Тьюторское сопровождение как составляющее в решении проблем обучения русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
ЕГЭ уже давно не новая форма проверка знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Они не радуют не только учителя, но и самого ученика. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для учителя, работающего в выпускном классе. При этом от слабого ученика требуется выучить необходимый минимум теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тьюторское сопровождение как составляющее в решении проблем обучения русскому языку | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение как составляющее в решении проблем обучения русскому языку.
Джанчатова Асиет Аслановна, учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ№1
а. Хакуринохабль Шовгеновского района
Тьюторское сопровождение как составляющее в решении проблем обучения русскому языку.
ЕГЭ уже давно не новая форма проверка знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Они не радуют не только учителя, но и самого ученика. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для учителя, работающего в выпускном классе. При этом от слабого ученика требуется выучить необходимый минимум теоретического материала.
Так какого ученика мы можем назвать слабым? Это категория учащихся, испытывающих трудности в обучении. Они попадают в так называемую группу «риска» по ряду причин, среди которых слабое развитие интеллектуальных способностей и воли, сниженная работоспособность, отсутствие должных познавательных интересов, дефицит внимания, психологическая и физическая незрелость, недостаток воспитанности личности, да и часто болевшие дети. Они не имеют органических нарушений в развитии и противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, однако испытывают длительные и стойкие трудности в учении. Очень часто такие учащиеся живут в неблагополучных семьях, бытовые условия оставляют желать лучшего, на них сильное влияние имеет «улица».
Причин очень много, влияющих на учебу учащихся. Проблема далеко не новая. Еще в свое время Я. Каменский посвятил слабоуспевающим целый ряд разделов в своей «Великой дидактике». Он утверждал, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию. И опровергал утверждения, что сама трудность вещей приводит к непониманию. В частности писал: «Если до вершин знаний доходят немногие, то это происходит не оттого, что для рода человеческого есть что-то недопустимое, а оттого что ступеньки расположены плохо, с привалами, т. е. оттого что метод запутан. Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту».
Мы сейчас можем привести много доводов за и против этой теории, но факт остается фактом: во все времена были, есть и будут слабоуспевающие учащиеся. Естественно, это не менее трудоемкая работа для учителя, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика. Речь идет об учениках с низкой мотивацией обучения, но которые хотят пройти порог экзамена и получить аттестат. И на помощи учителю приходит тьютор. Это новая педагогическая должность, появившаяся в российских школах.
Явление это достаточно молодое в нашей республике, делаются первые шаги, может быть, пока что и робкие, в это направлении. Надо учесть и то, что перед тьютором хотя и слабоуспевающие ученики, но уже вполне взрослые, привыкшие к своему учителю. А тьютору в очень короткий срок нужно наладить отношения с ними, чтобы обоюдная работа принесла свои плоды.
Я являюсь тьотором русского языка в Шовгеновском районе второй год. На основании предварительного мониторинга были выявлены 7 учащихся с разных школ района, имеющих низкую мотивацию к учебе. Мной была разработана программа работы с ними, утвержденная управлением образования. На основании этой программы создан план работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 учебный год. Активными участниками этого образовательного процесса являлись учителя - предметники, классные руководители и родители этих учащихся.
Я считаю, что главный смысл деятельности тьютора состоит в том, чтобы систематизировать знания по темам, при этом создавая каждому ученику ситуацию успеха. Ведь успех в данном случае – единственный источник внутренних сил учащихся.
Моя работа тьютора опиралась на следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип преемственности в общении;
- Принцип доступности в обучении;
На практике более продуктивными оказались следующие формы работы:
- Индивидуальная консультация – это обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
- Групповая консультация. На этих занятиях осуществлялось несколько видов работ: мотивационная, коммуникативная и рефлексивная.
- Тренинги.
В своей деятельности я опиралась на учительский опыт, придерживаясь правил, разработанных психологами.
- Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать уму достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать его постепенно, по мере усвоения.
- Путем правильной тактики поощрений («отлично», молодец, и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в собственных силах, в знаниях, в возможность сдачи экзаменов.
- Очень осторожно оценивать неудачи учеников, т. к. сам он очень болезненно к ним относится.
Во время таких занятий ( а они проходили во внеурочное время 2 раза в неделю по 2, а то и больше часа ) идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. Все это достигается через общение с учеником. Поэтому по опыту скажу, что общение- главная составляющая любой методики. Не сумеешь расположить слабого ученика к себе – не получишь и результатов обучения.
Следует отметить, что на эти занятия учащиеся приходили со своими учителями.
Кроме занятий с учениками тьютором проводились консультации и с учителями. Было проведено анкетирование учителей по вопросам ЕГЭ, вызывавшим у них затруднения. Для усиления работы с ними по методическому сопровождению для учителей были организованы и проведены 3 заседания с открытыми уроками, с мастер – классами, практикумами.
- Методика проверки сочинения – рассуждения по критериям ЕГЭ.
- Классификация ошибок.
- Методика работы над сжатым изложением (ОГЭ) и критерии его оценивания
На заседаниях лучшие учителя делились опытом работы по темам: «Использование Интернет ресурсов для подготовки к ЕГЭ», «Методика объяснения задания 7» и т. д.
Все проведенные мероприятия позволили учителям глубже изучить теоретические и практические вопросы ЕГЭ, познакомиться с опытом работы коллег, образовательных организаций района.
Были даны рекомендации учителям по подготовке учащихся к ЕГЭ, ученикам – по изучению отдельных тем по ЕГЭ, вызывавших особые затруднения.
Также составлены памятки для учителей, учащихся и родителей.
Ежемесячно доводились сведения до родителей об уровне подготовки учащихся, о результатах всех видов контроля, о степени усвоения ими заданий ЕГЭ. Постоянно напоминалось родителям об ответственности за получение их детьми образования, обращалась с просьбой усилить контроль за успеваемостью, посещаемостью и школьных, и дополнительных занятий, вместе обсуждали общие действия по повышению учебной мотивации.
Эта совместная деятельность тьютора, учителей, учащихся и родителей повысила качество знаний у учеников, все они были допущены к экзаменам.
Сводная таблица успеваемости показывает динамику роста качества знаний у них.
Ф. И. О. обучающихся группы «риска» | Результат входной диагностики знаний(%) | Результат промежуточной диагностики знаний(%) | Результат итоговой диагностики знаний (%) |
1. | 18 | 25 | 46 |
2. | 31 | 52 | 63 |
3. | 27 | 43 | 64 |
4. | 14 | 18 | 14 |
5. | 9 | 23 | 30 |
6. | 16 | 29 | 27 |
7. | 28 | 69 | 78 |
Экзамен сдали шестеро учащихся. Из них трое – на «4», трое – на «3».
К сожалению, одному ученику не хватило двух баллов для преодоления порога.
Таким образом, грамотно организованная тьюторская деятельность с учениками «группы риска » и учителями-предметниками способствует улучшению качества подготовки учащихся к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения русскому языку и литературе как одна из составляющих здоровьесберегающего урока
У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поста...
«Проблемы обучения русскому языку в школе на современном этапе. Пути решения»
В статье раскрыты проблемы обучения русскому языку в школе касающиеся школьников и педагогический состав....
«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»
В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)
Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...
Трудности в обучении русскому языку детей других национальностей и пути их решения.
Мы с вами часто сталкиваемся с такими ситуациями......
«Тьюторское сопровождение обучающихся на 1-ой ступени обучения.»
динамика работы по формированию нормативного поведения у обучающейся с РАС (8.3).Тьюторское сопровождение....