Практикум по теме "Действительные и страдательные причастия" для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Цепрунова Ирина Николаевна

На основе данного материала отрабатываются умения различать действительные и страдательные причастия, образование причастий от глаголов, умения употреблять причастия в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Действительные и страдательные причастия» для 7 класса

1. В каждом словосочетании обозначьте главные слова.

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку,

вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на

совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию,

создающий подлинное искусство.

2. Распределите  словосочетания с причастиями в два столбца.

 

Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.

Действительные причастия

Страдательные причастия

3. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и то, и другое).

Н-Р: Автобус выезжает по маршруту. – Автобус,  выезжающий  по маршруту, скоро заберет пассажиров.

 Мама пригласила соседей в гости. - _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Врач лечит больных. - _________________________________________________________________

Мальчик бежит по дороге. - ____________________________________________________________

Пришла весна, и снег растаял. - _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Библиотекарь рекомендует книгу. - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 Весь сад засыпали сухие листья. - _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ПОДСКАЗКА Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.

4. От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.

Собирать — собрать    собирающий  (нсв) – собравший (св)

писать — написать ___________________________________________________________________

читать — прочитать __________________________________________________________________

молчать -  замолчать __________________________________________________________________

качаться — закачаться ________________________________________________________________

преодолевать — преодолеть  ___________________________________________________________

ПОДСКАЗКА От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.

5. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

6.Вставьте окончания у причастий. Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий, объясните выбор гласных в суффиксах.

Смёрзш….ся снегу, покалывающ… травы, приближающ…ся шума, полыхающ... огнем, сросш…ся

 корней, выцветш… волос, выпавш… граде, тающ… снежинки, сияющ… лица,

 выгоревш… лесу, удаляющ…ся автобус,  переправивш…ся  рыболовы  , распахнувш…ся окно,

движущ…ся силы, блистающ… вершин, распустивш…ся волокнам, повлёкш… товарища,

волнующ…ся море, увядш… цветка, прибывш… поездами, розовеющ… небосклону.

ДПНВ

ДППВ

7. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени.

Скатываться,

Беречь  -

Делать -

Продрогнуть -

Переправить -

Преодолеть -

Стелить -

 Вырасти -

Раскинуться -

Жить -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по практикуму по математике для 10-11 классов

Целью изучения курса «Практикум по математике» для 10- 11 класса  является повышение эффективности  подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней шк...

презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе

Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...

Словарный практикум по всеобщей истории для 7 класса

Словарные практикумы выполняют роль разминки во время урока, приучают к систематической словарной работе. Знание предмета - это в первую очередь знание предметного языка. Регулярные практикумы вселяют...

Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....

Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс

Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки  умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...