Занимательный материал для внеклассной работы
занимательные факты по русскому языку (6 класс) на тему

Задумаемся над, вопросом: каким образом с древнейших времен в пароде проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность? И ответим: ну конечно же, ему загадывали загадку! Ведь недаром в народной речи слово «загадывать» означает «задумывать», «за­мышлять», «предлагать что-нибудь неизвестное для решения». «Без лица в личине» - так говорит сама о себе загадка, именно так метко определил загадку сам народ. И действительно, истинное «лицо» загаданного слова как бы скрыто под маской, т. е. «личи­ной», - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_materialy_sharady.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные материалы для уроков русского языка и внеклассных занятий.

Задумаемся над, вопросом: каким образом с древнейших времен в пароде проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность? И ответим: ну конечно же, ему загадывали загадку! Ведь недаром в народной речи слово «загадывать» означает «задумывать», «замышлять», «предлагать что-нибудь неизвестное для решения». «Без лица в личине» - так говорит сама о себе загадка, именно так метко определил загадку сам народ. И действительно, истинное «лицо» загаданного слова как бы скрыто под маской, т. е. «личиной», - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком.

Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Когда загадка загадывается, мы ломаем голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Так что можно с уверенностью сказать, что загадка -поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, созданное с целью испытать сообразительность и догадливость человека, остроту его ума, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность.

Но, кроме уже привычных видов загадок, есть ещё и такие виды, как шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, омонимы и омографы, которые, к сожалению, не часто можно встретить даже в периодической печати, не говоря уже об отдельных сборниках, где специально были бы собраны именно такие виды загадок.

Таким образом, мною сделана попытка собрать  вышеназванные виды загадок.

МЕТАГРАММЫ

Конечно, метаграмма эта В своём решенье непроста: Я с «У» - далёкая планета, А я «И» - восточная страна.

(Уран - Иран.)

С глухим согласным -Наливаюсь в поле. Со звонким - сам Звеню я на просторе.

(Колос - голос.)

С «Г» - он будет частью слова, С «Й» - немного схож с пластом, С «Н» - не конь и не корова, Хоть с ногами и хвостом.

(Слог - слой - слон.)

С «Г» - я выше облаков,

С «Н» - прячу я в себе зверьков.

(Гора - нора.)

С буквой «Д» я - время суток, Не сочтёшь во мне минуток. Коль на «Т» заменишь «Д», Буду я с тобой везде. Стану шастать по пятам, По дорожкам и кустам. Куда ты, туда и я, Не прогонишь ты меня.

(День - тень.)

Похожа я на облака. А я - могучая река.

(Пена - Лена.)

С «В» - название сосуда, Кровь по которому течёт. С «Ж» - хорошая супруга, У плиты блины печёт.

(Вена - жена.)

С буквой «Р» -Я задом пячусь, С буквой «М» -Я в булке прячусь.

(Рак - мак.)

Когда я с «Д», Меня сорвут. Когда я с «Т», На мне плывут.

(Плод - плот.)

С буквой «3» -я во рту,

С буквой «Д» - в лесу расту.

(Зуб-дуб.)

Меня найдёшь на дереве, На клумбе и на грядке, В журнале и в альбоме, И в книге, и в тетрадке. Но птицей стать я захотел -И мне не надо буквы «Л». Мне «А» в начале напиши И, как зовут меня,    реши.

(Лист - аист.)

С «Т» - я за тобой всегда иду, С «Л» - попадёшь со мной в беду. (Тень -лень.)

Я - хитроумное стекло. А я свечу сове в дупло.

(Лупа - луна.)

Меня зимой едят бобры. А я - площадка для игры.

(Кора - корт.)

С буквой «М» - качусь с горы я, С буквой «Т» - пью молоко, С буквой «К» - готовлю блюда, С «Д» - даю ворам отпор.

(Ком - кот - кок - код.)

С «Ч» - по утрам его мы пьём, С «Л» - от собаки слышим, С «М» - с нетерпеньем ждём, С «Р» - попасть туда хотим.

(Чай - лай - май - рай.)

ШАРАДЫ

В доме первое находят, По нему ногами ходят, Мебель вся на нём стоит, И ковёр на нём лежит. А второе всё жужжит, Вас ужалить норовит. Не пчела, но носит мёд, В круглом гнёздышке живёт. Слово целое найдёте, В зоопарк когда пойдёте. К зебре ближе подойдите И на ней ответ ищите.

(Полоса.)

Первый слог - балетное движенье, Слог второй - заплата по-простому. В целом же получим помещенье, Что-то вроде временного дома, Шалаша - и здесь при непогоде Мы найдём убежище в походе.

(Палатка.)

Первый слог - земли кусок, Слог второй - воды поток В жаркий день с лица струился. В целом - пьём мы сладкий сок, Он из фруктов наварился.

(Компот.)

Слог первый - восклицание, Второй - достоин порицания. А целое - на Севере бывает И жителей тех мест И греет, и питает.

(Олень.)

В «списке» вы мой Обнаружите корень, Суффикс - в «собрании» Встретите вскоре, В слове «рассказ» Вы приставку найдёте. В целом - по мне На уроки пойдёте.

(Расписание.)

Мы на них стоим и пляшем, Нас они бегом несут, Но для шарады нашей Лишь одну из них возьмут, Да и то - ну и ну! -Наоборот ещё прочтут. Слева добавят букву одну -Ищи её среди предлогов, -И вот готовы оба слога. Теперь поставим слоги рядом И назовём ответ шарады: Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём, Он по рельсам вдаль бежит, А под ним земля дрожит.

(Вагон.)

Первый слог- кровавая работа. Слог второй, свернувшись, любит спать. Слово целое - когда кого-то Не хотят ни знать, ни признавать.

(Бойкот.)

На марку самолёта Укажет первый слог. Второй наш слог -Лишь точка, часть вершины, Но нету выше точки той. А дальше - некуда идти, Хоть шансы есть Ответ найти.

(Тупик.)

Мой первый слог - на дереве, Второй мой слог- союз. А в целом я - материя, И на костюм гожусь.

(Сукно.)

Первое - предлог, Вторым - капусту рубят, А целого стрелки Боятся и не любят.

(Осечка.)

Первое - синоним единицы, Для него не надобно трудиться. На второе в институте ходят, Два часа на это там отводят. Слово ж целое увидите в музее И, конечно же, в картинной галерее.

(Коллекция.)

Сначала - вдавленный овраг, Потом - частица домино. Суммарно сотворится так: Светло и сочно, как в кино.

(Яркость.)

Часть танца - слог мой первый, Вино - мой слог второй. На целом перевозят Через реку бечевой.

(Паром.)

АНАГРАММЫ

Слово беру знакомое -Вредное насекомое. Буквы переставляю -Вижу часть корабля я.

(Комар - корма.)

В заплатах шея и бока, На всех глядит он свысока. Но разгадать загадку захотев, На «П» смените букву «Ф». Теперь наоборот прочтите И во Франции город найдите.

(Жираф - Париж.)

Период времени некий Читаем наоборот, Пред нами - друг человека, Собака одной из пород.

(Год - дог.)

Взяли часть автомобиля, Букв порядок изменили. В результате - получи Отделение в печи.

(Капот - топка.)

Под тенью у меня Вы летом отдыхаете. Но коль согласные Местами поменяете, Превращусь в один момент Я в столярный инструмент.

(Липа - пила.)

Настил из брёвен мы возьмём И переставим буквы в нём, И переставленных букв ряд Даст гимнастический снаряд.

(Накат - канат.)

Читаем мы направо смело -Геометрическое тело. Прочтём же справа мы налево -Увидим разновидность древа.

(Куб - бук.)

Найдёшь загаданное слово В названье «жителя морского». А как прочтёшь наоборот -Под парусами он плывёт.

(Краб - барк.)

Мы им всегда обозначаем Товаров качества разряд. Но если справа прочитаем, То получается - канат.

(Сорт - трос.)

Задачу ты решишь свободно: Я - небольшая часть лица. Но прочитай меня с конца -Во мне увидишь что угодно.

(Нос - сон.)

Мухомор, маслёнок или белый Превратить в корабль не так уж

трудно: Крайних букв перестановку сделай -Мигом выйдет парусное судно.

(Гриб - бриг.)

Его любой легко найдёт: Он - музыкальное творение. А прочитай наоборот, Он - след на коже от ранения.

(Марш - шрам.)

Город этот знают, без сомненья, Все, кто любит оперное пенье. А прочтёшь его наоборот -Он речною рыбой поплывёт.

(Милан — налим.)

Есть у мужчин, у женщин нет. Прочтёшь наоборот -Найдёшь среди монет.

(Ус-су.)

В воде она родится Её же и боится. Но коль согласные Местами поменяем, То зверя этого В лесу мы повстречаем: Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

(Соль - лось.)

Перед нами - африканская река. Но если, дописав к ней букву «К», Всё слово с правой стороны

прочтём, То город подмосковный будет в нём. (Нил+к - Клин.)

Они в конструкциях встречаются Мостов и каменных ворот. В продукт питанья превращаются При чтении наоборот.

(Арки - икра.)

Пусть я хоть маленький, но зверь, Ем много насекомых летом. Умею жизнь прожить без света. Кто я? Скажите мне теперь. Отбросив звонкую согласную, И перед вами зверь другой, Знакомый всем, на вид не

страшный, Но иногда бываю злой. Прочтёшь обратно - не живое Предстанет тотчас пред тобой: Один увидеть можно в поле, Есть в электричестве другой.

(Крот - кот - ток.)

Читай как хочешь ты меня... Каким строеньем буду я?

(Шалаш.)

Я в пруду живу, жирею. Переставьте буквы - вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник.

(Карп - парк.)

Вот вам повозка (не телега), Но если в ней, взяв букву слева, Перенести на правый борт, То будет русских яблок сорт.

(Сани - анис.)

По мне движется к сердцу кровь, Меня ищут на сгибах руки. Если же, буквы смешав, Мы расставим их вновь, То получим названье реки.

(Вена - Нева.)

Не раз в оркестрах я звучала, Мой голос струнный так певуч. Но «Ф» моё поставь с начала, И я во тьму направлю луч.

(Арфа - фара.)

Я по полену бью, звеня, Дровами на зиму снабжаю. Когда ж с конца прочтут меня, Я недовольство выражаю.

(Топор -ропот.)

Взглянув на карту, ты узнаешь, Что я - французская река. Но если буквы переставишь, Укрою я в себе зверька.

(Рона - нора.)

Лежу я на земле, Прибитая к железу. По буквы переставь -В кастрюлю я полезу.

(Шпала - лапша.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Материал для внеклассной работы "Математика и оборона страны"

В данном  материале показывается ,как можно использовать возможности предмета математика  для патриотического воспитания школьников...

Материал для внеклассной работы.Ребенок и компьютер.

Влияние компьютера на доровье детей.Материал для проведения классного часа....

Методический материал для внеклассной работы

Проф-игра. Конкурсное мероприятие, проводимое врамках месячника по профориентации....

Занимательный материал для проверочных работ по географии

Занимательный материал для проверочных работ по географии с использованием управляющих кнопок...