Урок русского языка по теме "Нераспространенные и распространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по УМК Т. А. Ладыженской проведен в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_8.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нераспространенные и распространенные предложения
Тип урока: открытие новых знаний
Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2014
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: понимание определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: поисковый, элементы технологии РКМЧП, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
карточки с заданиями, наглядный материал, презентация к уроку, ПК
Эпиграфы к уроку:
Настоящая роскош_ это роскош_ человеческого общения.
Антуан Экзюпери, французский писатель.
Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.
Мигель де Сервантес, испанский писатель.
Ход урока:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова. Она принесла пословицу, но она рассыпалась. Кто поможет её собрать?
Знание делает жизнь красивой.
(слова прикреплены на доске)
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вы сегодня на уроке узнали что-то новое. Пусть наш урок будет успешным!
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем говорить о предложениях и о….догадайтесь сами, прочитав эпиграфы к уроку. Конечно, о вежливости и о правилах общения.
Настоящая роскош_ это роскош_ человеческого общения.
Антуан Экзюпери, французский писатель.
Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.
Мигель де Сервантес, испанский писатель.
- Дайте устную характеристику предложений. О какой характеристике мы еще ничего не знаем? Кластер «Предложения».
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?. Какие поставим себе цели?
- Актуализация знаний
Спишите 2 эпиграф, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- объясните, как вы понял эпиграф.
Наверное, у каждого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
- как же надо общаться друг с другом, чтобы общение принесло радость и удовольствие? Сформулируйте правила общения, используя побудительные предложения (записать на доске). Например: внимательно слушай собеседника; не перебивай говорящего; не повышай голос; будь доброжелательным и приветливым.
2. Словарная работа.
А какие слова помогают установить доброжелательный контакт с собеседником? Давайте вспомним эти слова, заканчивая стихотворные строки (можно хором), запишем их в тетрадь:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого - Спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит - Добрый день.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости
Говорим - Простите, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят - До свидания.
Проверьте, правильно ли вы записали эти слова, подчеркните «ошибкоопасные места».
- какие ещё слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности вы знаете? (до скорой встречи, будьте добры, прошу вас, благодарю вас).
- а как можно назвать правила поведения и общения одним словом? (этикет).
Кто знает, откуда пришло слово «этикет»?
На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова “карточки”, а их в то время называли “этикетки”, и произошло слово “этикет”, то есть установленный порядок поведения.
Запись в тетрадь: Этикет это правила поведения и общения.
- правильно ли записано предложение? где я допустила ошибку? когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Игра «Веришь ли ты?» (дети показывают смайлики)
-что наука, изучающая правила построения словосочетаний и предложений, называется синтаксис (да)
- что это предложение побудительное? (нет)
- что это предложение повествовательное? (да)
- что поведения и общения – это словосочетание (нет)
- что это предложение восклицательное (нет)
- что это предложение состоит только из грамматической основы? (нет)
3. Лингвистический эксперимент.
- Выпишите из этого предложения только его грамматическую основу.
- Сравните два предложения, какое из них более информативно, содержит больше информации? за счёт чего?
- Что такое второстепенные члены предложения? (члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).
- Как называются предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?
4. Изучение нового материала.
-Откройте учебники на стр. 81, прочитайте правило и найдите ответы на вопросы:
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Почему сказуемое и подлежащее не являются второстепенными членами предложения?
5. Игра- физминутка «Добавь слово»
Один ученик говорит существительное –подлежащее, второй дополняет сказуемым, и так далее.
- Закрепление изученного
Работа на выбор: по учебнику упр. 175 или 177 (индивидуально), или творческое задание в группе.
Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!
За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)
Флюгерные - вращающиеся от ветра.
Авторский вариант: За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.
- итак, прочитайте два текста, какой из них более точный, выразительный? Почему?
5. Конструирование предложений.
Давайте составим схему 5 предложения и посмотрим, какие члены предложения распространяют (поясняют, дополняют) второстепенные члены предложения.
Жители вежливы
все городские сказочно с незнакомцами
- прочитайте главные члены предложения, второстепенные. На какие вопросы могут отвечать второстепенные члены предложения? Чем могут быть выражены? Какие члены предложения могут пояснять? что обозначают?
У каждого второстепенного члена предложения есть своё название: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого второстепенного члена предложения есть своё условное обозначение (учитель подчёркивает их). В нашем предложении есть все второстепенные члены предложения (подчёркивает).
- расскажите, что вы узнали о дополнении, обстоятельстве, определении из составленной нами схемы? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, к какому члену предложения относятся, что обозначают?)
- Закрепление.
Давайте послушаем песню Б. Окудажвы. О чем она? Как соотносится с нашей темой? Составьте красивое распространенное предложение на тему «комплименты» или «воспитание».
- Итоги, выводы:
- Что нового узнали на уроке?
- За что бы вы себя похвалили?
- Что бы вы себе пожелали?
- Как нужно общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость?
Вернемся к пословице, которую мы собирали в начале урока. Знание чего может сделать нашу жизнь красивее?
При общении друг с другом помните, что
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
(Н. Рыленков).
Дом задание. П. 35, упр. 176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"
Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок. Тип данного урок...
Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...