Практикум по теме "Действительные и страдательные причастия" для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
На основе данного материала отрабатываются умения различать действительные и страдательные причастия, образование причастий от глаголов, умения употреблять причастия в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по теме «Действительные и страдательные причастия» для 7 класса
1. В каждом словосочетании обозначьте главные слова.
Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку,
вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на
совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию,
создающий подлинное искусство.
2. Распределите словосочетания с причастиями в два столбца.
Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
3. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и то, и другое).
Н-Р: Автобус выезжает по маршруту. – Автобус, выезжающий по маршруту, скоро заберет пассажиров.
Мама пригласила соседей в гости. - _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Врач лечит больных. - _________________________________________________________________
Мальчик бежит по дороге. - ____________________________________________________________
Пришла весна, и снег растаял. - _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Библиотекарь рекомендует книгу. - ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Весь сад засыпали сухие листья. - _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ПОДСКАЗКА Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
4. От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.
Собирать — собрать собирающий (нсв) – собравший (св)
писать — написать ___________________________________________________________________
читать — прочитать __________________________________________________________________
молчать - замолчать __________________________________________________________________
качаться — закачаться ________________________________________________________________
преодолевать — преодолеть ___________________________________________________________
ПОДСКАЗКА От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.
5. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.
6.Вставьте окончания у причастий. Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий, объясните выбор гласных в суффиксах.
Смёрзш….ся снегу, покалывающ… травы, приближающ…ся шума, полыхающ... огнем, сросш…ся
корней, выцветш… волос, выпавш… граде, тающ… снежинки, сияющ… лица,
выгоревш… лесу, удаляющ…ся автобус, переправивш…ся рыболовы , распахнувш…ся окно,
движущ…ся силы, блистающ… вершин, распустивш…ся волокнам, повлёкш… товарища,
волнующ…ся море, увядш… цветка, прибывш… поездами, розовеющ… небосклону.
ДПНВ | ДППВ |
7. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени.
Скатываться,
Беречь -
Делать -
Продрогнуть -
Переправить -
Преодолеть -
Стелить -
Вырасти -
Раскинуться -
Жить -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по практикуму по математике для 10-11 классов
Целью изучения курса «Практикум по математике» для 10- 11 класса является повышение эффективности подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней шк...
презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе
Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...
Словарный практикум по всеобщей истории для 7 класса
Словарные практикумы выполняют роль разминки во время урока, приучают к систематической словарной работе. Знание предмета - это в первую очередь знание предметного языка. Регулярные практикумы вселяют...
Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.
Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....
Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс
Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...