем мире.
Конечно, на этом не ограничивается мой читательский опыт и моё знакомство с прекрасными произведениями мировой литературы. Но даже этих примеров достаточно, чтобы понять, что живая литература существует. И замечательных авторов и в русской, и в зарубежной литературе достаточно, чтобы позволить себе посвятить свою жизнь их изучению. Главное, чтобы это было по-настоящему!
Роль живой книги в нашей жизни велика, но для того чтобы высоко её оценить, необходимо сделать правильный выбор. Настоящие книги способны обогащать наш духовной мир, воспитывать в нас мыслящего, думающего и глубокого человека и помочь понять тонкости окружающего мира и собственной души. А в этом и есть, на мой взгляд, главная цель чтения. Если человек сделает выбор в пользу животворной литературы, он сможет достичь этой цели,которая преобразит его мысли и душу.
Предварительный просмотр:
Зачем человеку нужно образование? Какую цель несет в себе изучение наук? Как влияет на нас? Свои ответы на данные вопросы даёт известный российский философ Алексей Лосев, рассуждая о роли образования, одновременно предлагая и нам задуматься над этим.
Роль науки в нашей жизни огромна: она доставляет нам внутреннее удовлетворение, влияет на наше умственное и духовное развитие. Но главная особенность в том, что изучение наук формирует в человеке личность. Быть личностью - значит "быть цельным, быть самостоятельной единицей", что составляет идеал образованного человека. Достижение этого идеала - непростая задача, ведь "приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук". Приобретая собственные убеждения, мы формируем в себе определенное отношение к окружающему миру: "к людям, к обществу, к государству", таким образом постигая нравственную цель образования. Этим его цель не ограничивается, ведь наука приносит "сладкие плоды" даже тем, кто "не ждёт от неё духовного удовлетворения", а "преследует только одни материальные выгоды". Однако нередко можно встретить таких людей, которые не познали эти "сладкие плоды" вовремя и "вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества." Люди, не испытавшие "всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают учиться уже в зрелых годах." Лишь после многих лет труда и лишений они могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают от образования. Поэтому Лосев обращает наше внимание на то, как важно вовремя учиться, вовремя переносить все трудности учения, чтобы потом не говорить с сожалением:
Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!
Рассуждая над проблемой, Лосев доказывает нам, что образование необходимо нам для воспитания в нас достойного человека, личности. Ведь цель изучения наук - это благородная цель, которая направлена на наше умственное и духовное благополучие. Но достигается она непросто, лишь путём долгого и упорного труда, которому следует посвятить себя вовремя.
Мнение автора мне кажется справедливым: "сладкие плоды", которые приносит наука, важны и необходимы для нашего развития. Об этом говорит и другой публицист, В. Харченко, в статье о науке. Занятие ею Харченко считает необходимостью. Ведь "исследовательская деятельность- мудрый педагог - воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления", с помощью которых человек может познать мир, его тонкости и грани. Научная деятельность придаёт смысл повседневности, смысл нашей жизни: "… она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать над душой." Но пользу и смысл науки нельзя постичь без труда, трудолюбия и усердия: в изучении её необходимы "труд и любовь", "труд и удовольствие", "труд и радость от труда". Только так человек сможет понять значимость науки, ценность её изучения. Воспитать в себе личность, внести в свою жизнь смысл, защититься от неприятностей повседневности - вот какие широкие возможности и пользу хранит в себе учение.
О пользе учения рассуждает и известный филолог Лихачев в письме "Учитесь учиться!". По его мнению, образование играет определяющую роль в судьбе человека. Как и Лосев, Лихачев замечает, как важно выбрать нужное время, вовремя начать своё образование, ведь "самое благоприятное время для учения - молодость". "Именно в молодости - в детстве, в отрочестве, в юности - ум человека наиболее восприимчив." Так начинается развитие человека эстетическое и нравственное, а развитие это крайне важно, ведь оно формирует в человеке настоящую образованность. По- настоящему образованный человек, уверен Лихачев, сможет приносить пользу, "вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина." По-настоящему образованный человек обладает нравственной ответственностью, интеллигентностью, он созидает всё новое и нравственно отвечает за всё, что будет создаваться. А в этом и состоит высокая цель образования, его уникальная ценность и значимость. "Учитесь любить учиться!" - восклицает Лихачев, так как роль учения в нашей жизни по-настоящему велика.
Научная деятельность необходима и важна в нашей жизни, ведь обретение новых знаний и навыков - это способ формирования в нас по-настоящему образованного человека. Изучение наук поддерживает наше умственное и духовное благополучие, развивает в нас глубокого, думающего и мыслящего человека. Благодаря этому мы можем постичь тонкости окружающего мира, сформировать себя как личность, можем обрести смысл в жизни и познать радость труда. Разве не в этом состоит польза учения, его высокая цель?
Предварительный просмотр:
К чему мы часто обращаемся за помощью в поисках ответов на вечные философские вопросы?
Что для нас незаменимый источник вдохновения, из которого мы черпаем важные, необходимые знания или находим отклик своей души и сердца? Конечно же, книги. Но при таком широком понимании значимости книг в нашей жизни люди по-разному к ним относятся и их воспринимают. Для кого-то это лишь полезный источник информации, а для кого-то духовная пища. Но каким должно быть отношение к книгам? Как надо их читать? Такие вопросы задаёт Гранин, затрагивая в своём тексте важную проблему чтения книг в современном мире.
Ход научно-технической революции так стремителен и быстр, что человек, попадая под его влияние, не замечает, как со временем превращается в “ ограниченного, самодовольного, уверенного, что знания заменяют культуру, что многообразие мира - лишь предмет для научных исследований”. Человек живет в постоянной спешке и суетности, поэтому “ не успевает ничего усвоить.” Даже прочитанная книга остается в его памяти лишь в виде информации, ведь она не может проникнуть глубже, задеть его душу, его эмоциональный мир: человек закрыт для этого. Чтение книг воспринимается не как увлекательное путешествие в удивительный мир чувств, мыслей и эмоций, она становится обычной тренировкой для ума. Происходит страшное: полезность информации заменяет ценность чувств. Книги обогащают ум человека, а не его душу; но такое чтение поверхностно, поэтому заведомо неправильно. Такое чтение приводит к страшным последствиям: оскудению нашего внутреннего мира, духовной деградации и утрате эстетического вкуса. Разве в этом заключается цель чтения?
Гранин приходит к выводу, что человек должен осознанно и внимательно относиться к чтению книг. Нельзя воспринимать книгу лишь как информацию: в этом случае она развивает ум, но не обогащает душу. Её нужно воспринимать как источник глубоких мыслей, как источник вдохновения; только тогда, человек сможет понять, что цель чтения в воспитании в нас мыслящего, думающего и глубокого человека.
Не согласиться с автором трудно: мы должны учиться читать правильно, читать, насыщая и наполняя свой внутренний мир красотой и вдохновением. Если научиться находить в книгах отклик своей души и сердца, позволять книгам влиять на мировоззрение и мироощущение, то наше духовное развитие не остановится, оно будет стремиться дальше, стремиться к мудрости и понимаю важнейших истин нашей жизни.
Не случайно русские писатели обращаются к теме чтения, ведь эта тема очень важна и всегда актуальна. В письме “Любите читать!” известный филолог Лихачёв говорит о том, что чтение не должно быть “скоростным” или случайным: такое чтение “ведет к заболеванию внимания”. Необходимо развивать в себе интерес к правильному чтению, ведь, по его мнению, именно литература “дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни”, именно она “делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни…” Литература помогает нам стать мудрыми, но это возможно лишь в том случае, если человек читает осознанно, “вникая во все мелочи”.
Очень важно, читая, чувствовать книгу, понимать все её тонкости и мелочи; важно правильно к ней относиться. Об этом говорит русский поэт Всеволод Рождественский в стихотворении “Друзья мои! С высоких книжных полок…”. Лирический герой стихотворения обращается к книгам, как к друзьям, в которых он нуждается и без которых себя не мыслит:
Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш- краток или долог, -
Всегда бывает нужен мне и вам..
Такое отношение помогает ему прочувствовать книгу, впитать в себя все её сокровенные мысли и чувства:
И то, что в вас страдало и боролось,
Вдруг стало чудодейственно моим.
Если читатель будет относиться к книге трепетно, он сможет полностью проникнуться ею, сможет по-настоящему сопереживать героям и, погружаясь в этот “книжный”, сможет открыть многое в себе самом.
Роль книги в нашей жизни велика, но для того чтобы высоко её оценить, необходим верный подход, правильное чтение. Внимательное и осознанное чтение открывает возможность глубокого познания окружающего мира, его тайн и тонкостей, и собственной души. Оно помогает человеку совершенствовать свой внутренний мир и стремиться к мудрости, к идеалу. В этом и заключается, на мой взгляд, главная цель чтения и её огромная польза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...
Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...