Разработка урока на тему "Зачем нужно изучать фонетику" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока: Зачем нужно изучать фонетику
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о фонетике.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
обучающийся получит возможность планировать достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник;
обучающийся получит возможность научиться построению самостоятельного процесса поиска нужной информации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;
обучающийся получит возможность научиться аргументировать свою точку зрения.
Предметные: обучающийся научится отличать звуки и буквы;
обучающийся получит возможность научиться находить слова, в которых одна буква обозначает два звука, слова, в которых буква не обозначает звука.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»5 класс. Быстрова Е.А.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания тире между подлежащим и сказуемым, эталоны для самопроверки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8._tyaganova_v.v.docx | 105.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
ГАОУ ДПО «Институт развития образования республики Татарстан»
Проектная работа
Тема урока: «Зачем нужно изучать фонетику»
Выполнила: Тяганова В.В.
слушатель программы
ДПО повышения квалификации
по проблеме «Особенности преподавания
русского языка и литературы
в общеобразовательных учреждениях
с русским языком обучения»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Введенско-Слободская основная общеобразовательная школа»
«Проектная работа допущена к защите»
Руководитель проектной работы
профессор Скиргайло Т.О..
«____» ___июня____ 2017
Тема урока: Зачем нужно изучать фонетику
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о фонетике.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
обучающийся получит возможность планировать достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник;
обучающийся получит возможность научиться построению самостоятельного процесса поиска нужной информации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;
обучающийся получит возможность научиться аргументировать свою точку зрения.
Предметные: обучающийся научится отличать звуки и буквы;
обучающийся получит возможность научиться находить слова, в которых одна буква обозначает два звука, слова, в которых буква не обозначает звука.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»5 класс. Быстрова Е.А.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания тире между подлежащим и сказуемым, эталоны для самопроверки
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начать сегодняшний урок мне хочется с высказывания ирландского писателя и драматурга Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Как вы понимаете эти слова?
Ученик. Для того, чтобы чему-то научиться, нужно это делать. Не бояться ошибиться, ведь на ошибках тоже учатся.
Учитель Вы готовы начать урок, чтобы научиться чему-то новому?
Ученик. Готовы.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №175,проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №1 к упражнению №175.
Кружатся в воздухе снежинки и падают на землю. Кружатся в воздухе снежинки, и падают на землю снежные цветки с лепестками. |
Учитель. Те, кто выполнил упражнение №176, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.
Эталон №2 к упражнению № 176.
|
Учитель. Те, кто составляли предложения по картинке, соберитесь и подойдите ко мне.
Ученик. Творческое задание выполнили 5 человек.
Учитель. Прочитайте работы, выберите лучшие для прочтения в классе
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас выполнил упражнение
№ 175 без ошибок?
Ученик. Я выполнил упражнение № без ошибок.
Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении этого домашнего задания?
Ученик. Я допустил ошибку во втором предложении. Это предложение сложное, а я не поставил запятую.
Учитель. А теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто выполнил задание
№ 176 без ошибок?
(обучающиеся поднимают руки)
Учитель. У кого возникли затруднения ?
Ученица. Я допустила ошибку в слове СПЕШАТ из 5 предложения. Но сейчас я воспользовалась алгоритмом и исправила свою ошибку. Безударная Е в корне проверяется ударением. СПЕШАТ-СПЕШКА.
Ученик. Я неправильно подчеркнула основу сложного предложения. Солнышко еще не взошло, а ковер уже готов. 1 предложение во второй части. Но по алгоритму пройденного урока поняла, что слово ГОТОВ-это краткое прилагательное и отвечает на вопрос каков? Такие слова являются сказуемыми в предложении.
Учитель. Те, кто выполняли творческое задание. Составляли предложения по картинке. Зачитайте, пожалуйста самые интересные предложения.
Ученик. Нам больше всего понравились предложения Маши. Она составила красивые предложения, использовала образные выражения. Например: Сложное предложение. Надо мною чистое бездонное небо, и только небольшое облако виднеется на горизонте. Простое предложение. Это облако несет с собой дождь.
Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном уровне, нам необходимо работать над своими ошибками. Мне нужно еще раз прочитать параграф учебника, так как я затрудняюсь определить основу, если в предложении нет глагола.
Ученик. Я допустил ошибки в написании безударных гласных в корне. Мне надо повторить это правило и потренироваться.
Ученик. А я иногда путаю подлежащее и дополнение, мне надо потренироваться в синтаксическом разборе простого предложения.
Ученик. А мне нужно составлять сложные предложения.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Обратите внимание, что на листе 3 графы. Вы ставите оценки не только себе, но и своим одноклассникам. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.
Лист самооценки Ученика (цы) 5 класса ФИ______________ | ||||
Виды работы | Моя оценка | Оценка одноклассника | Оценка учителя | |
Домашнее задание | ||||
1 задание | ||||
Составление алгоритма | ||||
групповая работа | ||||
Работа в парах | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Проверочная работа |
-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок. Открываем тетради, записываем число. Оставляем свободную строчку для темы урока, которую вы сформулируете сами
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель. На доске записаны слова. Попробуйте записать их в транскрипции.
ЖЮРИ, ЯМА, ЁЖИК,ПОДЪЁМ.
Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экране.
Эталон №3
[жури], [йама,] [йожик] ,[падйом] |
Учитель. Поднимите руку, кто выполнил это задание без ошибок? А кто допустил ошибки? Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?
Ученик. Я допустил ошибку в слове ЖЮРИ . Написал Ю.
Ученик. Я неправильно разобрал слово ПОДЪЁМ. Написал Ъ.
Ученик. У меня ошибки в словах ЯМА и ЁЖИК.
Учитель. Можете объяснить, почему вы допустили ошибки?
Ученик. Мы затрудняемся отличить букву от звука. И не знаем, какие буквы не имеют звука.
Учитель. Какова проблема?
Ученик. Нам необходимо научиться различать звуки и буквы.
Учитель. А поможет нам в этом удивительная и очень интересная наука Фонетика. Как вы думаете, нужно изучать фонетику.
Ученик. Нужно. Без этих знаний нам не обойтись.
Учитель. А зачем нужно изучать фонетику?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Научиться различать звуки и буквы и ответить на вопрос: « Зачем нужно изучать фонетику?»
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Зачем нужно изучать фонетику.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое- либо правописание или решить трудную задачу?
Ученик. Обычно мы использовали работу с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Открываем учебник, параграф № 35. Прочитайте его.
Учитель. Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?
Ученик. Фонетика - это наука о звуках речи. Фонетика нужна не только в школе. Она нужна людям разных профессий: дикторам, артистам, ведущим и врачам- логопедам. Фонетика изучает слоги, ударение и интонацию.
Ученик. Еще мы узнали, что слово фонетика пришло к нам из греческого языка. Корень фон означает «звук».
Ученик. Мы узнали, что существуют «голосовые» компьютерные программы, которые позволяют воспринимать голос человека, им не нужна клавиатура.
Учитель. Молодцы. А есть то, что вы не поняли?
Ученик. Я не знаю, кто такой ЛОГОПЕД.
Учитель. Что делать? Как узнать, кто такой логопед?
Ученик. Если мы не знаем, что означает слово, мы обращаемся к словарю.
Учитель. Вы знаете, что есть различные виды словарей. А какой поможет нам?
Ученик. Нам нужен толковый словарь.
(Учащиеся работают со словарем. Выписывают значение слова)
ЛОГОПЕД- специалист, который занимается нарушениями речи, способами их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Учитель. Давайте объединимся в группы и составим алгоритм по параграфу № 35 на тему «Зачем нужно изучать фонетику?»
Учитель Первая группа, представьте, пожалуйста, свою работу.
Учитель. У всех ли так получилось?
Ученик. Наша группа составила план параграфа в виде вопросов и ответов.
- Что такое фонетика? Фонетика – раздел науки о языке.
- Что изучает фонетика? Фонетика изучает звуки речи, слоги, ударение, интонацию.
- Кому нужна фонетика? Фонетика нужна артистам, дикторам, ведущим радио- и телепередач, программистам.
- Что подсказывает фонетика? Фонетика подсказывает как произносит звуки речи и целые слова.
5. Как помогает фонетика врачам-логопедам? Врачам-логопедам помогает учить детей правильно проговаривать трудные звуки.
Учитель. Какой алгоритм вы считаете удобнее?
Ученик. Нам понравился алгоритм 1 группы. Там все кратко, легко пользоваться, легко запомнить.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе.
Учитель. Мы говорили, что фонетика изучает ударение. Расставьте ударения в следующих словах.
Баловать, досуг, красивее, столяр, хвоя, щавель.
(подслушанный учителем разговор.
Ученик 1. Я думаю, что надо говорить бАловать.
Ученик 2. Мне кажется баловАть.
Ученик 3. Давайте не будем спорить, а посмотрим в словаре. Правильный ответ баловАть).
Учитель. Проверьте себя по эталону.
Эталон № 4.
БаловАть, досУг, красИвее, столЯр, хвОя, щавЕль. |
Учитель. Еще мы говорили, что фонетика изучает слоги. Давайте проверим себя. Умеем ли мы делить слова на слоги. Разделите слова на слоги. Найдите лишнее слово.
- Швея, летчик, учитель, повар, шофер.
- Огурец, помидор, морковь, картофель, капуста.
- Береза, осина, ольха, яблоня.
(подслушанный учителем разговор
Ученик1. Швея- один слог. Это слово ведь не переносится.
Ученик 2. Нет. Есть правило. Сколько гласных, столько и слогов. Здесь два гласных, значит и два слога. ШВЕ-Я.)
Эталон № 5.
(лишнее слово- морковь- 2 слога, а во всех других 3)
(лишнее слово- ольха- 2 слога, а во всех других 3) |
Учитель. Испытывали ли вы затруднения?
Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.
Учитель. Для дальнейшего закрепления, поработаем в парах. Посмотрите на доску.
- Найдите мягкие согласные звуки и подчеркните их.
- Чаща; 2) дело; 3) точка; 4) шина
- Найдите твердые согласные звуки и подчеркните их.
- Тень; 2) подвиг; 3) собака; 4) барабанщик.
Эталон № 6
1)Чаща; 2) дело; 3) точка; 4) шина
|
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
Динамическая пауза. А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх правую руку поднимают девочки, а если согласный – мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы немного отдохнули. Продолжим работу? Все уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Внимание на экран. На экране слова:
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.
- Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.
- Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Учитель. Ваши следующие действия?
Ученик. Проведем самопроверку по эталону.
Эталон № 7
|
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я ошибся в слове КАССА Буквы С- 2, а звук 1, только он долгий.
Учитель. Еще есть ошибки?
Ученик. Да. Я неправильно сосчитал звуки и буквы в словах ЮЛА и ЁЖ. Буквы Е,Я,Ё,Ю в начале слова обозначают два звука.
Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик. Мы нашли ответ на вопросы : «Что такое фонетика? Зачем нужно ее изучать?»
Ученик. Мы научились делить слова на слоги и ставить ударение.
Учитель. Молодцы. Теперь выполним небольшую проверочную работу. Сделайте звуковую запись слов, сначала шепотом произносите слово,
медленно протяжно проговаривая гласные.
Стол, коза, ров, яр, жил, село, бег.
В каких словах звуки не совпадают с буквами? Подчеркните их.
Эталон № 8
[стол], [каза], [роф], [л’ук], [й’ар], [жыл], [с’ило], [б’эк] Во всех словах, кроме слова стол, есть звуки, обозначаемые на письме «другими» буквами. |
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Учитель. Урок был посвящен фонетике - разделу науки о языке, который изучает звуки, правила постановки ударения.
Ученик. Мы сегодня работали в группах, в парах, работали с учебником, помогали друг другу.
Ученик. Мы узнали, в чем разница между гласными и согласными.
Учитель. Какие затруднения мы испытали?
Ученик. Не всегда правильно ставили ударение, были ошибки при определении количества букв и звуков. Нам помогло их преодолеть то, что мы работали в группах, пользовались словарем.
Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.
Домашнее задание.
1)Те, кто понял все, о чем говорили на уроке, но пока сомневается, предлагаю выполнить упражнение 177 .
2)Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, напишите конспект по параграфу учебника.
3)Кто все понял и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!», а домашнее задание такое: написать сообщение на тему: « Что я знаю о звуках речи».
Заполните лист оценки и сдайте мне.
Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны сегодняшней работой на уроке. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
УРОК «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАТЕМАТИКА?» 5 класс
Цели:Выяснить.используют ли наши родители математические знания в своей профессиональной деятельности.Развивать навыки коллективного труда и коммуникативные навыки.Привить интерес к предмету у у...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Разработка урока по информатике в 10-м классе на тему Разработка и создание компьютерной презентации средствами программы Power Point
Разработка урока...
Разработка урока по английскому языку "Изучаем английскую грамматику:The Present Continuous Tense 5 класс
Данный урок разработан в соответствии с программой курса английского языка М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой в разделе "Узнаем больше друг о друге"...
Методическая разработка урока по физической культуре для 5 класса «Вокруг света за один урок»
Тема: История возникновения видов спорта....