Тьюторское сопровождение как составляющее в решении проблем обучения русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

ЕГЭ уже давно не новая форма проверка знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим  к неутешительным результатам. Они не радуют не только учителя, но и самого ученика. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для учителя,  работающего в выпускном классе. При этом от слабого ученика требуется выучить необходимый минимум теоретического материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Тьюторское сопровождение  как составляющее в решении проблем обучения русскому языку.

       Джанчатова Асиет Аслановна, учитель

 русского языка и литературы МБОУ СОШ№1

а. Хакуринохабль Шовгеновского района

Тьюторское сопровождение  как составляющее в решении проблем обучения русскому языку.

         ЕГЭ уже давно не новая форма проверка знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим  к неутешительным результатам. Они не радуют не только учителя, но и самого ученика. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для учителя,  работающего в выпускном классе. При этом от слабого ученика требуется выучить необходимый минимум теоретического материала.

    Так какого ученика мы можем назвать слабым? Это категория учащихся, испытывающих трудности в обучении. Они попадают в так называемую группу «риска» по ряду причин, среди которых слабое развитие интеллектуальных способностей и воли, сниженная работоспособность, отсутствие должных познавательных интересов, дефицит внимания, психологическая и физическая незрелость, недостаток воспитанности личности, да и часто болевшие дети.  Они не имеют органических нарушений в развитии и противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, однако испытывают длительные и стойкие трудности в учении. Очень часто такие учащиеся живут в неблагополучных семьях, бытовые условия оставляют желать лучшего, на них сильное влияние имеет «улица».

    Причин очень много, влияющих на учебу учащихся. Проблема далеко не новая. Еще в свое время Я. Каменский посвятил слабоуспевающим целый ряд разделов в своей «Великой дидактике». Он утверждал, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию.  И опровергал утверждения, что сама трудность вещей приводит к непониманию. В частности писал: «Если до вершин знаний доходят немногие, то это происходит не оттого, что для рода человеческого есть что-то недопустимое,  а оттого  что ступеньки расположены плохо, с привалами, т. е.   оттого что метод запутан. Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту».

    Мы сейчас можем привести много доводов за и против этой теории, но факт остается фактом: во все времена были, есть и будут слабоуспевающие учащиеся. Естественно, это не менее трудоемкая работа для учителя, чем подготовить  к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика. Речь идет об учениках с низкой мотивацией обучения, но которые хотят пройти порог экзамена и получить аттестат. И на помощи учителю приходит тьютор. Это новая педагогическая должность, появившаяся в российских школах.

    Явление это достаточно молодое в нашей республике, делаются  первые шаги, может быть, пока что и робкие, в это направлении. Надо учесть и то, что перед тьютором хотя и слабоуспевающие ученики, но уже вполне взрослые, привыкшие к своему учителю. А тьютору в очень короткий срок нужно наладить отношения с ними, чтобы обоюдная работа принесла свои плоды.

    Я являюсь тьотором русского языка в Шовгеновском районе второй год. На основании предварительного мониторинга были выявлены 7 учащихся с разных школ района, имеющих низкую мотивацию к учебе.  Мной была разработана программа работы с ними, утвержденная управлением образования. На основании этой программы создан план работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 учебный год. Активными участниками этого образовательного процесса являлись учителя - предметники, классные руководители и родители этих учащихся.

    Я считаю, что главный смысл деятельности тьютора состоит в том, чтобы  систематизировать знания по темам, при этом создавая каждому ученику ситуацию успеха. Ведь успех в данном случае – единственный источник внутренних сил учащихся.

    Моя работа тьютора опиралась на следующие принципы:

  1. Принцип систематичности и последовательности;
  2. Принцип преемственности в общении;
  3. Принцип доступности в обучении;

На практике более продуктивными оказались следующие формы работы:

  1. Индивидуальная консультация – это обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
  2. Групповая консультация. На этих занятиях осуществлялось несколько видов работ: мотивационная, коммуникативная и рефлексивная.
  3. Тренинги.

    В своей деятельности я опиралась на учительский опыт, придерживаясь правил, разработанных психологами.

  1. Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать уму достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать его постепенно, по мере усвоения.
  3. Путем правильной тактики поощрений («отлично», молодец, и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в собственных  силах, в знаниях, в возможность сдачи экзаменов.
  4. Очень осторожно оценивать неудачи учеников, т. к. сам он очень болезненно к ним относится.

    Во время таких занятий ( а они проходили во внеурочное время 2 раза в неделю по 2, а то и больше часа ) идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. Все это достигается через общение с учеником. Поэтому по опыту скажу, что общение- главная составляющая любой методики. Не сумеешь расположить слабого ученика к себе – не получишь и результатов обучения.

    Следует отметить, что на эти занятия учащиеся приходили со своими учителями.

    Кроме занятий с учениками тьютором проводились консультации и с учителями. Было проведено анкетирование учителей по вопросам ЕГЭ, вызывавшим у них затруднения. Для усиления работы с ними по методическому сопровождению для учителей были организованы и проведены 3 заседания с открытыми уроками, с мастер – классами, практикумами.

  1. Методика проверки сочинения – рассуждения по критериям ЕГЭ.
  2. Классификация ошибок.
  3. Методика работы над сжатым изложением (ОГЭ)  и критерии его оценивания

    На заседаниях лучшие учителя делились опытом работы по темам: «Использование Интернет ресурсов для подготовки к ЕГЭ», «Методика объяснения задания 7» и т. д.

    Все проведенные мероприятия позволили учителям глубже изучить  теоретические и практические вопросы ЕГЭ, познакомиться с опытом работы коллег, образовательных организаций района.

    Были даны рекомендации учителям по подготовке учащихся к ЕГЭ, ученикам – по изучению отдельных тем по ЕГЭ, вызывавших особые затруднения.

    Также составлены памятки для учителей, учащихся и родителей.

    Ежемесячно доводились сведения до родителей об уровне подготовки учащихся, о результатах всех видов контроля, о степени усвоения ими заданий ЕГЭ. Постоянно напоминалось родителям об ответственности за получение их детьми образования, обращалась с просьбой усилить контроль за успеваемостью, посещаемостью и школьных, и дополнительных занятий, вместе обсуждали общие действия по повышению учебной мотивации.

    Эта совместная деятельность тьютора, учителей, учащихся и родителей повысила качество знаний у учеников, все они были допущены к экзаменам.

    Сводная таблица успеваемости показывает динамику роста качества знаний у них.

Ф. И. О. обучающихся группы «риска»

Результат входной диагностики знаний(%)

Результат промежуточной

диагностики знаний(%)

Результат итоговой диагностики знаний (%)

1.

18

25

46

2.

31

52

63

3.

27

43

64

4.

14

18

14

5.

9

23

30

6.

16

29

27

7.

28

69

78

   Экзамен сдали шестеро учащихся. Из них трое – на «4», трое – на «3».

   К сожалению, одному ученику не хватило двух баллов для преодоления порога.

Таким образом, грамотно организованная тьюторская деятельность с учениками «группы риска » и учителями-предметниками способствует улучшению качества подготовки учащихся  к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения русскому языку и литературе как одна из составляющих здоровьесберегающего урока

       У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поста...

«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»

В статье раскрыты проблемы обучения русскому языку в школе касающиеся школьников и педагогический состав....

«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»

В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)

Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...

«Тьюторское сопровождение обучающихся на 1-ой ступени обучения.»

динамика работы по формированию нормативного поведения у обучающейся с РАС (8.3).Тьюторское сопровождение....