Программа элективного курса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Программа элективного курса по русскому языку "Нормы литературного языка" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Нормы литературного языка"94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ковернинского муниципального района Нижегородской области «Скоробогатовская средняя общеобразовательная школа»

 

СОГЛАСОВАНО:                                                             УТВЕРЖДЕНО:                                                                

Зам. директора по УВР                                                       Директор школы                                                              

  ______________                                                                _______________

/ Т.И. Белянина/                                                                  / О.В. Кострова /                                                                

СОГЛАСОВАНО:  

Протокол заседания РМО учителей

гуманитарного цикла от _________№___

Руководитель:_______________/С.Н.Войнова/

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. 10 КЛАСС»

ВОЛНУХИНОЙ МАРИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ,                                                                                   учителя русского языка и литературы                                                                                             I квалификационной категории

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностно-ориентированный подход в современном обучении предполагает, в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по русскому языку, формирование системы взаимосвязанных компетенций. Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности ученика к деятельности, основанной на приобретенных знаниях и опыте, полученных в процессе обучения и направленных на ее успешное включение в деятельность. Суть современного перспективного «компетентностного подхода» в образовании заключается в изменении ориентиров в учебном процессе, их смещении от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию. Компетентный подход ведет к смене образовательной парадигме и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

            Дистанционный элективный курс «Нормы литературного языка»  может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ.

         Цель курса:

  • формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

             Задачи курса:

  • освоение учащимися 10 класса норм русского литературного языка;
  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

             Программа дистанционного элективного курса рассчитана в 10-м классе на 34 часа  (1 час в неделю). Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

             Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе  освоения, обусловлены его практической направленностью:  работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,  тренировочно-диагностические работы и др.

                  Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  курса  изучения русского языка в 5-9 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения  заданий повышенной и высокой трудности.  

         Оценивание достижений обучающихся осуществляется в виде отметок «Зачтено» или «Не зачтено». Итоговая положительная отметка за курс выставляется, если обучающийся посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой  курса, и выполнил зачетную работу, предусмотренную программой данного курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч.)

             Введение. Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

             Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

             Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

              Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

              Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

             Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

             Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

             Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

             Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

             Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание -Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дистанционный элективный курс обеспечивает  овладение следующими знаниями, умениями и навыками:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 10

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 ч.

№ занятия

Содержание

кол-во часов

Форма занятия

1

  Введение. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

Лекция

Орфоэпические нормы.

2

2-3

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

2

Лекция

Практикум

Лексические нормы.

3

4-5

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.  

2

Практикум  

6

Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.

1

Самостоятельная работа  

Словообразовательные нормы.

2

7- 8

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

2

Работа с тестами  

Морфологические и орфографические нормы.

10

9

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

Практикум  

10

Морфологический анализ слов разных частей речи.

1

Исследовательская работа

11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

1

Самостоятельная работа  

12

Использование алгоритмов при написании -Н-  и  -НН- в суффиксах разных частей речи.

1

Практикум

13

Правописание корней и приставок.

1

Практикум  

14

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

Исследовательская работа  

 

15

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-  и  -НН-).

1

Тренинг  

 

16

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

Работа с тестами  

17

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

Исследовательская работа  

18

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

1

Самостоятельная работа

Синтаксические и пунктуационные нормы.

13

19-20

Синтаксические нормы.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.  

2

Тренинг  

21

Предложение.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

Практикум    

22

Простые и сложные предложения.  Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

Практикум  

23

 Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).  

1

Тренинг  

24

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

Практикум

25

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

Практикум

26

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы».

1

Самостоятельная работа    

27- 28

   Знаки препинания в простом предложении  (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2

Работа с тестами

Практикум

29

   Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Работа с тестами

 

30

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях.

1

Практикум  

 

31

Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью.

1

Работа с тестами

 

Контроль

3

32 - 33

Итоговая зачетная работа по тестам

2

34

 Анализ курсовой подготовки. Диагностика

1

Диаграмма. Итоговая таблица

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку.-М.: «ВАКО», 2012
  2. Войлова К. А., Леденёва В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: «Дрофа»,1997
  3. Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 2004
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: «Просвещение»,1987
  5. Греков В.Ф. и др. Пособие по русскому языку. – М.: «ОНИКС 21 век»,2003
  6. Дюжева О.А. Русский язык. Современные диктанты.-Волгоград: «Учитель»,2012
  7. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: «Айрис рольф»,1997
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: «Айрис рольф»,1996
  9. Русова Н.Ю. Как стать грамотным. – Н. Новгород.: «Деком»,1994
  10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.:  «Айрис пресс рольф»,1998
  11. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие № 1

(Лекция. Обзор содержания)

1.Цель дистанционного курса

2.Понятия « языковая норма», «литературный язык»

3.Типы норм

  •  Лексические нормы отражаются в незнании лексического значения слов и словосочетаний. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (смешение паронимов, неточный выбор синонима, нарушение лексической сочетаемости, употребление анахронизмов, неверное употребление фразеологических оборотов)
  • Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения и др.) Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.   Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления и т.д.
  • Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных букв и графических сокращений
  • Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания
  • Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения. Соблюдение орфоэпических норм являются важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи.

4.Задания для самостоятельной работы:

  • Напишите названия словарей русского языка, которые связаны с перечисленными в лекции нормами литературного языка.
  • Исправьте нарушения норм в данных словах и выражениях. Определите тип нормы, в которой была сделана ошибка

Костяной тип мышления; описывание характера; обоих девчонок; все, кто смог, пришел на субботник; царящиеся порядки; наши сверсники; благодаря болезни; читая ее возникает вопрос; под гнетом гуманности; беспросвет; самый красивейший


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....