Урок повторение и обобщение учебного материала о служебных частях речи в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Андреищева Татьяна Георгиевна

Урок проводится после изучения всех частей речи и рассчитан на 2 учебных часа. Включает в себя раздел "Развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sluzhebnye_7_kl.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68

Калининского района Санкт-Петербурга

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 «Повторение  и обобщение изученного  материала

 о служебных частях речи»

( 7 КЛАСС)

Учитель русского языка и литературы

Андреищева Татьяна Георгиевна

2016-2017 учебный год

Тема урока: « Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»

Цели и задачи урока:

Образовательные 

  1. Повторить и обобщить  изученный материал по теме «Служебные части речи»
  2.  Закрепить формирование навыка определения служебной части речи
  3. Закрепить  умение  обосновывать свой выбор, определять роль служебных частей речи в тексте.

Развивающие

  1. Развивать логическое мышление учащихся.
  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать  выводы

Воспитывающие

  1.  Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему. Эстетическое воспитание  школьников.

Оборудование:  презентация, тексты художественных произведений, репродукция картины В.М. Васнецова  «Аленушка»,  раздаточный дидактический материал.

Урок является обобщающим после  изучения раздела «Служебные части речи».

Ход урока:

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос  с примерами, подготовленными учащимися дома.

Повторение и обобщение изученного материала: 

Задание № 1: закончить предложения, взятые из текстов произведений известных авторов. Назвать автора и произведение.  Объяснить постановку знаков препинания.  Определить роль служебных частей речи в тексте.

Под  голубыми  небесами великолепными коврами  …………………………………

(блестя на солнце,  снег лежит).  (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, ………………………(пряла, сидя у окна). (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Муму, отроду не бывавшая в таких великолепных покоях,………………………. (очень испугалась).  (И.С.Тургенев «Муму»).

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, …………....(французу отдана)?        (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

Задание № 2. Один ученик у доски составляет схемы, объясняющие постановку знаков препинания.  Второй         ученик дает характеристику служебным частям речи:

Под – предлог, простой, непроизв., употребляется с сущ. небесами в Т.п.

На – предлог, простой, непроизв., употребляется с сущ. в Пр.п.

У – предлог, простой, непроизводный, употребляется с  сущ. в Р.п.

НЕ – частица, отрицательная, употреблена  с деепричастием бывавшая

Ка – частица, служит для смягчения приказания

Задание № 3.  Составить лексическую статью к слову *Великолепный –

  1. Отличающийся великолепием, пышной красотой, роскошью.

Задание № 4. Со словом ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ составить словосочетания: великолепный пейзаж, изображено великолепно.

 Вопрос: Является ли словосочетанием  КАРТИНА ВЕЛИКОЛЕПНА?

Вопрос: Какие служебные  части речи вы  вспомнили при выполнении домашнего задания и в сегодняшней нашей работе? (предлоги, союзы, частицы)

Вопрос: Какая же, по вашему мнению, будет сегодня тема урока?

Сегодня  на уроке мы повторим изученный материал о служебных частях речи (предлогах, союзах, частицах).  Формулировка учащимися темы. Запись темы урока. Совместно с учениками постановка целей и задач урока.

Учитель:  - Что за спор я слышу?!

ПРЕДЛОГ: Я самая важная и нужная часть речи, ведь я нахожусь на государственной службе. И хотя я не  называю ни  предмета, ни действия, ни признака,  не являюсь членом предложения и не изменяюсь, зато выражаю зависимость слов в словосочетании и предложении  и вместе с окончаниями самостоятельных  слов  выражаю различные смысловые значения.

Учитель: Вы узнали эту часть речи?

ПРЕДЛОГ:  Но если вы считаете, что обращаться со мной легко и просто, то ошибаетесь, ведь есть среди нас производные предлоги, которые следует отличать от самостоятельных частей речи. Сможете с этим справиться? Сейчас проверим.

Задание № 5. Выписать предложения, в которых   есть производный предлог (1вариант),  самостоятельная часть речи (2 вариант) (слайд)

  1. (Не) смотря на хорошую погоду, берег был пуст.
  2. (В) течени… нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море.
  3. (Не) смотря на усталость, мы продолжали путь.
  4. (В) продолжении… трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю.
  5. Весна на Камчатке (в) следствии… обилия зимних снегов начинается поздно.
  6. (В) течени…  реки мы обнаружили старую развалившуюся плотину.
  7. Все деньги были переведены (на) счет предприятия.
  8. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распрощались.

СОЮЗ: Пропустите меня, Я – СОЮЗ. Я  главная и самая важная  служебная часть речи, ведь это я всеми повелеваю:  объединяю, разделяю, противопоставляю и подчиняю. Мы, союзы,  связываем и члены предложения, и простые предложения в сложном.  Мы можем быть и сочинительными,  и подчинительными и к тому же самыми разными по значению: сочинительными соединительными, разделительными и противительными;  а подчинительными – временными, причинными, условными, сравнительными и т.д.

А вот попробуйте отличить нас от местоимений и наречий с предлогами и частицами.

Задание № 6. Работа с карточкой «Дуб» (слайд).  Прочитать текст. Выбрать из слов для справок нужное слово: самостоятельную или служебную часть речи.

Дуб.

1Дуб растет ………………, как и липа, в подмосковных лесах.

2Весной липа зеленеет и как будто просит,………………дуб зеленел вместе с нею.

3Опадает липа ……………первая.

4Дуб еще держится, а потом ………….теряет листья и хоронит под своею листвою липовую.

(слова для справок:  чтобы, что бы;    тоже , то же;   также, так же).

ЧАСТИЦЫ  - сценка (автор, частица Бы, Ли, Же):

О чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!

-  Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит  частица БЫ, - я бы такое сказала!

- Ах, эта  частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет!

- Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. Да и нужна ли тебе лишняя буква?

- Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. - Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено!

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ

Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:  БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает. И попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!

Учитель:  А для еще могут служить частицы?

  1. Для образования наклонений глагола (да, пусть, пускай, бы)
  2.  Для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый)
  3. Для образования неопределенных местоимений (то, либо, нибудь)
  4. Придают предложению или словам различные оттенки.
  5. Для придания отрицательных  значений словам или предложению в целом.

Учитель:  А какое значение вносят в предложение следующие частицы?

ВОТ – (указательное),  КА – (смягчение приказания), НИ – (отрицательное и  усиливающее отрицание).

Задание № 7.  Определите значение частиц в данных предложениях (слайд)

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила  русскую силу? (восклиц.) – риторический вопрос

Что за прелесть  эти сказки! (восклиц.)

Учитель:  А сейчас прослушайте текст и подумайте, какое  правило он  иллюстрирует. Постарайтесь запомнить  несуществующие слова.

Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ

Посмотрел я вокруг с доумением: что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо, и во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки.

И погода стояла настная, и гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом, уклюже пробегала пролазные лужи.

А навстречу без всякого страха шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей шли суразный дотепа и вежа.

И из школы, взявшись за ручки, чинным шагом вышли доучки.

И навстречу им утром рано улыбалась царевна  Смеяна.

Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.

- Запишите слова, которые без НЕ  не употребляются. Какой частью речи они являются? В состав какой морфемы входят?

Задание № 8  Написание НЕ с разными частями речи требует применения правил (вспомнили алгоритм ).Я думаю, что сейчас все вы сумеете правильно определить часть речи и применить правило. Выписать словосочетание или слово с НЕ. Определить часть речи. Объяснить написание (слайд).

  1. Над всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы.
  2. Загорелся (не)виданный бой.
  3. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь.
  4. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться (не) с кем.
  5. Трава здесь была сочная, зеленая, (ни) кем (не) помятая.
  6. (Не) место красит человека, а человек место.
  7. Поддержки ждать было (не) откуда.
  8. Письмо до сих пор (не) отправлено.
  9. Он рассказывал об этом вовсе (не) интересно.

Учитель: Проверка. У кого нет ошибок, поставили на полях +.

Учитель:  Итак, мы повторили сведения о служебных частях речи. Как же решить их спор о том, какая из них самая главная и самая важная? (учащиеся делают вывод).

Учитель:  Служебные части речи очень важны.  Без них не всегда понятен смысл высказывания.

Задание № 9.  Из слов, представленных  на слайде составить и записать предложение.

*Картины художники рассказывать мы прелесть русские дубравы поля бескрайние просторы высокое небо Родина

Проверка (слайд)

*Картины художников рассказывают нам о прелести русских дубрав и полей, о бескрайних просторах и высоком небе Родины.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

На экране репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». О чем она (ее тема)? Природа и человек.  Какова основная мысль картины? (Природа помогает нам понять душевное состояние героини)

Учитель:  «Аленушка» В.М.Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца 19 века. Картина написана на сюжет русской народной сказки о сестрице Аленушке  и братце Иванушке. Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии.  Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность. На экране  текст (слайд).

     В  русском изобр…зительном искусстве  (не) много произведений, где так  поэтично показано слияние человека с пр…родой.  Среди густого леса зам…р пру…,  усыпа…ый  золотыми листьями4. В молчании застыли  ело…ки,  водя…ая  гладь  то(же) неподвижна.  Грус…ная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.

     Аленушка пр…бежала в лесную чащу, что (бы) выплакать свое горе,  пр…села на камень, и вся природа то(же) грустит вместе с ней.

Задания:

Тема. Основная мысль. Стиль. Доказать принадлежность к данному стилю.

1 ученик – Найти и охарактеризовать служебные части речи.

2 ученик – Выписать слова  с орфограммами, графически объяснить их написание.

3 ученик – Синтаксический разбор предложения.

Домашнее задание. Повторить изученный материал о служебных частях речи.  Написать  небольшой текст о приемах, которые использует  художник для раскрытия основной мысли своего произведения (композиция, поза героини,  колорит картины, палитра художника, освещение). Выделить служебные части речи.

*Композиция – построение картины: строгая композиция, четкая, удачная.

*Палитра – подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма: нежная палитра, богатая палитра

*Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета: яркий колорит, скромный, неяркий.

           Я,   Андреищева Татьяна Георгиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 68 Калининского района Санкт-Петербурга. Стаж  педагогической работы – 23 года.  Высшее педагогическое образование. Закончила Бельцкий  педагогический институт им. А.Руссо. Награждена  нагрудным знаком «Почетный работник  общего образования Российской Федерации»

           Я люблю свою работу, люблю детей,  люблю наблюдать за тем, как они взрослеют, становятся умнее, рассудительнее, красивее. Для учителя большая радость и самая большая награда, если его ученики становятся успешными людьми. И я для этого делаю все возможное.

          Как заместителю директора по учебно-воспитательной работе,  мне интересна работа с молодыми специалистами. Моя задача способствовать адаптации начинающих педагогов, повышать их профессиональное мастерство, повышать мотивацию профессионального роста молодого учителя, создавать условия для его саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты по теме "Служебные части речи". 7 класс.

Диктанты  повышенной сложности, рассчитанные на классы с углублённым изучением русского языка....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Служебные части речи. 6 класс

Урок закрепления и систематизации знаний  по русскому языку  по учебнику  под редакцией М.М. Разумовской...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...