Приставка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели:
· уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
· показать роль приставок в образовании слов;
· учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
· образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,
уметь выделять их в слове;
· развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
· воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: Приставка
Тип урока: урок повторения материала.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
- знать основные морфемы, в том числе приставку;
- уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Цели:
- уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
- показать роль приставок в образовании слов;
- учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
- образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,
уметь выделять их в слове;
- развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
Ход урока
1.Организационный момент
1) Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Учитель:
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я люблю учиться.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- У меня сегодня всё получится.
- Я начинаю учиться.
2. Проверка домашнего задания.
Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.
3.Изучение нового материала.
Учитель:
Ребята, всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.
В данном тексте (текст распечатан) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.
(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.) Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р:сдавать, перебежать, полететь, закричать.
Наблюдение над теоретическим материалом учебника.
4.Закрепление темы.
Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.
Задание 2. Определите, из каких морфем состоит слово? Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов .
Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам.
Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки.
Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.
Физкультминутка.
Учитель:
Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.
Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.
Обговорить - приставка
Думать - корень
Читать - суффикс Обдумать
Петь - окончание
Словарная работа. Запишите слова, помещённые в рамке на с.157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго - с суффиксом: грамотный, паркет.
( безграмотный, неграмотный, паркетный).
Задание 5. Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ; пре ;
б) с приставкой под -; пере;
в) с приставкой по -;при;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.
( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).
5. Рефлексия.
Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и в тетрадях для правил появляется запись:
1.Вижу и выделяю все морфемы.
2.Среди морфем выделяю приставку.
3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова.
4.Приставка образует новые слова.
5.Знаю, что приставки имеют различные значения.
Учитель:
Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.
Оцените устные ответы в рабочей карте урока.
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Было ли интересно?
- Были ли вы активны?
- Было ли трудно?
- Сумели ли вы показать свои знания?
Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.
6. Дифференцированное домашнее задание.
– Те, кто не выполнил какое - либо из предложенных заданий, дорабатывают дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при
Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....
диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".
использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...
Приставка
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....