Цели и содержание работы по стилистике в школе
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Работа учителя русского языка в школе непосредственно связана с формированием культуры речи, что невозможно без изучения функциональных стилей речи. В работе даны теоретические основы изучения стилистики в школе и система упражнений по стилистике для старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика изучения стилистики | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и содержание работы по стилистике
в школе
Подготовка учащихся в школе предполагает изучение функциональных стилей речи с целью формирования их культуры речи. Но методика изучения русского языка в функционально-стилистическом плане недостаточно разработана. Так, например, анализ художественных произведений, включённых в школьную программу по литературе не говорит о качественной подготовке учащихся к овладению художественным стилем. Высокохудожественные тексты произведений показывают богатство русского языка и являются образцом для учащихся на уроках русского языка и литературы. Недостаточны также примеры текстов научного и публицистического характера в учебниках русского языка.
Школьная стилистика должна учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся.
Современная программа по русскому языку выделяет пять стилей: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный.
Разговорный стиль характеризуется широким употреблением разговорной лексики и фразеологии, в книжных стилях присутствует книжная лексика, слова общественно-политического значения, деловая лексика. Общеупотребительная лексика широко используется во всех стилях речи.
В реализации стилевых черт функциональных разновидностей речи участвуют не только лексика и фразеология, но и морфология и синтаксис.
В научной речи особенно используются имена существительные и прилагательные, а в разговорной и художественной – глаголы и наречия.
При изучении синтаксиса особое внимание уделяется строю предложения в том или ином стиле: научная речь имеет логическую направленность, а разговорная, художественная и публицистическая – эмоционально-экспрессивную окраску.
В стилистике рассматриваются и фигуры речи: градация, инверсия, синтаксический параллелизм, риторический вопрос. Повторение, эллипсис, антитеза и др. Функциональные стили и подстили имеют свои устойчивые формы: роман, повесть, рассказ, в публицистике – статья, корреспонденция, заметки, репортаж, интервью, рецензия, очерк, фельетон и др.
К концу 9-ого класса у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
Вопрос о месте стилистики в курсе русского языка – важнейший вопрос методики, так как специальных часов на изучение стилистики отведено мало.
В связи с этим стилистическая работа проводится на всех уроках, уроках фонетики, лексики , грамматики, уроках развития речи.
Чтобы организовать такую работу на уроках, необходим особый дидактический материал и комбинированные упражнения, сочетающие грамматические, стилистические и правописные задания. В системе работы наряду с методами обучения грамматике должны быть реализованы и методы обучения стилистике: наблюдение за текстами, их дифференциация, навыки редактирования.
При изучении предмета «Русский язык» в 10-11 классах можно использовать следующие виды упражнений по стилистике
- В чём смысл легенды?
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык. «Почему ты принёс язык, неужели считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно,» - ответил Эзоп. «Хорошо, иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире», - сказа Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…язык.
Чтобы лучше понять смысл легенды, вдумайтесь в слова Л.Н.Толстого:
Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
- Сравните тексты упражнений
В каком из них лишь сообщаются сведения? А в каком делается попытка воздействия на человека, призвать его любить и уважать родной язык? В каком сведения доказываются и объясняются?
А)…Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку – дикарь… Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа (К.Паустовский).
Б) Русский язык получает всё большее распространение на территории нашей страны. По данным переписи, в качестве родного языка русский назвали 141,8 миллиона человек. Из них 129 миллионов – русские, 13 миллионов – представители других национальностей. 42 миллиона человек назвали русский язык вторым родным языком.
В) Русский язык по праву считается языком дружбы и сотрудничества многочисленных наций и народностей, населяющих Россию.
Именно на русском языке происходит обмен культурными ценностями внутри страны. С этим языком нации и народности воспринимают достижения мировой культуры. Вот почему столь охотно и с такой энергией изучается русский язык населением нашей страны. Знание русского языка ширится с каждым днём. Представители разных республик выражают искреннюю благодарность за то , что при помощи русского языка он полнее и глубже постигают открытия, духовные достижения других народов.
- Прочитайте афоризмы и пословицы. Объясните значение выделенного слова
Невежество не есть аргумент (Б.Спиноза). упрямство – вывеска дураков (Я.Княжнин). Друга любить – себя не щадить (Посл.). Самая трудная борьба – это самого себя побороть (Посл.)
- Ниже приведён разговор двух братьев. Младшего и старшего. Прочитайте его. Удачно ли построены ответы старшего брата? Уместны ли в непринуждённом разговоре использованные обороты речи? Как сказали бы вы? Запишите свои ответы
- Петь, ты не знаешь, кто такой Королёв?
- Конечно, знаю. Сергей Павлович Королёв является главным конструктором наших первых космических кораблей.
- А кто такой конструктор?
- Конструктором является человек, который разрабатывает устройство прибора, машины, аппарата или станка.
После того, как малыш задал ещё несколько вопросов, старший брат произнёс: «Ну и невежа ты! Ничего ещё не знаешь».
Правильно ли он употребил слово невежа? С каким словом он его спутал?
- Прочитайте отрывок из сочинения «Мой Пушкин». Обратите внимание на то, как задушевно ведёт своё рассуждение автор С.Я.Маршак. При помощи чего ему удалось достичь такого тона?
Найдите предложение, в котором тон задушевного разговора нарушен. Исправьте недочёт
Мой Пушкин
В одной из своих статей С.Я.Маршак писал о том, что у каждого возраста свой Пушкин. И это верно. Для малышей Пушкин – это сказки. Для ребят постарше его имя связано с «Русланом и Людмилой», с «Капитанской дочкой». А вот в юношеские годы нам открывается «Онегин» и лирика.
Я люблю пушкинские стихи. Люблю за их простоту и изящество, за глубину и тонкость тех чувств, которые они пробуждают. Пожалуй, самым любимым стихотворением Пушкина является «Я помню чудное мгновенье…».
Напишите о своём любимом стихотворении Пушкина. Постарайтесь написать в таком же задушевном тоне.
- Отредактируйте тексты сочинений, насыщенные штампами, запишите получившиеся варианты. Помните о возможности построения предложений с пропущенной глагольной связкой
- Основными чертами характера Ларры являлись презрение к людям, эгоизм, чувство собственности.
- В отличие от Ларры Данко присущи такие черты, как любовь к людям, готовность принести себя в жертву ради спасения людей.
- Левинсону присущи качества подлинного руководителя.
- Наташа Ростова является любимой героиней Толстого.
- Сцена свидания Болконского с Наташей относится к числу самых сильных сцен романа.
- Отредактируйте тексты сочинений, устраняя повторы слов, запишите полученные предложения
- Если Элен красива внешне, то княжна Марья красива внутренне.
- Мои любимые герои Наташа и Пьер. Наташа привлекает меня своей непосредственностью, искренностью, а Пьер привлекает меня своей добротой и порядочностью.
- Наташа живёт только сердцем, а князь Андрей живёт ещё и умом.
- Если перед Аустерлицким сражение князь Андрей думает о себе, о своей славе, то перед Бородинским сражением его мысли о народе, о простых солдатах.
- В портретах героев Толстого много «говорящих» деталей. Так, у княжны Марьи мы всегда видим её лучистые глаза, на лице Пьера мы видим его добрую улыбку.
- Отредактируйте строки из сочинений учащихся, исправьте грамматические ошибки, связанные с образованием и использованием в речи причастных и деепричастных оборотов
- Не видя выхода из создавшегося положения, Катерина кончает с собой.
- Общество невежественных, грубых людей, самодуров, стремящихся только к накоплению богатства, Добролюбов и назвал «темным царством».
- Счастливая, раскрасневшаяся, она (Наташа) танцевала весь вечер.
- Лицо у Наташи в этот момент было волнующееся.
- Сестра Тихона Варвара легко приспосабливается к царящим порядкам в доме.
- Перед вами строки из юмористического рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга». Какую грамматическую ошибку обыгрывает автор?
«Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
- Закончите предложения, выбирая из двух вариантов один, правильный. Помните, что деепричастие должно называть добавочное действие, совершаемое предметом, и не должно включаться в безличное предложение (исключение составляют безличные предложения со совами надо, нужно, можно и др.)
- Услышав его страшные слова: «До жены ли мне?»,- а)Катерине стало ясно… б)Катерина поняла, что её надежды не оправдались.
- Подумав над книгой, а) моё мнение о ней изменилось б) я изменил своё мнение.
- Прочитав роман «Отцы и дети» а) я над многим задумался б) он заставил меня над многим задуматься.
- Отредактируйте неправильно построенные предложения с деепричастными оборотами
- Прочитав статьи Писарева, мне многое стало понятно в Базарове.
- Прочитав две пьесы В. Розова, мне понравилась только одна из них.
- Читая поэму Некрасова, меня поражал язык, которым она написана.
- Вспоминая роман, перед глазами проходят многие эпизоды.
- Читая книгу, мне всё очень живо представлялось.
- Посмотрев этот фильм, он мне понравился.
- Читая этот рассказ, он меня волновал.
- Учась в университете, формировался характер Чернышевского
- Познакомившись со статьями Писарева, мне захотелось вновь перечитать роман.
- Читая рассказы Чехова, его герои словно оживают перед тобой.
- Отредактируйте текст. Подумайте. Может ли он быть полезен при подготовке к сочинению о творчестве Н.А.Некрасова
На похоронах Н. А. Некрасова Ф. М. Достоевский, произнося речь над гробом, готовым опуститься в могилу, сказал о поэте: «Он был не ниже Пушкина». На это целый хор молодых голосов из обступившей толпы могилу закричал: «Выше! Выше!»
Эти молодые голоса представляли собой ту публику, о которой, обращаясь к Некрасову, было написано Н. Г. Чернышевским: «Первое место в нынешней литературе публика присваивает Вам…». Что же это за публика? Кому и чем в то время было близко творчество Некрасова?
- Отредактируйте предложения.
Однородные сказуемые должны использоваться при обозначении равноправных действий. В случаях, когда одно (или несколько) действий фактически являются второстепенными, целесообразно пользоваться обособленными членами
- Наташа шла по залу и замирала от волнения, но в то же время старалась скрыть его от всех.
- Драма Островского «Гроза» была написана накануне крестьянской реформы и подводила итог деятельности писателя, увенчивала цикл его пьес о «тёмном царстве» самодуров.
- Запишите предложения, выбирая нужный союз
- Хороша верёвка длинная (и,а) речь короткая.
- Добрый плачет от радости (и,а) злой от зависти.
- Хорошая цитата подобна изюминке в хлебе(и,но) не выпекай хлеб из одного изюма.
- Никто не решится дать хороший отзыв о своём уме (и,зато) всякий хвалит своё сердце.
- Любимая работа поднимает рано (и,а) мы с радостью принимаемся за неё.
- Отредактируйте предложения, подобрав правильный союз
- Базаров не верит в бога, отрицает религию, но этому отрицанию остаётся верен до конца.
- Борис в «Грозе» не защищает себя и любимую женщину и только мечется и плачет.
- Недавно я прочитала повесть Борис Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» , но она мне очень понравилась.
- Ночью была сильная буря, на реке снесло бакен, а подошедший пароход не решался плыть дальше.
- Отредактируйте предложения и запишите их в исправленном виде
- К светскому обществу Андрей Болконский относится с презрением, в котором вынужден бывать.
- 31-го декабря был назначен бал у екатерининского вельможи, которого так ждала Наташа.
- Огромную любовь Евгений продолжает хранить в своём сердце, которая ярким пламенем загорелась в нём к Одинцовой.
- Смерть Катерины – это освобождение для неё, которая в то же время является и протестом против порядков «тёмного» царства.
- Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься с тем местом, где он встречался с Катериной.
- Укажите, к каким стилям принадлежат отрывки
- Это была не гроза, а стремительный предательский ураган. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотину и затапливают Мещёру (К. Паустовский).
- Полосы света проникали в гущу трав, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок. Будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды (К. Паустовский).
- Как вдруг, когда зажигается свет внутри расписного и резного фонаря, с неожиданною, поражающею красотой выступает на стенках та сложная, искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, тёмною и бессмысленною: так преобразилось лицо княжны Марьи (Л. Толстой).
- Лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось, и из этой растворённой двери вдруг пахнуло и обдало Пьера давно забытым счастьем (Л. Толстой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Повышение качества музыкального образования, переосмысление его целей и содержания».
Сегодня очень мало детей и родителей приходят в музыкальную школу для того, чтобы их музыкальное образование имело профессиональную направленность (вследствие большой загруженности в общеобразов...
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Программа и содержание работы стажировочной площадки для специалистов коррекционных школ VIII вида
Модули и структура организации переподготовки специалистов коррекционных школ....
Цели и содержание исторического образования
Цели и задачи исторического образования в школе, методы работы учителя, приёмы преподавания истории в школе...
«Цели и содержание технологического образования по направлению «Технологии ведения дома»»
Цели и содержание направления «Технологии ведения дома» в стандарте основного общего образования....
Методическая разработка «Аналитико-рефлексивная деятельность педагогов с целью совершенствования содержания ДООП и педагогических средств реализации программ в части содействия профессиональному самоопределению обучающихся
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью для педагога: систематизировать свои представления о направлениях и компонентах про...
Статья "Цели и содержание обучения лексики китайского языка на начальном этапе"
Лексика, лексичесий навык и его основные компоненты в китайском языке...