Тренировочные задания для подготовки к ВПР по русскому языку
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему

Ильенко Екатерина Владимировна

ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenirovochnye_zadaniya.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные задания

для подготовки к ВПР по русскому языку

1. Перечислите не менее 2 способов объяснения лексического значения слова.

2. От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения. Подберите и запишите дополнения. Над каждым из них укажите вид – прямое или косвенное.

                                              о чём? _____________________________________________

Восьмиклассник пишет (далее веером) что? __________________________________

                                             кому? ______________________________________________

                                             чем? ______________________________________________

                                             с кем?__________________________________________

 3.

Слово санаторий по происхождению связано с латинским словом sano – лечу.

1.  Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.  Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.  Выделите в подобранных словах корень.

 

 

4. Продолжите предложение:

Орфограмма  это написание в словах _________________________________________________________________

5. Слово телевидение по происхождению связано с греческим словом теле –далеко.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

 

6. Прочитайте текст

 

(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость,  пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль,  которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли,  заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

 

Запишите название фонетического явления, которое наблюдается в корнях слов ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕК

 

7. Из предложений (3) и (6) выпишите однокоренные слова с чередованием согласных в корне. Укажите чередующиеся согласные.

Ответ:____________________________________________________________

 

8. Проанализируйте звуковой состав данных слов и заполните таблицу:

 (в) частности

измерять

тяжёлых

измерениям

считают

поверхностью

 

Ответ:

Количество звуков и букв совпадает

Звуков больше, чем букв

Букв больше, чем звуков

 

 

 

 

9. Найдите в тексте слова с удвоенной согласной в корне слова. Запишите название правила (орфограммы), которому подчиняется написание этих слов.

 

Ответ:____________________________________________________________

10. Из предложения (3) выпишите слово, которое является проверочным для однокоренного слова из предложения (1)

 

Ответ:____________________________________________________________

 

11. Из предложения (4) выпишите слово, в котором все согласные мягкие

12. Перестройте сложное предложение (6) в предложение с прямой речью. Расставьте соответствующие знаки препинания.

 

Ответ:____________________________________________________________

13. Какие из перечисленных морфологических признаков (характеристик) являются общими для имён существительных «Тулузы» и «Лиона» из предложения (3):

1) неодушевлённое или одушевлённое,

2) имя собственное или нарицательное

3) склонение

4) род

5) падеж

6) число

 

Ответ:____________________________________________________________

 

14. Из предложений (5) и (6) выпишите слово(а) с двумя приставками.

 

Ответ:____________________________________________________________

 

15. Из предложений (3) выпишите имя (имена) существительное(-ые) в винительном падеже единственного числа.

 

Ответ:____________________________________________________________

 

16. В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

 

Примеры из предложения (5)

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

является

 

поверхностью

 

заставляющей

 

 

Ответ:____________________________________________________________

 

17.  

(степень) боли

(в) практике

(на) шкале

 

Выберите из перечня орфографических действий те, которые необходимо выполнить для написания  окончания в данных словах. Запишите номера выбранных действий.

1) Определить лексическое значение слова.

2) Определить часть речи.

3) Найти в слове корень.

4) Определить склонение.

5) Определить падеж.

 

Ответ:____________________________________________________________

18.

Исправьте ошибки, допущенные девочкой, и запишите текст в исправленном виде.

 

«Сочинение

Как я провела каникулы?

Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе. Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц.

Я ужасно люблю природу. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец».

 (По А.Чехову)

 

 

19. Прочитайте фрагмент рассказа и текст словарной статьи. В каком значении употреблено слово груша в рассказе? Объясните, почему вы так думаете.

 

На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу... Я сказал папе: "Папа, купи мне грушу!" Он сказал: "Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку".

 (В.Драгунский.)

 

Словарная статья

ГРУША, -и; ж.

1. Фруктовое дерево сем. розоцветных с крупными сладкими плодами в виде округлого конуса. Груша-дюшес (зимний, осенний сорт груши).

2. Плоды этого дерева. Мягкая, сочная г. □собир. Повидло из груши.

3. чего, какая. О предмете, имеющем форму такого плода. Резиновая г. пульверизатора.

 4. Спортивный снаряд для отработки ударов боксёрами. Боксёрская, тренировочная г. Подвесить, укрепить грушу. Молотить по груше.

 

20. Прочитайте группы слов. Объясните, почему слова даны группами. В чём сходство и различие этих слов?

 

мичи – мячи – мечи

абижат – обижать – обежать

увидат – увидать – увядать

атварит – отварить – отворить

 

21. Прочитайте предложение. Объясните его смысл. Произнесите выделенные слова в начальной форме.

 

Для производства футбольных голов

Ноги бывают важнее голов.

                  (Я.Козловский.)

22. Прочитайте фрагмент рассказ Николая Сладкова. Назовите пропущенные части слов и прочитайте вслух предложения. Какое значение прибавляет слову вписанная вами его часть (морфема)? Объясните, почему вы так думаете.

 

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Вдруг в тростнике __шуршало. Это чирок, посмотрел и скрылся. А вот и его чируша – сама озабоченность. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чируша__а – хлопунцы лапчатые. Последний – самый маленький –  отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. __пищал отчаянно и лапками __шлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чируш___ка носом за мягкую шейку, подняла и __несла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал  ногами.

(По Н.Сладкову)

 

23.

Прочитайте фрагмент рассказ Николая Сладкова. Назовите пропущенные части слов и прочитайте вслух предложения. Какое значение прибавляет слову вписанная вами его часть(морфема)? Объясните, почему вы так думаете.

 

Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чируш_к_ из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, __кинулась столбиком, забила в воздухе крыльями – и __крякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде помчались в тростники.

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвост__е. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище!

Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащ__т?!

И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские нос__и, щёчки пухл___ие, в жёлтом пушке.

Утица __держалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья – свои и приёмыши –  скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.

(По Н.Сладкову)

 

 

24. Объясните значение слова плёс в рассказе Николая Сладкова. Используйте информацию толкового словаря. Объясните, почему вы так думаете, приведите в доказательство примеры из текста.

 

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень –  тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо!

Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники –  высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

А вот и его чируша – сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чирушата – хлопунцы лапчатые. Последний – самый маленький – отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чирушонка носом за мягкую шейку, подняла и вынесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.

Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс.

 

Толковый словарь

ПЛЁС, -а; м. 1. Открытый участок реки между изгибами, перекатами с широким, спокойным течением и большей, чем на перекатах, глубиной. В реке мало плёсов. Увеличить скорость в плёсе. Глубина плёса.

2. Спец. Участок реки, однородный по своим судоходным и береговым особенностям. <Плёсовый, -ая, -ое. П-ое течение. П-ые заросли.

3. Плёс, Плёса (город Ивановской области, РФ)

 

Плёс – это ________________________

 

25. Подумайте, как была бы названа мама-чирок, если папа-чирок был назван в тесте Н. Сладкова чирец? Приведите примеры похожих пар слов.

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень –  тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо!

Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники –  высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

А вот и его чируша –  сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чирушата –  хлопунцы лапчатые. Последний – самый маленький –  отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чирушонка носом за мягкую шейку, подняла и вынесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами. Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями –  и закрякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде помчались в          тростники.

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище!

Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?!

 И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке.

Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула –  и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели –  и сами себе очень понравились.

"Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?" – подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пристроились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.

Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья – свои и чужие – скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.

Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки.

 (По Н.Сладкову)

 

26. Из рассказа Н. Сладкова можно узнать о внешнем виде и поведении птенцов чирка.

Какие языковые средства использует автор, чтобы указать на размер и поведение птенцов? Приведите примеры из текста.

27. Кого или что называет автор в этом тесте словами колечки, юнцы-хлопунцы? Объясните, почему вы так думаете. Приведите примеры из текста.

Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями –  и закрякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде помчались в тростники.

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище! Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?!

И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке.

Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула –  и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели –  и сами себе очень понравились.

"Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?" – подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пристроились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.

Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья – свои и чужие –  скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.

Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки.

 (По Н.Сладкову)

 

28. Обведи номер слова, в котором есть уменьшительно-ласкательный суффикс. Объясните свой выбор.

1) тростник

2) щёчки

3) утица

4) метёлки

 

29. Прочитайте предложения. После какого предложения  можно поставить запятую вместо восклицательного знака, если начать следующее предложение со строчной, маленькой, буквы? Объясните свой выбор.

 

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище! Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?!

 

30. Какие предложения можно объединить в одно, поставив между ними двоеточие – знак, который показывает, что во втором предложении объясняется то, о чём говорится в первом предложении. Объясните свой выбор.

По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо! 
Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники. Высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

 

31. Прочитайте текст.

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень – тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо! 
Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники – высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

Наташа и Олег получили задание – выписать из первого абзаца текста все глаголы. Маша выписала слова сидел, ползли, зашуршало, продирался, дрогнули, высунулся, посмотрел, скрылся. А Олег – сидел, был, ползли и задвинув.

Кто из ребят допустил ошибки? Отметь крестиком один ответ.

□ Наташа

□ Олег

Обоснуй свой ответ.

32.

Какое слово образовано  приставочно-суффиксальным  способом? Обоснуйте свой выбор.

1) примирение

2) умываться

3) начистоту

4) переоценить

 

33. Какое слово образовано  способом сложения? Обоснуйте свой выбор.

1) множественный

2) послезавтрашний

3) удешевление

4) правобережный

34. Какое слово образовано  способом сложения? Обоснуйте свой выбор.

1) опустошить

2) наследственный

3) окаменелость

4) каменноугольный

35.

В каком предложении  оба выделенных в предложении слова образованы  способом перехода одной части речи в другую? Обоснуйте свой выбор.

1)По дороге девочки решили зайти в кондитерскую и съесть по пирожному.

2) Скоропортящие продукты необходимо хранить в холодильнике, так советуют учёные.

3) Мало известные  спелеологам пещеры привлекают внимание  интересующихся экстремальным отдыхом.

4)Вдоль набережной были высажены разнообразные породы деревьев.

 

36. Прочитайте рассказ. Найдите ошибку при определении типа речи. Объясните, почему вы так думаете.

ПОВЕСТВОВАНИЕ: (1)

(1) Однажды добрый Волшебник возвращался на метро от друга художника, с которым они частенько собирались поиграть в шахматы.

 ПОВЕСТВОВАНИЕ (2) – (5)

(2) Вы думаете, волшебников на свете больше нет, и они были только в стародавние времена? (3)Ничего подобного. (4) Некоторые из них дожили до наших дней. (5)Именно о таком волшебнике и пойдет речь. (6)  Поскольку жил он так долго, что у вас и у всех ваших друзей не хватит пальцев, чтобы сосчитать прожитые им годы, то был он очень старенький и одевался старомодно.

ЭЛЕМЕНТ ОПИСАНИЯ (7)

 (7) Выходя из дома, он всегда надевал поверх ботинок чёрные блестящие калоши на случай дождя.

РАССУЖДЕНИЕ (8)

 (8)От старости Волшебник стал чуточку рассеянным, поэтому-то и случилось несчастье: он потерял калошу с правой ноги.

ПОВЕСТВОВАНИЕ (9) – (13)

(9)А произошло это вот как. (10)В метро была ужасная толчея, и на своей остановке Волшебник протискивался к выходу с большим трудом. (11) Немудрено, что когда кто-то нечаянно наступил ему на правую ногу, и калоша соскользнула с неё, рассеянный Волшебник этого не заметил, и калоша так и осталась лежать на полу вагона.

РАССУЖДЕНИЕ (12)

(12)Может быть, на этом бы все и кончилось, будь это простая калоша, но так как это была Калоша волшебника, история тут только началась.

ПОВЕСТВОВАНИЕ (13)

(13)Двери вагона закрылись, и поезд помчался дальше.

РАССУЖДЕНИЕ (14)

(14)Калоша не сразу поняла, что попала в беду.

ПОВЕСТВОВАНИЕ (15) -

(15)Некоторое время она продолжала как ни в чем ни бывало лежать на полу, но вскоре с удивлением увидела, что ни Волшебника, ни её сестрицы с левой ноги нигде нет.

ОПИСАНИЕ МЕСТА (16)

(16)Вокруг был густой лес ног.

ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ (17)

(17)Калоша растерялась и не на шутку обеспокоилась.

                                                                  (По Т.Крюковой)

37. Выпишите из текста слово, образованное способом сложения. Обоснуйте свой выбор.

Вы думаете, волшебников на свете больше нет, и они были только в стародавние времена? Ничего подобного.) Некоторые из них дожили до наших дней. Именно о таком волшебнике и пойдет речь.

Поскольку жил он так долго, что у вас и у всех ваших друзей не хватит пальцев, чтобы сосчитать прожитые им годы, то был он очень старенький и одевался старомодно. Выходя из дома, он всегда надевал поверх ботинок черные блестящие калоши на случай дождя.

38.

Определите способ образования слова СТАРОМОДНО  в предложении. Обоснуйте свой выбор.

Поскольку жил он так долго, что у вас и у всех ваших друзей не хватит пальцев, чтобы сосчитать прожитые им годы, то был он очень старенький и одевался старомодно.

 

39. Из предложения    выпишите слова, образованные  суффиксальным способом. Обоснуйте свой выбор.

Вы думаете, волшебников на свете нет, и они были только в стародавние времена?

40.

Прочитайте фрагмент сказки писательницы Тамары Крюковой. Найдите в тексте метафору, которая помогает  понять,  как много людей было в метро. Обоснуйте свой выбор.

Двери вагона закрылись, и поезд помчался дальше. Калоша не сразу поняла, что попала в беду. Некоторое время она продолжала как ни в чём ни бывало лежать на полу, но вскоре с удивлением увидела, что ни Волшебника, ни её сестрицы с левой ноги нигде нет. Вокруг был густой лес ног.

 

41.

Прочитайте фрагмент сказки писательницы Тамары Крюковой. Выберите из двух слов то, которое надо поставить на место пропуска. Объясните, почему вы делаете такой выбор.

 

Вы думаете, волшебников на свете больше нет, и они были только в стародавние времена? Ничего подобного. Некоторые из них дожили до наших дней. Именно о таком волшебнике и пойдёт речь.  Поскольку жил он так долго, что у вас и у всех ваших друзей не хватит пальцев, чтобы сосчитать прожитые им годы, то был он очень старенький и носил старомодные одежду и обувь . Выходя из дома, он всегда __________(надевал – одевал) поверх ботинок чёрные блестящие калоши на случай дождя.

                              (По Т.Крюковой)

 

42.

Какое слово с  нулевым окончанием является глаголом? Обоснуйте свой выбор.

1) бег

2) ход

3) смел

4) был

43. Слово капитан по происхождению связано с латинским словом caput – голова.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

 

44.

В каких предложениях не с именем существительным пишется раздельно? Спишите все примеры, раскрывая скобки.

1) Сергея преследовали (не)удачи.

2) С надеждой  ожидали конца (не)настья фермеры.

3) (Не)терпение ценится, а умение преодолевать трудности.

4) Поразило (не)внимание к письму ветерана труда накануне общегородского праздника.

5) Выяснилось, что наш сосед был хозяином (не)сарая, а целой деревенской избёнки.

 

45.

Выпишите из данного ряда слова, в которых нет орфограммы.

Друг, усы,  вверх, весна, в школу, кто-то, сумка, ждёт, искать, печь.

Ответ:___________________________________________________________

 

46. Подберите и запишите антонимы к слову важный.

Важный — ________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

47. Подберите и запишите антонимы к слову молодой.

Молодой — _______________________________________________________

48. Подберите и запишите антонимы к слову весёлый.

Весёлый — ________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

49. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знака препинания в конце предложения. Составьте схему.

Какие чудесные цветы и травы собраны в букет

50.

Расскажите, какие части слова называются морфемами и какой раздел лингвистики изучает морфемы.

51. Объясните, почему корень является главной морфемой и какое значение в нём заключено.

52.

Объясните, какова роль приставки и суффикса.

 

53. Объясните, для чего служит окончание.

54. Проведите морфологический анализ имени существительного из предложения Вдали зазвучали соловьиные трели.

55.

Восстановите определение окончания.  

 

Окончание – это ___________________________________ морфема, которая выражает _____________________________ значения падежа, ____________________, рода, _________________ и служит _______________________________ слов в _____________________________

и предложении.

 

56. Сколько форм имеет существительное берёза? Запишите эти формы. Объясните, какими значениями они различаются.

         Берёза – _____________________________________________________

__________________________________________________________________

 

57. Сколько форм имеет существительное компьютер? Запишите эти формы. Объясните, какими значениями они различаются.

         Компьютер –_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

58. Сколько форм имеет существительное окно? Запишите эти формы. Объясните, какими значениями они различаются.

Окно – ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

59. Сколько форм имеет существительное весло? Запишите эти формы. Объясните, какими значениями они различаются.

         Весло – __________________________________________________

__________________________________________________________________

60. Слово фонетика по происхождению связано с латинским словом phone – звук.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

 

61. В каком предложении тире между подлежащим и сказуемым не ставится? Объясните почему.

1) Язык мой друг мой.

2) Холод не терпит голода.

3) Учение путь к умению.

4) Терпенье лучшее спасенье.

5) Хлеб всему голова.

62. Слово аквариум по происхождению связано с латинским словом aqua – вода.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

 63. Слово партер буквально означает «на земле» (от французского par terre) и связано с латинским словом  terra – земля.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

64. Слово стремиться по происхождению связано с общеславянским словом стрем – прямо.

1.           Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение.

2.           Проверьте себя  по «Школьному этимологическому словарю».

3.           Выделите в подобранных словах корень.

 65. Как известно, ударение в русском языке характеризуется подвижностью и разноместностью. Приведите по одному примеру, доказывающему эти особенности русского ударения.

 66.

Найдите ошибку в объяснении ученика, исправьте её и объясните.

«В предложении «Москва – столица России»  ставится дефис, потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже единственного числа».

 

 

67.

Какие существительные образованы суффиксальным способом? Выпишите эти слова, обозначьте в них все морфемы.

1) пригород

2) нечёткость

3) беспорядок

4) галчонок

5) морозец

 

68. Ученик 5 класса Эдуард Вартаньян решил подписать свою тетрадь по русскому языку. Но засомневался, как правильно: тетрадь по русскому языку Вартаньян Эдуарда или Вартаньяна Эдуарда? Помогите ученику решить эту проблему. Как он должен подписать свою тетрадь? Аргументируйте свой ответ.

69. Прочитайте текст.

 

(1)Человечество давно уже умеет измерять все длину температуру скорость пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям – так это боль которую испытывает человек. (3) Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат который может измерять степень боли испытываемой пациентом, в частности, при тяжелых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли заставляющий любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскаленной поверхностью металла. (6)Учёные считают что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

 

Выпишите первое (1) предложение, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему, объясняющую пунктуацию.

70. Задание

Заполните пропуски, используя слова «буква» и «звук».

В слове «ПОЕЗД» шесть ________ и пять ________. На конце слова слышится _______ «Т». Чтобы мы могли произнести _______ «Д» и не ошибиться при написании, необходимо поставить слово, например, в форму множественного числа. В этом случае можно с уверенностью написать ________ «Д».

71. Задание

Заполните пропуски.

В слове «ЯБЛОКО» ___ звуков и ___ букв. В сильной позиции находятся звуки ____________, слабой позиции – ________. Если произнести слово «ЯБЛОКО», то можно вначале услышать звук __, который «прячется» в букве ___. Такой же звук слышится в словах ________ и ________. В слове _________ такой звук пропадает, потому что ________________________________. При этом пишется буква ____.

72. Задание

Известный лингвист Лев Владимирович Щерба (1880 – 1944) однажды придумал для своих студентов необычное предложение:

Глокая(А) куздра(Б) штеко(В) будланула(Г) бокра(Д) и кудрячит(Ж) бокрёнка(З).

Смысл слов, составляющие это предложение, неизвестен никому, но построено это предложение по законам русского языка. Укажите, какой частью речи является каждое слово в предложении. Обозначьте морфемы, которые помогли это сделать.

73.

Прочитайте текст. Выпишите из текста однокоренные слова.

В высокогорных озёрах, заполняемых чаще всего ледниковой водой, вода бывает такая чистая, без примесей, что местным жителям необходимо восполнять недостаток соли. Зато озеро, расположенное в самом низком месте на поверхности суши, содержит очень много соли. В этом рассоле никто не выживет. Поэтому озеро и назвали Мёртвым морем.

 

74.

Задание

Прочитайте текст. Выпишите слова, в которых есть звук [ц].

Все читатели, которые счастливо выбрали Пушкина ещё в детские годы своим наставником, своим учителем, своим советчиком, свидетельствуют, что их душевный опыт, их поведение среди людей стали более совершенными, чем у тех, кто прошёл мимо Пушкина. Почему так происходит? Почему лирика Пушкина становится для многих из нас подлинным открытием?

 

 

75.

Задание

В представленных ниже словах подчёркнуты буквы, которые вызвали затруднения учеников при написании слова. Определите, в каких частях слова находятся эти буквы, и впишите в таблицу слова.

Наелся, отпилил, озеро, посветил, ошибка, замазка, похолодало, нарядный, вокзал, положить, раскрыть, соседний.

 

 

76.

Задание

1. Составьте и запишите слово, выполняя в строгой последовательности задания:

Найдите в предложении определение, возьмите у него приставку: Это был беспокойный человек.

У сказуемого возьмите корень: Моряки не страшатся бурь.

Добавьте суффикс определения: Огромный шар поднялся в воздух.

Добавьте суффикс обстоятельства: Весело гулять по зимнему лесу.

2. Объясните, почему в полученном слове пишется две буквы С?

3. Составьте предложение с этим словом, чтобы оно являлось обстоятельством, и запишите его.

 

77. Задание

Даны утверждения, которые могут быть как правильными, так и ошибочными. Заполните таблицу, указав в столбцах номера суждений:

Верное суждение

Неверное суждение

 

 

Суждения для анализа:

1.    Слово пунктуация произошло от слова пунктуальный.

2.    В предложении Мы живем в городе, где строится много новых красивых домов есть определение.

3.    В предложении Скоро будет лето нет сказуемого.

4.    Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.

5.    По способу соединения простых предложений сложные делятся на две группы: союзные и бессоюзные.

6.    О и О – это схема сложного предложения с союзом и.

 

78. Задание

Сравните два предложения. Сформулируйте правило, которое регулирует раздельное написание НЕ во втором предложении.

Вчера со мной случилось несчастье.

Вчера со мной случилось не счастье, а горе.

 

79.

Задание

Прочитайте текст.

1) Найдите и исправьте ошибки в употреблении форм глагола.

2) Расскажите, что вы знаете о видах глагола в русском языке.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдругзамечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

 

 

80.

Задание

В приведённых ниже словах пропущены согласные. Выполните задания:

1) Запишите слова, вставив, если необходимо,  пропущенные буквы.

2) Как называются в русском языке такие согласные?

3) Сформулируйте и запишите правило русского языка о написании таких согласных.

Трос(?)ник, взгрус(?)нулось, мес(?)ный, вес(?)ник, бескорыс(?)ный, ус(?)ный, поз(?)но, наез(?)ник, звёз(?-ный.

 

 

81. Задание

Прочитайте текст. Выпишите из текста 10 выражений, употреблённых в переносном значении.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говори, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили. Мой братишка так даже голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне не давал покою: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу, мы 5 километров одним духом отшагали, а нашего приятеля дома не оказалось. Уехал.

– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – расстроились мы.

– Вот, пустомеля, всё время кому-нибудь голову морочит, водит за ном, – сказал его дед.

У братишки слёзы в три ручья, я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребята, не вешать нос, поедете со мной рыбу удить, – успокоил нас дед.

Конечно, мы воспряли духом, и уха у нас получилась – нив сказке сказать, ни пером описать.

 

82. Задание

1. Диктант с грамматическим заданием.

(1)Самые крупные птицы в мире – страусы. (2)Их высота – два с половиной метра, а вес – пятьдесят килограммов.

(3)Живут страусы в Африке и в Австралии.

(4)У страусов длинная шея, покрытая пухом, красивое чёрное и серое оперенье. (5)Они не умеют летать, и крылья их служат для украшения. (6)У страусов очень сильные ноги, отличное зрение. (7)Благодаря огромному росту, они издалека замечают опасность, видят приближающегося хищника, объявляют тревогу, и животные убегают.

(8)Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. (9)Эти птицы легко приручаются, и люди обучают их пасти стада овец и возить повозки.

(Т.А. Нуждина. Энциклопедия для малышей)

Грамматическое задание:

1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.

Ответ: _________________________________________________________

2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.

Ответ: __________________________________________________________

3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет?

Ответ: __________________________________________________________

4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.

Ответ:

1 склонение - ___________________________________________________

2 склонение - ___________________________________________________

3 склонение - __________________________________________________

5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределенной форме, выпишите их, определите спряжение.

Ответ: _________________________________________________________

 

83. Задание

Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре.

 

84. Прочитайте текст

(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость,  пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль,  которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретённый ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли,  заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

Найдите в тексте информацию о предназначении нового медицинского аппарата?  Выпишите эту информацию.

85.

Установите границы композиционных частей текста. Внесите в таблицу цифры (номера предложений).

 

Ответ:

Композиционная часть

Вступление

Основная часть

Заключение

Номера предложений

 

 

 

 

86. Вспомните, чем отличаются формы слова и однокоренные слова. Распределите номера приведённых ниже записей в соответствующие колонки таблицы.

 

1) измерять, измерениям

2) боль, боли

3) боли, заболеваниях

4) давно, недавно

5) человечество, человечества

6) человечество, человек

7) человек, человека

8) аглометр, аглометре

9) медиков, медицинской

10) изобретённый, изобретение

 

Ответ:

Формы слова

Однокоренные слова

 

 

 

87.

Прочитайте текст. Дополните каждый столбик таблицы 7-8 примерами из текста рассказа Николая Сладкова (формы одного и того же слова не включайте в таблицу). Обоснуйте свой выбор.

Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник. Был полдень –  тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо! 
Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Вот дрогнули тростники –  высунулся утиный плоский нос. Это чирок, посмотрел и скрылся.

А вот и его чируша –  сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые чирушата –  хлопунцы лапчатые. Последний –  самый маленький –  отстал. Заспешил, подскочил и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде. Чируша, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила чирушонка носом за мягкую шейку, подняла и вынесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.

Много, ох много трудов приняла чируша, пока вывела своих чирушат из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями –  и закрякала что-то своё, радостное... Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове. Её хлопунцы захлопали по воде и бегом лапками по воде  помчались в тростники.

А там, где исчезла чируша, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки. Вот так сомище! Бедные юнцы-хлопунцы! Как без чируши будете?! Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет?! Кто за шейку из беды вытащит?!

 И вдруг радостный птичий крик! Чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая чируша, не та... Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке.

Утица оглянулась по сторонам, помолчала немножко, крякнула –  и поплыла вдоль стены тростника. И хлопунцы за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели –  и сами себе очень понравились.

 "Где-то сейчас те сироты-хлопунцы?" –  подумал я. А они тут как тут! Выплывают из тростника, по воде бьют, спешат вдогонку за утицей. Вот догнали, пристроились к её хлопунцам в хвост тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.

Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья –  свои и чужие –  скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.

Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх до самых серебряных метёлок наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки.

(По Н.Сладкову)

 

Имя существительное со значением «детёныш»

Имя прилагательное

со значением «принадлежность кому-либо»

Глагол со значением «законченное действия»

утята

своих

повернула

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

88.

Прочитайте слова:

1)    росистый, вырос, росточек, рос, выращенный;

2)     водный, подводник, водовоз, заводь,  наводнение, наводить;

3)    мирный, миролюбивый, замирать, помириться, миряне.

Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, выпишите его. Обоснуйте свой выбор.

 

 

89. Какое слово является именем прилагательным? Обоснуйте свой выбор.

 

1) свой

2) какая-то

3) такой

4) древнейшие

90.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения. Обоснуйте свой выбор.

 

Может быть,(1) моя любовь к деревьям покажется чудачеством, (2) но я говорю искренне. Давно уже я постоянно живу за городом и до сих пор, (3)если у меня плохое настроение, (4) неприятности, (5) иду в лес. Прижмёшься щекой к берёзе или к шершавому стволу дуба, (6) и все беды кажутся маленькими и преходящими, (7) и свежая сила вливается в тебя.

91. Какое слово с -и является глаголом? Обоснуйте свой выбор.

1) профессии

2) корабли

3) пятерки

4) были

92.

Прочитайте предложения.

Когда я кончила играть на пианино, дядя Миша сказал:

– Молодец, блистательная игра! Прямо Бетховен! И захлопал в ладоши.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Запишите это слово приёмом поморфемного письма.

 

93.

(1)Мама всегда разделяла мои увлечения – будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (2)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (3)У неё не было специальных знаний, но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (4)Дома мне разрешали держать животных. (5)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время – даже лисица... (6)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка – совсем не боялись нас, летали по комнатам, стремились садиться на руку, на плечо. (7)Бережное отношение к зелёному миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей.

(Ю.Нагибин)

 

Выпишите из текста слова с орфограммой «НЕ с глаголами». Обоснуйте свой выбор.

94. Найдите предложение, в котором выделенные слова являются разговорными? Обоснуйте свой выбор.

1) Утка опрокидывается головой вперёд в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохотнём ли мы, оглянемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

2) Как редко мы останавливаем внимание на мире!

3) Эти кусты объёмисты, с дюжину детей надо соединить в цепочку, чтобы окружить один.

4) Ствол не виден, зато множественны его расчленения – ветки, ветки, ветки...

95. Какое слово с -а является глаголом? Обоснуйте свой выбор. 

1) слова

2) наша

3) дна

4) была

96. Прочитайте текст.

(1)Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда труднее. (2)Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. (З)Если бы я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так. (4)Чтобы занятия начинались не сразу, а постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. (5)Например, можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю было бы только по одному уроку, во вторую неделю - по два, в третью - по три, и так далее. (6)Или еще: можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю были одни только лёгкие уроки, например, физкультура, во вторую неделю к физкультуре можно добавить пение, в третью неделю можно добавить русский язык, и так, пока не дойдёт до математики. (7)Может быть, кто-нибудь из моих одноклассников-пятиклассников подумает, что я ленивый и вообще не люблю учиться, но это неправда. (8)Я очень люблю учиться, но мне трудно начать работать сразу: то гулял-гулял, а тут вдруг стоп – машина – давай учись.

(По Н. Носову)

Определите, в каком предложении высказано ошибочное утверждение. Обоснуйте свой выбор.

1) В предложении 1 представлено рассуждение.

2) В предложении 8 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 7.

3) В предложении 2 содержится описание состояния человека;

4) В предложениях 3–4 представлено описание.

97.

Подберите аналогичные словосочетания с существительными на –ий, -ия,

-ие. Выделите окончания. 

Участвовал в бою - _________________________________________

Верность обычаю - _________________________________________

Побывал в Прибалтике - _____________________________________

Необходимость в руководстве - _______________________________

Ошибка в диктанте - _________________________________________

 

98. Выразительно прочитайте вслух стихотворение. В двух последних строках  слышится шелест опадающих листьев. Какие согласные звуки создают звукопись? Для этого определите, какие звуки произносятся в словах на месте подчёркнутых букв. Запишите их в транскрипции.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

(А.Пушкин)

99. Проведите устный фонетический анализ слова печёт.

100.

Какие утверждения являются правильными? Устно обоснуйте правильность выбранных ответов.

В слове январь количество  звуков и букв совпадает: 6 и 6.

В слове январь букв больше, чем звуков: 6 букв и 5 звуков.

В слове январь букв меньше, чем звуков: 6 букв и 7 звуков.

В слове январь буква я обозначает 2 звука.

В слове январь буква ь указывает на письме на мягкость предшествующего согласного, но звука не обозначает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку А-12 - А-25 (5 вариантов)

Тренировочные упражнения в формате части А по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов А-12 - А-25....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Материал содержит тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Материал содержит тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....