Презентация по русскому языку "Фразеология"
презентация к уроку по русскому языку на тему
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologiya.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Фразеологизмы и их употребление» Цель урока: повторить, углубить и обобщить знания по фразеологии как о разделе науки о языке; показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову .
вопрос жизни и смерти - кожа да кости - комар носа не подточит - куриная память - на всех парусах - перемывать косточки - хоть кровь из носу- рукой подать - важно худой идеально плохая быстро обсуждать обязательно близко Определите лексическое значение фразеологических сочетаний
глас вопиющего в пустыне стреляный воробей как рыба в воде ни рыба ни мясо обвести вокруг пальца кот наплакал седьмая вода на киселе гонять лодыря напрасно опытный уверенно безликий, безвольный человек обмануть очень мало дальний родственник бездельничать
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.
Источники появления фразеологизмов разнообразны. Это выражения, взятые из Библии, трудовой жизни человека, из произведений устного народного творчества, выражения, пришедшие из древнегреческой и римской мифологий. Обогатили русскую фразеологию поэты и писатели.
Авгиевы конюшни (сильно засоренное, загрязненное или захламленное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке) Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место) Троянский конь (дар врагу с целью его погубить, обманное действие)
Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, запишите их. Объясните лексическое значение. Писать как (лев, курица, собака) лапой. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). 4 . Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.
Игра «Лицедеи» 1 участник от каждой группы вытаскивает по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Студенты должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Ошибки при употреблении фразеологизмов: 1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню . 2. Неправильное толкование Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь. 3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего ( пропущ . оставляют ) 4. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками) 5.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо "... лукаво") Чтобы не допускать ошибок при употреблении фразеологизмов, нужно чаще заглядывать в фразеологический словарь!
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки. Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд Мы идем в ногу со своим временем. Решение задачи привело в тупик. Затея лопнула, как карточный домик. Он работал, опустив рукава. Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах. Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем слова «свой». Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик». Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь». Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».
1. Для чего нужно изучать фразеологию? 2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
Домашнее задание. На «5» - Подобрать 3 фразеологизма (1 из истории, 1 из мифологии, 1 из литературы), объяснить происхождение и значение, с каждым составить предложение. На «4» - Подобрать 3 фразеологизма, объяснить происхождение и значение. На «3» - Объяснить значение и происхождение любого фразеологизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык - А26 (ТРЕНАЖЕР)"
Учебная презентация - тренажер предназначена для проверки навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи (задание А26).Может быть использована как для фронталь...
Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...
Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".
Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....
Презентация по русскому языку в 10 классе "Орфоэпические нормы русского языка"
Презентация по теме" Орфоэпические нормы". На слайдах представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и изучение новой темы - норм орфоэпии....
Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"
Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...
презентация по русскому языку Стили русского языка
презентация по русскому языку Стили русского языка...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...