Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Научить учащихся 5 класса определять спряжение глаголов через проблемную ситуацию. Способствовать формированию у детей орфографической зоркости, активизации познавательной деятельности через решение логических задач. Формировать умение сравнивать, анализировать, работатать в группе и самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glag.5_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Спряжение глаголов»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная: 

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая: 

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;  активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение  давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка ), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная: 

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность,  самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные:  что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является;  совершенный, несовершенный вид глагола,  спряжение глаголов,  личные окончания глаголов  1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го  спряжения.

Метапредметные:  познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте  информацию, необходимую для её решения.

Личностные:  осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

        Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимый урок, поэтому стараюсь привить эту любовь вам. Ребята, поделитесь своей улыбкой.с товарищем по парте Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!)

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. Чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация знаний учащихся. Восстановите “слепой” текст с пропущенными словами.

1. Работа с карточкой:  в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном  числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……...

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

2.  Работа со словарем. 

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

- Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

 Рассказать нам об этом может “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля: “ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке”.

 III. Новый материал.

        Учитель предлагает ребятам прочитать записанный на доске

         проблемный вопрос урока: « Как определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола?» 

  1. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

     -Ребята, что такое спряжение глагола?

     -А для чего нужно определять спряжение глагола?

     - А вы знаете, какие глаголы относятся к  I спр?        

     -А ко II спр?

     -Какое окончание пишется в безударном положение в ед. ч , и во

       мн. ч у глаголов I и II спр?

      2.Работа с учебником (сопоставление ответов учащихся с теорией,

          данной  в учебнике, работа с опознавательным признаком

         орфограммы параграф № 118, стр.121-122). Записываем правило в стихотворной форме для запоминания:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-  спрягать нельзя.

IV. Этап первичного закрепления. Учитель читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием. Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или  на мониторе ),дети проверяют  и ставят оценку себе сами, используя цветные кружочки

Например : 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

И     И

И     И

Е

Е

Е     Е

И

Е

                                                                                                                                                                    V. Этап вторичного закрепления. А теперь поработаем с текстом.

В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

VI. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап применения изученного материала. Работа с учебником.
1.
Работа по определению спряжения.
Выполним упр.674, стр. 123
Как определили спряжение? ( по окончанию).

2. Комментированное письмо. ( Ученик у доски)
Запиши в два столбика:
1) глаголы 1-го спряжения, 2) глаголы 2-го спряжения:
ведем, жгут, говорят, льют, смотрят, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, слушаешь, уважают, получаете, привыкают, изучим.

VIII. Рефлексия деятельности. Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)»

Закончить предложения:

1. Сегодня   я     узнал…

2.  Было  интересно…

3.  Было   трудно…

4.  Я   выполнял   задания…

5.  Я понял,   что…

6.  Теперь я   могу…

7.  Я   почувствовал,  что…

8.  Я   приобрел…

9.  Я   научился…

IX. Домашнее задание: стр.122-123(правила) упр.674, упр.675.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I  и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и  être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....

«Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Урок обобщения и систематизации знаний.      Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы

Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....