Методический семинар
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Методы и приемы формирования орфографической грамотности школьников на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._metodseminar.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар на тему «Методы и приёмы формирования орфографической грамотности школьников»
За три года обучения, с 5 по 7 классы, школьники по русскому языку должны усвоить 69 орфографических правил, не считая словарных слов, пунктуационных, грамматических и речевых правил.
Орфографическая грамотность – показатель уровня образованности любого человека. Как научить их ориентироваться в большом количестве материала? Как добиться повышения грамотности? Такие вопросы стоят перед учителем-филологом. Хочу представить мой опыт работы по повышению орфографической грамотности.
Первый вид работы – это словарный диктант из 8 слов, который проводится в начале каждого урока русского языка. Все слова на разные правила. Один ученик работает у доски- класс в это время записывает их в тетради. Обязательное условие - графически выделить орфограмму и ту морфему, в которой она находится.
Вот пример словарного диктанта для 6 класса.
Соломенный, парчовый, приуральский, какой-то, братский, пересказчик, золотисто-жёлтый, отыскать.
Одноклассники задают ученику, работающему у доски, вопросы из теории языка. Например, что такое антонимы, синонимы, диалектизмы, фразеологизмы, морфемика, орфоэпия, глагол? Или просят перечислить разряды прилагательных, местоимений или подобрать синонимы к словам… Таким образом, мы вспомнили и морфологию, и лексику, и словообразование, и орфоэпию.
С 7 класса начинаем определять части речи всех слов словарного диктанта, так как появляются новые части речи: причастие, отглагольное прилагательное, деепричастие, категория состояния. Особое внимание на правописание одной и двух букв Н. Чтобы семиклассники запомнили правописание Н в разных частях речи, на начальном этапе в диктант включаются цепочки слов. Вот фрагмент такой работы:
Крашеный, покрашенный, не покрашены, крашенный светлой краской.
С системой оценивания учащиеся знакомятся в начале учебного года: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок –«2». Следовательно, ученик по окончанию работы может поставить себе справедливую оценку.
Второй вид работы - изучение словарных слов. В 5 классе заводятся личные словарики, в которые записываются слова в начале каждого урока. Алгоритм работы со словарными словами таков:
1) Запись слова на доске и в словариках
2) Зрительное восприятие слова
3) Восприятие слова на слух
4) Постановка ударения
5) Разъяснение лексико-этимологического значения слова
6) Подбор родственных слов
7) Составление словосочетаний с изучаемым словом
Ребятам интересно узнать, что вермишель с латинского переводится как «червяк», апельсин с голландского - «китайское яблоко». Кроме основного слова, записываются ещё и однокоренные слова и разъясняется его этимология.
Для запоминания написаний трудных словарных слов помогут придуманные нами «запоминалки». Например, винегрет (виноват негр) или аллея (это деревья, посаженные в два ряда, значит, нужно писать две н).
Если в каких-то словах часто допускаются ошибки, то можно их записать на корке контрольной тетради. Если большинство учеников допустили ошибки в одних и тех же словах, то слова выписываются на листочки и вывешиваются на стену. Висят они до тех пор, пока все не запомнят их правописание.
Ещё один эффективный способ формирования орфографической грамотности – морфемный разбор слов в качестве грамматического задания после контрольного диктанта.
Немаловажное значение имеет эмоциональная составляющая урока: дети не должны бояться идти на урок, не должны бояться плохих отметок.
При условии ежедневной систематичной работы такой подход к изучению орфографии даёт хорошие результаты.
Библиографический список
Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М. Просвещение, 2001. – 272 с.
Чеснокова Л. Д., Букаренко С. Г., Дроботова Л.Л., Соболева О. Л., Шуляк Л. И. На берегах Лингвинии.- М. Просвещение. Учебная литература, 1996. – 288 с.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/subiects
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...