Урок русского языка по теме "Нераспространенные и распространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Урок русского языка по УМК Т. А. Ладыженской проведен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_8.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Нераспространенные и распространенные предложения

Тип урока:   открытие  новых знаний  

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2014

УМК:    Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)  

Получат возможность научиться:  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации.  

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    

Личностные результаты: понимание  определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: поисковый, элементы технологии РКМЧП, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  карточки с заданиями, наглядный материал, презентация к уроку, ПК

Эпиграфы к уроку:

Настоящая роскош_   это роскош_ человеческого общения.

Антуан Экзюпери, французский писатель.

Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.

Мигель де Сервантес, испанский писатель.

Ход урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня к нам на урок пришла Мудрая Сова. Она принесла пословицу,  но она рассыпалась. Кто поможет  её собрать?

Знание делает жизнь красивой.

(слова прикреплены на доске)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вы сегодня на уроке узнали что-то новое. Пусть наш урок будет успешным!                          

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем говорить о   предложениях и о….догадайтесь сами, прочитав эпиграфы к уроку. Конечно, о вежливости и о правилах общения. 

Настоящая роскош_   это роскош_ человеческого общения.

Антуан Экзюпери, французский писатель.

Ничто (не) обходит(?)ся нам так дёш_во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежливость и д_брота.

Мигель де Сервантес, испанский писатель.

- Дайте устную характеристику предложений. О какой характеристике мы еще ничего не знаем? Кластер «Предложения».

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?. Какие поставим себе цели?

  1. Актуализация знаний

Спишите 2 эпиграф, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

- объясните, как вы понял эпиграф.  

Наверное, у каждого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.

- как же надо общаться друг с другом, чтобы общение принесло радость и удовольствие? Сформулируйте правила общения, используя побудительные предложения (записать на доске). Например: внимательно слушай собеседника; не перебивай говорящего; не повышай голос; будь доброжелательным и приветливым.

2. Словарная работа.

А какие слова помогают установить доброжелательный контакт с собеседником? Давайте вспомним эти слова, заканчивая стихотворные строки (можно хором), запишем их в тетрадь:

Растает даже ледяная глыба

   От слова теплого - Спасибо. 

   Зазеленеет старый пень,

   Когда услышит - Добрый день.

   Мальчик вежливый и развитый

   Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.

   Когда нас бранят за шалости

   Говорим - Простите, пожалуйста.

   И во Франции, и в Дании

   На прощанье говорят - До свидания.

    Проверьте, правильно ли вы записали эти слова, подчеркните «ошибкоопасные места».

    - какие ещё слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности вы знаете? (до скорой встречи, будьте добры, прошу вас, благодарю вас).

- а как можно назвать правила поведения и общения одним словом? (этикет). 

Кто знает, откуда пришло слово «этикет»?

На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От слова “карточки”, а их в то время называли “этикетки”, и произошло слово “этикет”, то есть установленный порядок поведения.  

Запись в тетрадь: Этикет   это правила поведения и общения.

- правильно ли записано предложение? где я допустила ошибку? когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Игра «Веришь ли ты?» (дети показывают смайлики)

-что наука, изучающая правила построения словосочетаний и предложений, называется синтаксис (да)

- что это предложение побудительное? (нет)

- что это предложение повествовательное? (да)

- что поведения и общения – это словосочетание (нет)

- что это предложение восклицательное (нет)

- что это предложение состоит только из грамматической основы? (нет)

3. Лингвистический эксперимент.

- Выпишите из этого предложения только его грамматическую основу.

- Сравните два предложения, какое из них более информативно, содержит больше информации? за счёт чего?

- Что такое второстепенные члены предложения? (члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).

-  Как называются предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

4. Изучение нового материала.

-Откройте учебники  на стр. 81, прочитайте правило  и найдите ответы на вопросы:

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-Почему сказуемое и подлежащее не являются второстепенными членами предложения?

5. Игра- физминутка  «Добавь слово»

Один ученик говорит существительное –подлежащее, второй дополняет сказуемым, и так далее.

  1. Закрепление изученного

Работа на выбор: по учебнику упр. 175 или 177 (индивидуально), или творческое задание в группе.

Распространить предложения подходящими по смыслу словами, опираясь на вопросы в скобках. Прочитать, что получилось, сравнить с авторским текстом. А чтобы работа двигалась быстрее, разделимся на группы. Только не забывайте о правилах общения!

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

Флюгерные - вращающиеся от ветра.

Авторский вариант: За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.

- итак, прочитайте два текста, какой из них более точный, выразительный? Почему?

5. Конструирование предложений.

Давайте составим схему 5 предложения и посмотрим, какие члены предложения распространяют (поясняют, дополняют) второстепенные члены предложения.

                                     

                                   Жители                           вежливы

                 все         городские         сказочно        с незнакомцами

- прочитайте главные члены предложения, второстепенные. На какие вопросы могут отвечать второстепенные члены предложения? Чем могут быть выражены? Какие члены предложения могут пояснять? что обозначают?

У каждого второстепенного члена предложения есть своё название: дополнение, определение, обстоятельство. У каждого второстепенного члена предложения есть своё условное обозначение (учитель подчёркивает их). В нашем предложении есть все второстепенные члены предложения (подчёркивает).

- расскажите, что вы узнали о дополнении, обстоятельстве, определении из составленной нами схемы? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, к какому члену предложения относятся, что обозначают?)

 

  1. Закрепление.

Давайте послушаем песню Б. Окудажвы. О чем она? Как соотносится с нашей темой? Составьте красивое распространенное предложение на тему «комплименты» или «воспитание».

  1. Итоги, выводы:

- Что нового узнали на уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

- Что бы вы себе пожелали?

- Как нужно общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость?

 Вернемся к пословице, которую мы собирали в начале урока. Знание чего может сделать нашу жизнь красивее?

При общении друг с другом помните, что

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со  словом обидным –

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков).

Дом задание. П. 35, упр. 176

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...