6 кл.Наклонения глагола.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок в 6 классе по теме "Наклонение" с использованием технологии РКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.nakloneniya_glagola.docx50.36 КБ

Предварительный просмотр:

Класс-6

Предмет-русский язык

Тема:        Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова).

распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самовоспитание внимания и активности на уроке.

Предметные:

-ученик  на практике научится применять теоретические знания.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действии

ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 Хорошо проверь, дружок,

Ты готов  начать урок?

Все ль на  месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все  ли  правильно  сидят?

Все  ль внимательно  глядят?

Каждый  хочет  получать

Только  лишь  отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

2.Устная лингвистическая разминка

 «Донотантный граф»

- О какой части речи мы говорили на прошлом занятии?

-Какие морфологические признаки глагола вам известны?

-Давайте набросаем  «Донотантный граф»(Что делает глагол?)

- Правда ли, что мы назвали все признаки глагола как части речи?

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать  мнение на основе  знаний.

2.  Оценивать ответ соседа.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

3.Повторение и закрепление изученного.Самостоятельная работа

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА задание №1

 Зима сп…шит. Она прикидывает, кому что на Новый год под…рить. Всё в лесу она знает, поэтому ёлкам подарила длинные шу…ки а берё…ки нагр…дила лё(г,к)ими кружевными юбоч?ками. Пням  нахлобучила ша…ки и пни повеселели улыбаются стоят.

- Какие проблемы мы должны решить , работая с мини- текстом? Как его можно озаглавить?

-Можно ли утверждать, что все глаголы в тексте стоят в одной форме? Если «да», то какой?

 .

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

На доске открываются закрытые ранее слова:

Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род, склонение.

-Найдите лишнее, докажите.

– Каким словосочетанием можно  заменить оставшиеся понятия? (Морфологические признаки глагола.)

– Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение.)

–  Определите  и запишите тему урока –  «Наклонение глагола».

– Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? )

-Как  уточним тему урока?

Какие цели перед собой поставим?( распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения)

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему), цели урока.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

5. Открытие новых знаний.

Работа в парах.

Исследование.

  1. Записать предложения в левый столбик.
  2. Подчеркнуть в них глаголы.
  3. Определить время.
  4. Сравнить глаголы.
  5. Рассмотреть смысл этих предложений

  1.  Ежонок учится в школе.
  2. Ежонок  учился в школе.

3.  Ежонок  будет учиться в школе. 

4. Ежонок  учился бы в школе.

5. Ежонок, учись в школе!

- В каких глаголах удалось определить время?

-В  каком случае возникли затруднения?

Глаголы, в которых можно определить время, обозначают реальные действия( изъявительное наклонение) , если нельзя определить время- это нереальные действия( условное и повелительное). Или новый морфологический признак –наклонение.

-Прочитайте определение наклонения в ТЕОРИИ- П. 86

 

Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.

Наклонение выражает отношение действия к действительности.

Действие может быть реальное   и нереальное.

 - Составьте кластер, используя материал учебника

- Запишите слово ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

-_подберите к нему однокоренные

Слово учителя.

– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Подберите эти слова. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.

ФИЗМИНУТКА

 Мы поставили пластинку

 И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через  

двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

                     Потянулись, подышали.

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

6.Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных  умений.

Творческая работа в парах.

Выполнение упр. 232, стр.87

Выпишите глаголы, обозначающие   реальные действия.. Определите вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

-КАК образуются эти времена?

( наступила, фыркали, жевали, похрапывали, плакал, раздавался, не уехали. Журчал, не нарушали, не будили, вгоняли)

Дополнительное задание.   Определите значение слова: ВГОНЯЛИ, дайте текстовые синонимы.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Осуществлять работу в г паре, договариваться о совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

VII. Итог урока.

Рефлексия

 

 2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

  Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

 

– Что нового узнали? Чему учились? В чём уверены? Над чем следует поработать?(инсерт по П.86)

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

- По каким критериям будете оценивать себя? 2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

(Можно использовать приём «Ромашка Блума»)

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VIII.  Домашнее задание.

1.  П. 88-89, упр.238 или 247 и придумайте себе своё задание по выбранному упражнению

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...