Здоровьесберегающие технологии на уроках русского яззыка
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Работа содержит как теорию, так и практические материалы по вопросам здоровьесбережения при организации учебного процесса в основной и средней школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_info.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Здоровье… Какое простое и всем понятное слово. Но как сложно его сохранить, укрепить, научить детей, как его сберечь. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. По-прежнему основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должны использоваться как умения учителя, так и другие резервы по решению данной проблемы. Новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому так важно конструирование и проведение каждого урока. Важно использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что позволяет снять эмоциональное напряжение. Пожалуй, одним из важнейших аспектов здоровьесбережения является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, который должен использовать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить оздоровительные паузы на уроке, кроме того, необходимо поддерживать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается это через следующее:
- учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
- учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой — продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- создание благоприятного психологического фона на уроке;
- использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- создание условий для самовыражения учащихся; предупреждение гиподинамии.
В своей работе, кроме вышесказанного, я использую различные формы работы с обучающимися: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают свой вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, тексты, содержанием которых являются вопросы здоровья.Трудно переоценить их роль, плюс различные виды творческих работ.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого , но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, перед школой ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблему здоровьесбережения учащейся молодежи. В условиях высокой технической оснащенности и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья людей. Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества. Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача: детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществепри этом нужно сохранить их здоровье.
При систематической работе с текстами по вопросам здоровьесбережения у учащихся сформируются необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, к ним приходит осознание ценности здоровья, чувство ответственности за его сохранение и укрепление. Предлагаем примеры связных текстов, материалы для творческой работы, связанные с темой здоровьксбережения, здоровьеформирования.
ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести активный, а не пассивный образ жизни. Одним из способов укрепления здоровья является физкультура. Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Но не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Систематическое и рациональное использование средств физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, приспособляемости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда, которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш организм должен получать как можно больше витаминов и других необходимых веществ. При правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных дел.
Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение, алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни». Человек, который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных привычек. Люди должны заботиться об окружающей среде, о природе, потому что они являются частью ее. Все неблагоприятные условия влияют на самого человека.
Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми, то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого.
Музыка на страже здоровья
В Англии, Франции, Германии, Голландии на протяжении ХХ столетия были созданы центры музыкальной терапии, задачами которых стало лечение разнообразных болезней, начиная от неврозов и депрессии и заканчивая желудочно-кишечными и сердечно- сосудистыми заболеваниями, специально подобранными мелодиями.
Но не всякая музыка чудодейственно влияет на самочувствие и здоровье человека. Все зависит от ритма, темпа и самой мелодии. Психиатрами было признано, что некоторые мелодии поп-музыки способны сами вызвать нервные разлады и галлюцинации даже у психически здоровых людей. Наоборот, классические мелодии , которые несут радость, оказывают содействие расширению сосудов, нормализуют артериальное давление и замедляют пульс. А военные марши повышают тонус мышц и действуют целебно на нервную систему. Не напрасно же из истории известно, что греческий врач Эскулап лечил нервные расстройства игрой на трубе, инструментом, без которого не обходится почти ни один военные оркестр.
Музыка стимулирует также умственные способности. Дети, которых обучали пению под аккомпанемент фортепиано, начали решать арифметические задачки раньше, чем их ровесники.
Литература:
1.Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1974 год.
2.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.
3.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.
4.Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984 год.
5.Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993 год.
6.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.
7.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.
8.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.
10.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 г
11.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.
12.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.
13.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.
14. Интернет – ресурсы: Данные о состоянии здоровья детей в России
15. Баль, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст] / С.В. Баль, С.В. Барканова. – М. , 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"
Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...