Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста» 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса профильной подготовки по русскому языку

«Комплексный анализ текста»

11 класс

Пояснительная записка.

Перед учащимися старших классов стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых  для качественного выполнения заданий типа  «Б» и «С» на ЕГЭ по русскому языку, ориентированных на анализ научно- популярного, публицистического или художественного стиля и написание сочинения- рассуждения.

В школьной практике обучения русскому языку и развитию речи эти вопросы рассматриваются недостаточно, особенно в 10- 11  классах с базовым уровнем программы. Тем не менее, в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текстов, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать такие тексты жизненно важно и необходимо.

Курс «Комплексный анализ текста» нацелен на приобретение практических навыков через выполнение упражнений и рекомендаций, в основе которых лежит понятие риторического канона. Автор научного, публицистического или художественного произведения создаёт свой текст по определённым законам. Он изобретает его содержание (тему, основную мысль, систему аргументов), располагает этот материал (работает с композицией), заботится о речевом оформлении, чтобы донести важную для автора мысль до адресата в единстве с формой и авторскими целями.

Адресат тоже действует по законам риторической деятельности. Он воспринимает и исследует в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования изобразительно- выразительных средств. Для деятельности человека, воспринимающего текст и понимающего его содержание, существуют достаточно надёжные и проверенные алгоритмы, которые объясняются и прорабатываются в системе упражнений данного курса.

Цели и задачи программы:

-совершенствовать важные речевые умения и формировать навыки лингвистического анализа текста;

- знать типологию речевых ошибок при изучении лексической, морфологической, синтаксической стилистики;

-выработать алгоритм работы при написании сочинения- рассуждения по текстам разных стилей;

- вырабатывать навыки и умения в выборе формы, системы аргументов к основной мысли, композиционного решения, применения риторических и общих средств выразительности при создании собственного текста.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, предполагающая  использование активных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Основными видами деятельности на занятиях предполагаются следующие:

- выполнение упражнений для изучения различных стилистических приёмов создания образности речи;

- фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический и стилистический анализ;

- орфографический и пунктуационный анализ текста;

- редактирование текста;

- составление текстов в определённой речевой ситуации;

Интерпретация и рецензирование текстов должны стать надёжной основой речевой и коммуникативной компетентности учеников; в результате обучения учащиеся должны уметь:

- анализировать произведение;

- квалифицировать и устранять речевые и стилистические ошибки;

-  выполнять разные виды  разбора слова;

- подбирать языковые средства для точного выражения своих мыслей и чувств;

- отредактировать текст;

- понимать роль языковых средств в текстах разных стилей;

- объяснять орфографию и пунктуацию текста;

- составлять собственные тексты в определённой речевой ситуации.

Курс рассчитан на 34 учебных часа.

Содержание курса.

  1. Орфография и пунктуация текста.

 Практические занятия.

Устное и графическое объяснение орфограмм, систематизация орфограмм и пунктограмм, повторение правил о слитном, дефисном и раздельном написании слов, НЕ и НИ со всеми частями речи, НН и Н в прилагательных и причастиях. Выделительные и разделительные знаки в простом и сложном предложении.

2.Функциональные стили речи.

 Анализ таблицы «Характеристика стилей речи».

Практическое занятие. Целевые установки текста, выбор изобразительно- выразительных средств.

3.Смысловые типы речи.

 Работа с таблицей «Типы речи». Композиция текстов разных типов речи.

 Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий. Определение ведущего типа речи в тексте.

4.Приёмы логического разворачивания основной мысли.

 Анализ обобщённой схемы (как разворачивается мысль?) текста- рассуждения, текста- повествования и текста- описания. Практическое занятие. Построение логических схем в предложенных текстах. Доказательства и иллюстрации. Способы  цитирования. Приёмы  введения мнения оппонента в текстах- рассуждениях.

5.Языковые средства, обеспечивающие связность текста. Способы и средства выражения межфразовых связей в тексте. Роль вводных слов, наречий и служебных частей речи. Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий, составление микротекстов.

6. Композиция текста научного, публицистического и художественного стиля.

 Типичные функции вступления, композиция основной части, цель заключения.

 Практические занятия. Выполнение упражнений, анализ композиции предложенных текстов, варианты вступления  и заключения в собственных сочинениях- рассуждениях.

7. Языковые средства в описании и рассуждении.

 Функции изобразительных средств в текстах разных типов речи.  Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий.

8. Комплексный анализ текстов научно- популярного и публицистического стилей.

 Лингвистический, риторический и стилистический аспекты текста.

 Практические занятия. Усвоение алгоритма анализа текста, анализ предложенных текстов.

9. Сочинение собственных текстов и рецензирование работ одноклассников.

10. Оценочные слова и речевые клише.

 Усвоение групп слов, выражающих эмоциональную оценку, согласие, уверенность или предположение, являющихся средством рациональной оценки в сочинении.

11. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слов; разбор словосочетаний, синтаксический разбор простых и сложных предложений в тексте.

Повторение тем «Звуки и буквы», «Способы словообразования», «Типы подчинительной связи в словосочетании», «Типы сказуемых», «Виды односоставных предложений», «Группы сложных предложений», «Сложные синтаксические конструкции».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО курсу «Комплексный анализ»

№ п.п.

Наименование тем курса

Количество часов всего

В том числе

1.

Орфография и пунктуация текста.

2

2

2.

Функциональные стили речи.

2

1

1

3.

Смысловые типы речи.

2

1

1

4.

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

2

1

1

5.

Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

2

1

1

6.

Композиция текста научного, публицистического и художественного стиля

4

1

3

7.

Языковые средства в описании и рассуждении.

2

1

1

8.

Комплексный анализ текстов научно- популярного и публицистического стилей.

5

5

9.

Сочинение собственных текстов и рецензирование.

6

6

10.

Оценочные слова и речевые клише.

1

1

11.

Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слов; разбор словосочетаний, синтаксический разбор простого и сложного предложения.

6

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

Платный учебный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 10 класса

Данная Рабочая программа составлена на основе авторской программы, составленной учителем русского языка и литературы Молодых Т.А. и утверждённой управлением образования и науки администрации Губкинско...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)

Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...