Урок русского языка в 5 классе "Определение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по формированию умения находить определения в предложениях и верно графически обозначать их; отработка навыков использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_opredelenie.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение 2014
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Образовательная (Предметная)
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Развивающая (Коммуникативная)
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
6. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная (Личностная)
1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения народных праздников.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; | задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других | анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления; | учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
•находить главные и второстепенные члены предложения, • определять способы их выражения, •различать самостоятельные и служебные части речи, •производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы | проводить наблюдение под руководством учителя; • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи | Фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку Воспитание патриотизма |
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока, исходя из того, что с одним из второстепенных членов предложения мы уже знакомы. Используйте опорные слова:
совершенствовать Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу Сегодня мы продолжим путешествие в мир огромный и удивительный второстепенных членов предложения -С каким второстепенным членом предложения мы знакомы? - Каково его общее значение? -Зачем нужно уметь находить второстепенные члены в предложении? | Настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Фронтальная | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. - Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы | Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)
Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Компетентно-ориентированное задание | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)
- Прочитайте сочинение ученика. -Оно вам понравилось? -Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся. Показ презентации (Приложение) (см. Приложение. Слайд 1) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) (см. Приложение. Слайд 2) – Поучимся у мастеров художественного слова выразительности речи. (см. Приложение. Слайд 3) Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”. - Как описывает С.Есенин зимнюю березу? (см. Приложение. Слайд 4) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) (см. Приложение. Слайд 5) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту природы, чувства? (см. Приложение. Слайд 6) - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) Признак предмета или явления (см. Приложение. Слайд 7) - Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. Филин: работает, учится, думает!
(см. Приложение. Слайд 8) | Рассуждения и ответы учащихся Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока | -Давайте потренируемся. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение. Слайд 9-13) (см. Приложение. Слайд 14) - Теперь попробуем украсить определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь. (см. Приложение. Слайд 15) - Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной. | На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физминутка | Холодная зима. Дует сильный ветер. Холодно. Ночь. Я возвращаюсь домой. Летят красивые снежинки. Они падают мне на ладошки. Каждая снежинка особенная. Они не тают. Я любуюсь ими. Настроение улучшается. Но вот мой дом. Прощаюсь с снежинками и захожу в теплый подъезд. | Если в предложении нет второстепенных членов предложения-сидим. Есть второстепенный член предложения-дополнение-встаем. Есть определение-хлопаем. | Учащиеся выполняют физминутку | Личностные Коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знаний | Проектная работа | Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока) Вывод о важности использования в речи определения | Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись | Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа в парах | Работа в паре. Грамматико-орфографическая работа. | Изображение мальчика и девочки: работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан). Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. В глуш... л...сной, в глуш... з...леной, - А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь». - Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | Личностные Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Подведение итогов, Рефлексия | Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках | Личностные Познавательные Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Предлагает проверить полученные знания Упр. 186 или 187 (по выбору) | Личностные |
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием
Приложения:
задания в «сюрпризах»
1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4 группа: продолжают начатый рассказ
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...