Материал к ОГЭ (Презентация "Повторение материала")
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Докукина Ирина Анатольевна

Здесь содержатся задания на повторение и подготовку к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 9_r.yaz_._povtorenie.ppt574 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс Повторение: обособленные члены

Слайд 2

Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены). а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул. б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку. в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Слайд 3

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены). а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой. г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

Слайд 4

Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться? а) смотрел не сводя глаз б) слезает рукой опершись на седло в) взвилась рассекая потёмки г) мчится погоняя свои салазки

Слайд 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Издавна тюменские лесники (1) уходя на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху. 1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3

Слайд 6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Расселина (1) напоминавшая (2) глубокий кривой коридор (3) постепенно сужаясь (4) вела и вела их вверх. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,3

Слайд 7

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Поднимаясь по трапу на верхнюю палубу (1) Лёша посторонился (2)давая дорогу (3) быстро сбегавшей сверху (4) смуглой черноволосой девушке. 1) 2,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2

Слайд 8

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Наш эшелон (1) собранный из товарных теплушек (2) проплутав около недели (3) по заснеженным пространствам России (4) наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике. 1) 1,2 2) 1,2,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3

Слайд 9

ВВОДНЫЕ СЛОВА не являются членами предложения на письме выделяются запятыми ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ РАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ БОЛЬШАЯ – разумеется, действитель- но, конечно, безусловно, бесспорно … МЕНЬШАЯ – возможно, вероятно, кажет- ся, пожалуй, очевидно, может быть… РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению … ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ И ИХ СВЯЗЬ во-первых, вместе с тем, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот… ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ (КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СООБЩЕНИЕ) как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам … ЗАМЕЧАНИЕ О СПОСОБАХ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать… Конечно, поездка понравилась всем. Кажется, вы приходили только вчера? Как нарочно, дождь шел вторые сутки. Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Достоевский) По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться. Как говорится, дело мастера боится.

Слайд 10

Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены). а) Пусть для вас сияет солнце. б) Шумит шумит высокая пшеница. в) Ты помнишь ли былое Неман? г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

Слайд 11

2. Найдите лишнее значение вводных слов. а) большая или меньшая степень уверенности б) порядок мыслей и их связь в) источник сообщения г) сравнение

Слайд 12

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. а) Дождь, казалось, зарядил надолго. б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая. в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду. г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

Слайд 13

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, указывая обращение Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу? 2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями? 3) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?

Слайд 14

Анализ текста Начало начал музыки звук. Представь себе, даже одна-единстве(н, нн)ая капля скатываясь с ледя(н, нн)ой с.сульки ударяясь о лужу талой воды напева..т какой(нибудь) музыкальный звук — блямс... Эти звуки конечно ещё не та музыка, которую мы пр..выкли называть музыкой. Но если бы их (не)было, стало быть (не)было бы и музыки. Может быть л..дони человека помогавшие отбивать ч..ткий ритм и были самым древн..м из музыкальных «инструментов». (Д. Б. Кабалевский)

Слайд 15

Исправьте ошибки в данных предложениях, обозначьте суффиксы причастий, деепричастий. Доносившийся шум моря снизу говорил о начинающемся шторме. Мальчик увидел наш костёр, заночевавший в горах. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. 4) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 5) Приехав в деревню, улучшились условия быта.

Слайд 16

Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания. а) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду. б) Мне часто снятся те ребята: друзья моих военных дней. в) Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы. г) Иван Андреевич был, огромного роста, худой, молчаливый и весьма медлительный.

Слайд 17

Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению. б) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. в) Наш двор как сад. г) Я читал, что алоэ принимают как лекарство.

Слайд 18

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Красные, лиловые, жёлтые полотнища света падают на прохожих. б) Он любил исполнять русские, украинские, молдавские песни. в) Из деревни доносились праздничные, торжествующие крики выпущенных на волю петухов. г) Маленькая, седая женщина ухватилась за край перекладины и полезла вверх.

Слайд 19

4. Найдите ошибку в оформлении обращения. а) Примите, древние дубравы, под тень свою питомца муз. б) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. в) Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать? г) Вот молодой юноша учитесь у старших.

Слайд 20

Это предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены). а) Вечер был прохладный и к счастью нашему светлый. б) Тёмное небо над освещенной улицей казалось чёрным. в) К сожалению никогда не замечаешь с такой ясностью покоя в природе как в первый вечер после бури. г) Я не поблагодарила его и кажется побежала домой.

Слайд 21

Сложное предложение: Сложносочиненное Сложноподчиненное Бессоюзное

Слайд 22

1. Какое из следующих утверждений верно? а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов. б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными. в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью. г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Слайд 23

Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. а) простое б) сложносочинённое в) сложноподчинённое г) бессоюзное

Слайд 24

3. Найдите четвёртое лишнее предложение. а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица. б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи. в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол. г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Слайд 25

Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит. а) подчинительным союзом б) союзным словом в) сочинительным союзом г) интонацией

Слайд 26

Спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых. ЕЩЁ ТРОЙКА Тройка мчится, тройка скач..т, Вьётся пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плач..т, И хохоч..т, и визжит. По дороге голосисто Раздаётся яркий звон, То вдали отбрякн..т чисто, То застон..т глухо он. Словно леший ведьме втор..т И аука..тся с ней, Иль русалка таратор..т В роще звучных камышей.

Слайд 27

1. Определите смысловые отношения в ССП Светало, и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен. а) причинно-следственные б) последовательность действий в) одновременность г) сопоставление

Слайд 28

Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины. а) одновременность явлений б) последовательность в) чередование г) противопоставление

Слайд 29

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями ССП а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий) б) Дверь отворилась, но никто не вошел. (Противопоставление событий) в) Гребцы налегли на весла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий) г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий)

Слайд 30

Объясните знаки препинания 1. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут. (А.С.Пушкин) 2. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М.М.Пришвин) Это кто такие и что им надобно? (А.С.Пушкин)

Слайд 31

Укажите, в каких предложениях союз И соединяет части сложного предложения. а) Придя на знакомое место он легко проскользнул вперед и снова увидел то же самое. б) И ветер дул и туча росла и глухо ворчала. в) В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок. г) Сорвется яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.

Слайд 32

2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор. в) Солнышко село и зорька погасла. г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Слайд 33

3. Укажите слово, которое не может выступать в роли общего второстепенного члена в ССП. а) весной б) у пристани в) раздвинулась г) от толчка

Слайд 34

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Вблизи лагеря находилось озеро, (1) и, (2) воспользовавшись этим, (3) мы стали практиковаться в постройке плотов,(4) переправлялись на них с берега на берег.

Слайд 35

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Лесовоз шел быстро, (1) но волны, (2) расходящиеся за его кормой, (3) были отлогие, (4) чуть заметные.

Слайд 36

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Решетников повернулся к левому борту, (1) и вечернее небо, (2) которого он почему-то до сих пор не замечал, развернуло перед его глазами все властное свое великолепие.

Слайд 37

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Я проснулся лишь на вторые сутки погожим июльским утром. Солнце уже поднялось, (1) пахло медом и яблоками, (2) царила удивительная тишина, (3) и все было так необычно, (4) что несколько секунд я оглядывался и соображал: что же произошло?.. Куда я попал?..

Слайд 38

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате.

Слайд 39

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО предложения. Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала.

Слайд 40

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО предложения. Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу.

Слайд 41

Раскройте скобки, выделите овалом союзы, укажите , к какой группе они относятся. 1) Что(бы) такое придумать, что(бы) новогодний вечер прошел интересно? 2) Всю ночь шел дождь, за(то) день был солнечный. 3) Мы поблагодарили лесника за(то), что он показал нам дорогу.

Слайд 42

Составьте из каждой пары простых предложений сложноподчиненное, определите, что поясняет придаточное в главном предложении. 1) Девушка часами вглядывалась в загадочные письмена. Они сохранились на металле и камне. 2) Воздух был полон особенными звуками и голосами. Эти звуки и голоса можно слышать только весной.

Слайд 43

Укажите СПП (знаки не расставлены) 1) Солнце светило очень ярко и от этого по снегу пробегали яркие огоньки. 2) Какая-то женщина сидела в сквере и задумчиво чертила тросточкой по дорожке. 3) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня. 4) Все было тихо топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии.

Слайд 44

Укажите правильно построенное предложение. а) Судья указала участнику матча, что вы нарушили правила. б) Дочь попросила маму, чтобы та отпустила её к подруге. в) Мне дали понять о том, что я жду напрасно. г) Пётр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам.

Слайд 45

Укажите неверное утверждение. а) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой). б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов. в) Союзные слова не являются членами предложения. г) В СПП от главного предложения к придаточному можно задать вопрос.

Слайд 46

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически выделите морфемы. Счас…ливый, гиган…ский, завис…ливый, доблес…но, злос…ный, неумес…ный, совес…но, подвлас…ный, д…зертир, к…нфорка, п…л…садник, эст…када, пр…вилегия.

Слайд 47

1) Прочитайте СПП. 2) Укажите в каждом главное и придаточное предложение. 3) Определите позицию придаточного по отношению к главному. 1.Когда начался дождь, мы поспешили укрыться в старом шалаше. ( ), [ ]. 2.Мы поспешили укрыться в старом шалаше, когда начался дождь. [ ], ( ). 3.В полдень, когда начался дождь, мы поспешили укрыться в старом шалаше. [… , ( ) , … ]. 1 2 1 2 1 1 2

Слайд 48

Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного а) Моряки сидели под соснами на шинелях которые они только что получили. б) Такая вокруг тишина и покой что слышны сердец перестуки. в) Володя шел за ней следом осторожно обходя кусты потому что особенно высока была полынь. г) В гостинице куда они подъехали был приготовлен ужин.

Слайд 49

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле холсты лунного света. б) Там, куда не достают солнечные лучи, листья на кустах бледные и вялые. в) В тот день когда я встретил Сашу, погода выдалась на редкость хорошая. г) В поезде, в котором ехал Лигов, возвращаясь из командировки, пассажиров было мало.

Слайд 50

Укажите предложение, соответствующее схеме ( ), [ ]. а) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою. б) Когда с деревьев осыпались листья, садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. в) Они вошли в великолепную залу, где стол был накрыт на три прибора. г) За темной стеной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода.

Слайд 51

Замените, где возможно, причастный и деепричастные обороты придаточными предложениями. Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось... Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.

Слайд 52

В каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких – союзные слова? Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. 2) Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле. 3) Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров. В каких предложениях союз и союзное слово являются омонимами? Как отличить союзное слово что от союза что ?

Слайд 53

Союз Союзное слово Не может быть выделен логическим ударением. Можно заменить другим союзом. Иногда союз можно опустить. Не является членом придаточного предложения. 1 . Произносится с логическим ударением. 2. Можно заменить другим союзным словом. 3. Союзное слово нельзя опустить. 4. Является членом предложения.

Слайд 54

Укажите правильно построенное предложение. а) Горький создал образ борца, равного которого нет в мировой литературе. б) Роман «Тихий Дон», который я прочитал с большим интересом, принадлежит к числу любимых книг молодёжи. в) Эта книга воспитывает молодое поколение, которая стоит на страже мира и свободы. г) Экстремисты стремятся развязать новую войну, которой не желает ни один народ мира.

Слайд 55

Определите неверно выделенное опорное слово. а) Собака бросилась в камыши, куда упала убитая птица. б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. в) Охотники подошли к лесу, который славился обилием дичи. г) Вот, наконец, человек, каких нужно побольше.

Слайд 56

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. а) Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг. б) Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве. в) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. г) Часто я угадать хотел, о чём он пишет.

Слайд 57

Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное прикрепляется к поясняемому слову при помощи союзов. а) Возвратившиеся с разведки казаки сообщили, что видели много звериных следов. б) Мне показалось, что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак. в) Все толпились, суетились, нетерпеливо спрашивали, когда и куда пойдут поезда. г) Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня.

Слайд 58

Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях изъяснительное придаточное служит для передачи косвенной речи. а) Комендант сказал, что сажать на поезд в этом направлении не приказано никого, кроме военнослужащих. б) Я спросил, какая сегодня будет погода. в) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. г) Потом Дерсу рассказал мне, что ему теперь пятьдесят три года, что у него никогда не было дома.

Слайд 59

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. а) Лёнин отец умер так рано, что мальчик его даже не помнит. б) Оказалось, что штаб дивизии находится рядом. в) Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над низменностями. г) Не мил и свет, если друга нет.

Слайд 60

Укажите бессоюзные сложные предложения. а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится. б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло. г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Слайд 61

Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые. а) Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. б) Только песне нужна красота Красоте же и песен не надо. в) Соловей поёт себя тешит. г) Было так из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересёк наискосок.

Слайд 62

Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой. а) Прошумели весенние воды Загремели весёлые грозы В одеяньях воскресшей природы Расцвели гиацинты и розы. б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга. г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Слайд 63

Запишите словарные слова, составьте с ними словосочетания ас ф альт, б е тонный, гума нн ый, челове чн ый, р е цензия, режи сс ер, оп е ратор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери

В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Вечер ко дню матери "С любовью о матери"

Сценарий вечера ко дню матери для школы....

Вечер ко дню матери "С любовью о матери"

Сценарий вечера ко дню матери для школы....

Вечер ко дню матери "С любовью о матери"

Сценарий вечера ко дню матери для школы....

"Форма и материал . Роль и значение материала в конструкции"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 8 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

Материал к празднику "День матери"

Интересный материал со стихами русских классиков о матери, прославление имени "Мать"....