Урок повторение и обобщение учебного материала о служебных частях речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок проводится после изучения всех частей речи и рассчитан на 2 учебных часа. Включает в себя раздел "Развитие речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«Повторение и обобщение изученного материала
о служебных частях речи»
( 7 КЛАСС)
Учитель русского языка и литературы
Андреищева Татьяна Георгиевна
2016-2017 учебный год
Тема урока: « Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
Цели и задачи урока:
Образовательные
- Повторить и обобщить изученный материал по теме «Служебные части речи»
- Закрепить формирование навыка определения служебной части речи
- Закрепить умение обосновывать свой выбор, определять роль служебных частей речи в тексте.
Развивающие
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитывающие
- Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему. Эстетическое воспитание школьников.
Оборудование: презентация, тексты художественных произведений, репродукция картины В.М. Васнецова «Аленушка», раздаточный дидактический материал.
Урок является обобщающим после изучения раздела «Служебные части речи».
Ход урока:
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос с примерами, подготовленными учащимися дома.
Повторение и обобщение изученного материала:
Задание № 1: закончить предложения, взятые из текстов произведений известных авторов. Назвать автора и произведение. Объяснить постановку знаков препинания. Определить роль служебных частей речи в тексте.
Под голубыми небесами великолепными коврами …………………………………
(блестя на солнце, снег лежит). (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, ………………………(пряла, сидя у окна). (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях,………………………. (очень испугалась). (И.С.Тургенев «Муму»).
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, …………....(французу отдана)? (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
Задание № 2. Один ученик у доски составляет схемы, объясняющие постановку знаков препинания. Второй ученик дает характеристику служебным частям речи:
Под – предлог, простой, непроизв., употребляется с сущ. небесами в Т.п.
На – предлог, простой, непроизв., употребляется с сущ. в Пр.п.
У – предлог, простой, непроизводный, употребляется с сущ. в Р.п.
НЕ – частица, отрицательная, употреблена с деепричастием бывавшая
Ка – частица, служит для смягчения приказания
Задание № 3. Составить лексическую статью к слову *Великолепный –
- Отличающийся великолепием, пышной красотой, роскошью.
Задание № 4. Со словом ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ составить словосочетания: великолепный пейзаж, изображено великолепно.
Вопрос: Является ли словосочетанием КАРТИНА ВЕЛИКОЛЕПНА?
Вопрос: Какие служебные части речи вы вспомнили при выполнении домашнего задания и в сегодняшней нашей работе? (предлоги, союзы, частицы)
Вопрос: Какая же, по вашему мнению, будет сегодня тема урока?
Сегодня на уроке мы повторим изученный материал о служебных частях речи (предлогах, союзах, частицах). Формулировка учащимися темы. Запись темы урока. Совместно с учениками постановка целей и задач урока.
Учитель: - Что за спор я слышу?!
ПРЕДЛОГ: Я самая важная и нужная часть речи, ведь я нахожусь на государственной службе. И хотя я не называю ни предмета, ни действия, ни признака, не являюсь членом предложения и не изменяюсь, зато выражаю зависимость слов в словосочетании и предложении и вместе с окончаниями самостоятельных слов выражаю различные смысловые значения.
Учитель: Вы узнали эту часть речи?
ПРЕДЛОГ: Но если вы считаете, что обращаться со мной легко и просто, то ошибаетесь, ведь есть среди нас производные предлоги, которые следует отличать от самостоятельных частей речи. Сможете с этим справиться? Сейчас проверим.
Задание № 5. Выписать предложения, в которых есть производный предлог (1вариант), самостоятельная часть речи (2 вариант) (слайд)
- (Не) смотря на хорошую погоду, берег был пуст.
- (В) течени… нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море.
- (Не) смотря на усталость, мы продолжали путь.
- (В) продолжении… трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю.
- Весна на Камчатке (в) следствии… обилия зимних снегов начинается поздно.
- (В) течени… реки мы обнаружили старую развалившуюся плотину.
- Все деньги были переведены (на) счет предприятия.
- Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распрощались.
СОЮЗ: Пропустите меня, Я – СОЮЗ. Я главная и самая важная служебная часть речи, ведь это я всеми повелеваю: объединяю, разделяю, противопоставляю и подчиняю. Мы, союзы, связываем и члены предложения, и простые предложения в сложном. Мы можем быть и сочинительными, и подчинительными и к тому же самыми разными по значению: сочинительными соединительными, разделительными и противительными; а подчинительными – временными, причинными, условными, сравнительными и т.д.
А вот попробуйте отличить нас от местоимений и наречий с предлогами и частицами.
Задание № 6. Работа с карточкой «Дуб» (слайд). Прочитать текст. Выбрать из слов для справок нужное слово: самостоятельную или служебную часть речи.
Дуб.
1Дуб растет ………………, как и липа, в подмосковных лесах.
2Весной липа зеленеет и как будто просит,………………дуб зеленел вместе с нею.
3Опадает липа ……………первая.
4Дуб еще держится, а потом ………….теряет листья и хоронит под своею листвою липовую.
(слова для справок: чтобы, что бы; тоже , то же; также, так же).
ЧАСТИЦЫ - сценка (автор, частица Бы, Ли, Же):
О чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы такое сказала!
- Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет!
- Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. Да и нужна ли тебе лишняя буква?
- Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. - Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено!
Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ
Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает. И попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!
Учитель: А для еще могут служить частицы?
- Для образования наклонений глагола (да, пусть, пускай, бы)
- Для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый)
- Для образования неопределенных местоимений (то, либо, нибудь)
- Придают предложению или словам различные оттенки.
- Для придания отрицательных значений словам или предложению в целом.
Учитель: А какое значение вносят в предложение следующие частицы?
ВОТ – (указательное), КА – (смягчение приказания), НИ – (отрицательное и усиливающее отрицание).
Задание № 7. Определите значение частиц в данных предложениях (слайд)
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? (восклиц.) – риторический вопрос
Что за прелесть эти сказки! (восклиц.)
Учитель: А сейчас прослушайте текст и подумайте, какое правило он иллюстрирует. Постарайтесь запомнить несуществующие слова.
Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ
Посмотрел я вокруг с доумением: что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо, и во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки.
И погода стояла настная, и гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом, уклюже пробегала пролазные лужи.
А навстречу без всякого страха шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей шли суразный дотепа и вежа.
И из школы, взявшись за ручки, чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.
- Запишите слова, которые без НЕ не употребляются. Какой частью речи они являются? В состав какой морфемы входят?
Задание № 8 Написание НЕ с разными частями речи требует применения правил (вспомнили алгоритм ).Я думаю, что сейчас все вы сумеете правильно определить часть речи и применить правило. Выписать словосочетание или слово с НЕ. Определить часть речи. Объяснить написание (слайд).
- Над всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы.
- Загорелся (не)виданный бой.
- (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь.
- Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться (не) с кем.
- Трава здесь была сочная, зеленая, (ни) кем (не) помятая.
- (Не) место красит человека, а человек место.
- Поддержки ждать было (не) откуда.
- Письмо до сих пор (не) отправлено.
- Он рассказывал об этом вовсе (не) интересно.
Учитель: Проверка. У кого нет ошибок, поставили на полях +.
Учитель: Итак, мы повторили сведения о служебных частях речи. Как же решить их спор о том, какая из них самая главная и самая важная? (учащиеся делают вывод).
Учитель: Служебные части речи очень важны. Без них не всегда понятен смысл высказывания.
Задание № 9. Из слов, представленных на слайде составить и записать предложение.
*Картины художники рассказывать мы прелесть русские дубравы поля бескрайние просторы высокое небо Родина
Проверка (слайд)
*Картины художников рассказывают нам о прелести русских дубрав и полей, о бескрайних просторах и высоком небе Родины.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
На экране репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». О чем она (ее тема)? Природа и человек. Какова основная мысль картины? (Природа помогает нам понять душевное состояние героини)
Учитель: «Аленушка» В.М.Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца 19 века. Картина написана на сюжет русской народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность. На экране текст (слайд).
В русском изобр…зительном искусстве (не) много произведений, где так поэтично показано слияние человека с пр…родой. Среди густого леса зам…р пру…, усыпа…ый золотыми листьями4. В молчании застыли ело…ки, водя…ая гладь то(же) неподвижна. Грус…ная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.
Аленушка пр…бежала в лесную чащу, что (бы) выплакать свое горе, пр…села на камень, и вся природа то(же) грустит вместе с ней.
Задания:
Тема. Основная мысль. Стиль. Доказать принадлежность к данному стилю.
1 ученик – Найти и охарактеризовать служебные части речи.
2 ученик – Выписать слова с орфограммами, графически объяснить их написание.
3 ученик – Синтаксический разбор предложения.
Домашнее задание. Повторить изученный материал о служебных частях речи. Написать небольшой текст о приемах, которые использует художник для раскрытия основной мысли своего произведения (композиция, поза героини, колорит картины, палитра художника, освещение). Выделить служебные части речи.
*Композиция – построение картины: строгая композиция, четкая, удачная.
*Палитра – подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма: нежная палитра, богатая палитра
*Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета: яркий колорит, скромный, неяркий.
Я, Андреищева Татьяна Георгиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 68 Калининского района Санкт-Петербурга. Стаж педагогической работы – 23 года. Высшее педагогическое образование. Закончила Бельцкий педагогический институт им. А.Руссо. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Я люблю свою работу, люблю детей, люблю наблюдать за тем, как они взрослеют, становятся умнее, рассудительнее, красивее. Для учителя большая радость и самая большая награда, если его ученики становятся успешными людьми. И я для этого делаю все возможное.
Как заместителю директора по учебно-воспитательной работе, мне интересна работа с молодыми специалистами. Моя задача способствовать адаптации начинающих педагогов, повышать их профессиональное мастерство, повышать мотивацию профессионального роста молодого учителя, создавать условия для его саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-172205-1360001065.jpg)
Диктанты по теме "Служебные части речи". 7 класс.
Диктанты повышенной сложности, рассчитанные на классы с углублённым изучением русского языка....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-269006-1375533272.jpg)
Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс
Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533 Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...
Служебные части речи. 6 класс
Урок закрепления и систематизации знаний по русскому языку по учебнику под редакцией М.М. Разумовской...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967309-1509539093.png)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-268476-1606140339.jpg)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...