Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предметные планируемые результаты:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи;
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом.
Метапредметные планируемые результаты: личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика».
Личностные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; и т. д.
Цели и задачи: открыть новую часть речи, выявив основные признаки и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Наречие.
Тип урока: Проблемно – диалогический. Открытие нового знания.
УМК: интерактивная доска, учебник, карточки, опорные схемы со слайдами.
Предметные планируемые результаты:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи;
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом.
Метапредметные планируемые результаты: личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика».
Личностные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; и т. д.
Цели и задачи: открыть новую часть речи, выявив основные признаки и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
Ход урока.
этап. Организационный момент (Самоопределение к деятельности). (3 мин).
Цели этапа: создание ситуации готовности к уроку, включение в деловой ритм.
Планируемые результаты на данном этапе:
Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
У. – Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка?
Д. – С прекрасным, с хорошим.
У. – А почему?
Д. – Сегодня у нас гости, нравится узнавать новое. Сегодня хорошая погода.
У. – Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Д. – Интересным, с трудностями, с хитростями.
У. – Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны работать, чтобы урок получился именно таким?
Д. – Хорошо, быстро, быть внимательными, аккуратными, помогать друг другу.
У. – Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте оценим готовность к уроку.
Д. – выходит ученик и оценивает готовность класса к уроку.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (7 мин).
Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
У. – Ребята, на доске прочитайте отрывок из стихотворения (Слайд 1).
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
Назовите автора стихотворения. (А.С. Пушкин «Зимняя дорога».)
Запишите в тетрадях предложение (Слайд 2).
На печальные поляны льёт печально свет она.
Объясните орфограммы. Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.
этап. Знакомство с новым материалом (12 мин.)
Постановка проблемы.
- Какое слово вы не разобрали? Почему? Какой возник вопрос? (Слово «печально», так как не известно, к какой части речи оно относится).
- Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом? (Нет – доказывают учащиеся)
- Какой можно сделать вывод? (Это какая – то новая, нам неизвестная часть речи).
- Так какая же перед нами возникла проблема? (Узнать, что это за часть речи).
У. Давайте вспомним, что такое часть речи. (Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками).
- Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова. Давайте попробуем изменить слово «печально» по числам, лицам, падежам. (Пробуют, не изменяется).
- Оно спрягается? (Нет). Оно склоняется? (Нет). Какой вывод можно сделать? (Это слово не изменяется, то есть не склоняется, не спрягается; оно не имеет окончания).
- А что указывает на неизменяемость? (Суффикс «О»).
- На какой вопрос отвечает это слово? ( Светит «как?» печально).
- Каким членом предложения является? (Второстепенным членом предложения, обстоятельством).
- Давайте обобщим то, о чем только что говорили. (Слайд 3).На доске постепенно появляется запись.
1. Часть речи.
2. Отвечает на вопрос: как?
3. Не изменяется. (Не склоняется, не изменяется, не имеет окончаний).
4. Это обстоятельство.
- Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд. (Слайд 4).(Постепенный выход слов на интерактивной доске).
- Как сказать другими словами записанные на доске слова: 1. Навыворот – наизнанку; 2. В предыдущий день – накануне; 3….- осторожно; 4. Очень быстро – поспешно; 5. Ручным способом – вручную; 6. Полностью, без остатка – подчистую; 7. Приблизительно – примерно.
- Итак, прочитаем, как называется эта новая часть речи? (Наречие).
- Какова тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Наречие»).
- Поставьте вопросы к подобранным словам. (наизнанку – как?, накануне – когда?, Осторожно – как?, поспешно – как?, и т. д.).
4 этап. Первичное закрепление. (10 мин.).
Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
- пошаговый контроль по результату;
- оценка, коррекция.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
- контроль за действиями партнера.
Формулировка собственного мнения и позиции;
- Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм?
Д. Наречие – это часть речи, отвечает на вопрос «Как?», не склоняется, не спрягается, в предложении является обстоятельством.
- Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка правила? (Нет, потому что мало вопросов).
- Запишите предложение, найдите наречия и поставьте вопросы к ним. (Слайд 5).
Тихо, плавно снег летит (Как? – тихо, плавно)
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
- Какие вопросы можно еще поставить к словам, которые являются обстоятельством?
- А теперь сформулируйте правило более точно. (Дополняю памятку – вопросы где, куда, как, зачем, насколько, каким образом).
- Откройте учебники на стр. … и прочитайте правило. Точно ли мы его сформулировали? (Да, мы его сформулировали точно).
- Теперь вы свободно будете различать наречие среди других частей речи.
- Образование наречий и устно поставить вопросы. (Работа по карточкам). Задание от данных слов образовать наречия.
Веселый -…; вежливый -…; хороший -…; холодный -…; быстрый - …; пасмурный - …; звонкий -…; усталый - …; (Взаимопроверка, затем устно вслух).
- От каких частей речи мы образовали наречия? (Мы образовали наречия от основ качественных имен прилагательных).
- Образуйте словосочетания с прилагательными и наречиями. (Веселый человек - весело играть; вежливый мальчик – говорит вежливо; хорошая погода – чувствовать хорошо; холодный день – на улице холодно; пасмурный день – на улице пасмурно; звонкий голос – кричит звонко; усталый путник – идет устало).
- Что вы можете сказать о прилагательном? ( показывает признак качества предмета и отвечает на вопрос какой?).
- А, о наречии? (Указывает на признак действия предмета, места и время и отвечает на вопрос как?)
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7 мин).
Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.
Планируемые результаты на данном этапе:
- Регулятивные:
- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
- самоопределение.
- Давайте выполним по учебнику упр… стр. .. (Проверка устно).
- Игра: Установить соответствие вопросов и наречий. (Слайд 6) на доске медленно появляются вопросы к словам – наречиям. (где?, как?, когда?)
Слева…, горячо…, часто…, впереди…, направо…, высоко…, раньше…
6 этап. Рефлексия деятельности. (3 мин).
.Цели этапа:
- умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса;
- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих сверстников, всего класса.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
- осуществление поведения под понятие на основе распознавания объектов.
Личностные:
- смыслообразование.
- Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?
- таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока?
- Какое правило вы усвоили на уроке?
- Что особенно запомнилось? Почему?
- Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса. (Дают оценки, делают выводы).
7. этап. Домашнее задание (3 мин.).
Цель этапа: Оформление своих мыслей в письменной форме с учетом творческих учебных возможностей.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- Проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
Познавательные:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- Задаю 2 варианта заданий по выбору: 1. Выполнить упр. .., стр… 2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия (Слайд 7).
_________ далеко
_________ глубоко
________ весело
________ высоко. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Степени сравнения наречий, их образование. Распознавание морфологических омонимов: прилагательных, наречий, слов состояния. Морфологический разбор наречия
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...