Приставка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

 Цели:

·         уточнить понятие о приставке как значимой части слова;

·         показать роль приставок в образовании слов;

·         учить выделять приставки, определять их значения.

 Задачи:

·         образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

      уметь выделять их в слове;

·         развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

·         воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  в 7 классе.

 Тема: Приставка

 Тип урокаурок повторения  материала.

 Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

- знать основные морфемы, в том числе приставку;

- уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.                                   

 Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
  • показать роль приставок в образовании слов;
  • учить выделять приставки, определять их значения.

 Задачи:

  • образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

      уметь выделять их в слове;

  • развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
  • воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.

                                  Ход урока

1.Организационный момент 

1) Прозвенел звонок веселый,
   Он позвал нас на урок,
   Все задания сегодня
   Выполнить должны мы в срок.

Учитель:

      Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

2. Проверка домашнего задания.

Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.        

3.Изучение  нового материала.

     Учитель: 

     Ребята,  всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения -  из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла -  « смыслиночку».

Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)?                                          Морфемы.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новой  морфемой, название   которой вам уже известно.

    В  данном тексте (текст распечатан)  найдите все слова с приставками и разберите  их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить  тему и  цель нашего урока.                                                                                                   Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия  « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.)  Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р:сдавать, перебежать, полететь, закричать.

Наблюдение над теоретическим материалом учебника.

4.Закрепление темы.

       Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить. 

 (Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

   Ответ учащихся:  Образовать с помощью приставок глаголы.

 Задание 2. Определите, из каких морфем состоит  слово? Все ли они участвуют в образовании слов?  Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.

    Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов .                  

Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам.

Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки.

   Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.

                   Физкультминутка. 

Учитель:

     Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.

Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.

                  Обговорить - приставка            

                  Думать - корень                    

                  Читать  - суффикс          Обдумать  

                   Петь -  окончание

Словарная работа. Запишите  слова, помещённые в рамке на с.157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго - с суффиксом: грамотный, паркет.

                  ( безграмотный, неграмотный, паркетный).

Задание 5. Занимательная лингвистика.

 Выпишите слова:

а) с приставкой подо - ; пре ;

б) с приставкой под -; пере; 

в) с приставкой по -;при;

 г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).

5. Рефлексия.

Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и  в тетрадях для правил появляется запись:
1.Вижу и выделяю все морфемы.
2.Среди морфем выделяю  приставку.
3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова.

4.Приставка образует новые слова.

5.Знаю, что приставки  имеют различные значения.

Учитель: 

  Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.

               Оцените  устные ответы в рабочей карте урока.
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли интересно?

- Были ли вы активны?

- Было ли трудно?

- Сумели ли вы показать свои знания?

              Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.

6. Дифференцированное домашнее задание.

– Те, кто не выполнил какое - либо из предложенных заданий, дорабатывают дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....