Методические разработки по русскому языку и культуре речи (подготовка к ОГЭ)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Данные методические разработки могут быть использованы учителями русского языка как при подготовке учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации, так и на уроках русского языка при обучении сжатому изложению (конспекты 1 и 2) или на уроках обобщения изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» (конспект 3).
«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я как учитель, много лет готовящий выпускников к аттестации в разной форме, считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.
Начинать работу по подготовке к ГИА необходимо с создания методической базы, куда входят печатные издания типовых тестовых заданий, электронные тесты, тренажеры, аудиоуроки, целая система таблиц и схем для комплексного повторения знаний по орфографии и пунктуации и многое другое.
Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика. В этом году на каждого учащегося 9 класса мы завели папку под названием «Индивидуальная карта готовности к государственной итоговой аттестации по русскому языку учащегося 9 класса », которую я разработала и внедрила в практику (см. приложение 1). На мой взгляд, это наиболее удобная форма, которая позволяет отслеживать результативность и качество усвоения тех или иных тем, а также очень наглядно и детям, и их родителям увидеть успехи и неудачи при подготовке к ГИА.
С целью систематизации орфографических навыков учащихся необходимо подготовить заранее целый ряд таблиц по темам, изученным в течение всех 5 лет обучения на 2 ступени. Например: «Чередование гласных О-А, Е-И в корнях слов», «Дефисное написание частей речи», «Правописание О, Е, Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи», «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Орфограммы в приставках» и др. (примеры этих таблиц см. в приложении 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chto_takoe_szhatie_teksta._isklyuchenie.zip | 1.29 МБ |
2_priemy_szhatiya_teksta_obobshchenie.zip | 1.42 МБ |
prilozhenie_1_idividualnaya_karta_gotovnosti_k_gia.doc | 210 КБ |
prilozhenie_2_tablitsy.doc | 81.5 КБ |
3_predlozheniya_s_obosoblennymi_chlenami.zip | 1.21 МБ |
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Для написания сжатого изложения требуется 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов
Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения
Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Подписи к слайдам:
Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину)
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов
Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения
Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта готовности к ГИА по русскому языку учащегося 9 класса
ФИО _____________________________________________________
- СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
№ | Дата | Критерии оценивания изложения (0-6 б.) | Критерии оценки грамотности и фактической точности (0 – 10 б.) | Общее кол-во баллов | ОЦЕНКА | Подпись учителя | Подпись уч-ся | Подпись родителей | |||||||||||
ИК1 (0-3) | ИК2 (0-1) | ИК3 (0-2) | ГК1 – орфограф. | ГК2 – пунктуац. | ГК3 – грамматич. | ГК4 - речевые | ФК1 – фактическ. | ||||||||||||
кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | ||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 |
- ТЕСТ (тренировочные задания с выбором ответа). За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
№ дата | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | Подпись учителя | Подпись уч-ся | Подпись родителей | ||||||||||||||
Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во заданий | Верно | ОЦЕНКА | ||||
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ . За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
№ Дата | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | Всего баллов | ОЦЕНКА | Подпись учителя | Подпись уч-ся | Подпись родителей |
- Задания (тренировочные) с кратким ответом. За каждое правильно выполненное задание – 1 б.
№ дата | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | ||||||||||||||||||
Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | Кол-во зад-й | Верно | ОЦЕНКА | |
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ с кратким ответом. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
№ Дата | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | Всего баллов | ОЦЕНКА | Подпись учителя | Подпись уч-ся | Подпись родителей |
IV ) СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ на лингвистическую тему
№ | Дата | Критерии оценивания сочинения (0-7 б) | Критерии оценки грамотности и фактической точности (0 – 10 б.) | Общее кол-во баллов | ОЦЕНКА | Подпись учителя | Подпись уч-ся | Подпись родителей | ||||||||||||
СК1 (0-2) | СК2 (0-2) | СК3 (0-2) | СК4 (0-1) | ГК1 – орфограф. | ГК2 – пунктуац. | ГК3 – грамматич. | ГК4 - речевые | ФК1 – фактическ. | ||||||||||||
кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | кол-во ошибок | баллы | |||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 |
V) Результаты репетиционного тестирования в формате ГИА (пробные экзамены)
№ | Дата | С1 Сжатое изложение | Часть А (0-7 б.) | Часть В (0- 9 б.) | С2 Сочинение-рассуждение | Грамотность и фактическая точность изложения и сочинения | Всего баллов | ОЦЕНКА | |||||||||||||||||||||||
ИК1 | ИК2 | ИК3 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | СК1 | СК2 | СК3 | СК4 | ГК1 | ГК2 | ГК3 | ГК4 | ФК1 | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | Подпись учителя | Подпись учащегося | Подпись родителей |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Таблица 1. «Чередование гласных О-А, Е-И в корнях слов»
Зависят от ударения | От наличия (отсутствия) суффикса –а- | От согласных в корне | От значения корня |
гар – гОр, клан – клОн, твар – твОр угарный – угОреть, кланяться, наклон, наклОнить, творчество, тварь, твОрение |
полАгать – полОжить
кАсаться – кОснуться |
вырАсти – вырАщенный – вырОс ИСКЛ.: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав на вырост Запомнить: отрАсль |
вырОвнять дорогу рАвн = равный (одинаковый или неодинаковый) срАвнить числа, урАвнение ИСКЛ.: рАвнина, рАвняться (в строю), рАвнение, порОвну |
зор – зАр зорька, зарево, зАрница, зАря | Е – И (а) бЕр – бИра мЕр – мИра дЕр – дИра тЕр – тИра стЕл – стИла блЕст – блИста жЕг – жИга чЕт – чИта набЕру – набИрать, замЕр – замИрать, вытЕр – вытИрать, блЕстеть – блИстать, расстЕлить – расстИлать, вычЕт – вычИтать (искл. СОЧЕТАНИЕ) а (я)//им (ин) занять – занИмать, понять – понИмать, начать - начИнать |
скАкать – вскОчить ИСКЛ.: скАчу, скАчок |
намОкать, промОкаемый мАк = опускать в жидкость мАкать, мАкнуть, обмАкнуть
плОвец, плОвчиха, плОвцы плАв (в остальных словах, кроме слов с буквой Ы в корне): сплАвлять, плАвник, плАвучий (но: плыть, плывуны) |
Таблица 2. «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | ПРИЧАСТИЯ |
Н -ИН- (чей?): гусИНый, пчелИНый, осИНый -АН-: песчАНый, кожАНый -ЯН-: торфЯНой, серебрЯНый, землЯНой Искл.: оловяННый, деревяННый, стекляННый НН -ЕНН-: письмЕННый, торжествЕННый Искл.: ветрЕНый (день, человек) НО: ветрЯНая (мельница, оспа) НО: БЕЗветрЕННая (с приставкой - НН) -ОНН-: революциОННый, авиациОННый Н+Н: соННый, стариННый, монотоННый В кратких прилагательных Н столько же, сколько в полном: тумаННая даль – даль тумаННа | В полном причастии – только НН (что сделаННый?) Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? В причастии может быть
глазирОВАННый, премирОВАННый, маринОВАННый, корчЁВАННый
печёННая в костре картошка
решёННая задача (что сделать? – решить), даННый ответ (что сделать? – дать) Искл.: ранеНый боец НО: ИЗранеННый боец (есть приставка) или ранеННый в руку солдат (есть зависимое слово) |
ЗАПОМНИТЬ! В этих прилагательных нет суффикса, Н входит в корень: юНый, зелёНый, румяНый, свиНой, сиНий, пряНый, рьяНый, багряНый | В кратких причастиях – только одна Н (что сделан? сделана? сделано? сделаны?) Дрова (что сделаны?) – распилеНы, скамейка (что сделана?) – покрашеНа, письмо (что сделано?) – сожжеНо, написаНо, ответ (что сделан?) - даН |
только одна Н печёНый (что делать? – печь), тушёНый (что делать? – тушить), жареНый (что делать? – жарить), варёНый (что делать? – варить), ломаНая (что делать? – ломать). Печёный торт, тушёная капуста, нежареная рыба, неварёные овощи, плетёная мебель, несолёный суп, непаханая земля (приставка НЕ не влияет на написание) ЗАПОМНИТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ! только НН неждаННый, негадаННый, неслыхаННый, невидаННый, нечаяННый, желаННый, медлеННый |
Таблица 3. «Правописание О, Е, Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях»
В КОРНЕ | В СУФФИКСЕ | В ОКОНЧАНИИ |
Ё - Е (пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е) пчЁлы – пчЕла, жЁлтый – жЕлток, шЁпот – шЕптать, пшЁнка – пшЕно, чЁрствый – чЕрстветь, пришЁл - пришЕдший |
Под ударением –О, без ударения – Е Сущ.: ручОнка– ручЕнька, бельчОнок - замочЕк Прил.: кумачОвый (от кумач) – ситцЕвый (от ситец) Нар.: горячО (от горячий)- певучЕ (певучий) ИСКЛ.: ещЁ (нар.) |
Под ударением –О, без ударения – Е свечОй – пищЕй, врачОм – ситцЕм, лещОм – дверцЕй, большОго - свежЕго |
Слова – исключения: Шоколад, шофёр, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба и др. (шорты, изжога, шомпол...) |
Сущ.: ЁВ: ночёвка (ночевать), корчёвка (корчевать) ЁН: тушёнка (тушить), сгущёнка (сгустить) ЁР: дирижёр (дирижировать), ухажёр (ухаживать) | 2.В глаголах – только Ё: печЁт, стрижЁт, влечЁшь, подстережЁм, бережЁте, течЁт, запряжЁт |
ЗАПОМНИТЬ: Сильный ожОг (сущ.) НО: (что сделал?) ожЁг (гл.) рУки | Прил.: ЁН: тушёный (тушить), перчёный (перчить), печёный (печь) | |
Прич.: ЁНН: испечённый (испечь), вовлечённый (вовлечь), напряжённый, извещённый, восхищённый, лишённый |
Таблица 4. «Дефисное написание частей речи»
Имена существительные | Имена прилагательные | Наречия | Местоимения | Предлоги, частицы |
юго-запад, юго-восток, северо-запад |
юго-западный, северо-восточный, санкт-петербургский, нью-йоркский |
–ОМУ, -ЕМУ, -И: Жить (как?) по-новому, по-хорошему, по-русски ЗАПОМНИТЬ! По-мОему (нар.) НО: по моемУ (мест.) |
Кое-кто, кое-как, кое-что, кое-где | ПРЕДЛОГИ: Из-за, из-под, по-над, по-за |
Тянь-Шань, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону | 2) С частицами –ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ: Что-то, как-то, где-либо, почему-то, кто-нибудь | ЧАСТИЦЫ: -КА (с глаголами) Сходи-ка, возьми-ка | ||
Пол-Загл.буква, Пол-гласный, Пол-л Пол-Галича, пол-яблока, пол-лимона остальные – слитно: полдома, полгода, полведра |
Сине-зеленый, светло-голубой, темно-красный, свинцово-серый, изжелта-красный | 2) С приставкой В (во)- и суффиксами –ЫХ (-ИХ): Во-первых, во-вторых, в-третьих | - ТО (с любыми частями речи) Например:
| |
ЗАПОМНИТЬ! Слова с полу- всегда слитно: Полуостров, полумесяц, полушубок |
Кисло-сладкий, русско-английский, плодово-ягодный ЗАПОМНИТЬ! СЛИТНО пишутся сложные прил., образованные от подчинительного словосочетания: Железнодорожный (железная дорога), Сельскохозяйствен- ный (сельское хозяйство), трехэтажный (три этажа) | 3) Сложные наречия: Еле-еле, чуть-чуть, мало-помалу, видимо-невидимо, нежданно-негаданно ЗАПОМНИТЬ: Точь-в-точь, Бок о бок | -ВСЁ-ТАКИ И всё-таки я обязательно вернусь. |
Таблица 5. Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи
Имя существительное | Краткое прилагательное | Глагол | Наречие | Частица |
Ь только в 3 скл. Дочь, мышь, помощь, тушь (= краска), молодёжь Ь м.р., мн.ч. Врач, грач, кирпич, гараж, туш (= марш), (много) туч, рощ, задач, передач | Каков? Ь Могуч, скрипуч, пахуч, хорош, свеж, пригож | Ь Всегда! Говоришь, читаешь, улыбаешься (2 л., ед.ч.) Беречь, стричься, обжечься (инфинитив) Отрежь, намажьте (повелит. наклонение) | Ь (в большинстве слов) Вскачь, сплошь, наотмашь, навзничь, настежь, точь-в-точь ИСКЛ.: Уж Замуж Невтерпёж | Ь Ишь, лишь, вишь, бишь |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА по русскому языку.
Предложения с обособленными членами (Задание В 4).
- Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
- Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения._______________
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг - о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.
- Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения________________
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
-(20)Чудеса! раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
4. Среди предложений 31–37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.______________________
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду:
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
5. Среди предложений 21 - 28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения__________
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
6. Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения_____________________
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
7. Среди предложений 10 - 14 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения_______
(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
8. Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________________
(10)Вошла учительница - все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!». (12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь- локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, взглядом упирался в одну точку - от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
9. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения____________________
25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих – жизнь.
10. Среди предложений 24–29 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений__________________
- (24)Откуда у тебя цветы? - спросила учительница.
- (25)Это мне Витя подарил, - спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
- (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
11. Среди предложений 3 - 9 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения_________
(3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции - благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления. (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
12. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения___________________
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
- (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться!
- восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
13. Среди предложений 19 - 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения___________________
(19) С воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
- (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
14. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения_____________________
(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
- (8)Заходите, товарищ лейтенант.
15. Среди предложений 40–45 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения_________________
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
- (45)Будет жить, - сказал Зыбин твёрдо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи для студентов очной формы обучения специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...
Методическая разработка по русскому языку и культуре речи на тему: "Занимательная грамматика. Квест-урок"
Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности...
Рабочая программа ВУД "Русский язык и культура речи. Подготовка к ОГЭ", 9класс
Рабочая программа ВУД "Русский язык и культура речи. Подготовка к ОГЭ", 9класс...