Рабочая программа по русскому языку (10 класс) УМК Н. Гольцовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (10 класс) УМК Н. Гольцовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_kl_2017-18_god_goltsova.doc | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).
При изучении программы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово», 2010.
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. М., «Русское слово», 2008.
По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа. За счёт 2 часов из школьного компонента количество часов увеличивается до 102, что соответствует объёму учебника. Также в рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностного подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса (базовый уровень) рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)
- Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
Знать: лексическое богатство русского языка;
- стилистику русского языка;
- виды планов;
Уметь: составлять план;
- использовать эпиграф;
- Лексика. Фразеология – 11 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах». Тест «Изобразительно-выразительные средства текста»
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей
Знать: лексическое и грамматическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;
- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;
- фразеологизмы, фразеологические выражения;
- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;
- анализировать лексические средства выразительности в тексте;
- работать с различными видами словарей;
- определять лексические особенности текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- использование в речи изобразительно-выразительных средств;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 5 часов
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Самостоятельная работа « Фонетический разбор слов»
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Знать: орфоэпические нормы правописания;
- характеристику гласных и согласных звуков в слове;
Уметь: производить фонетический разбор слов;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать мировоззрение школьников;
- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
- Морфемика и словообразование – 6 часов
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов»
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.
Знать: состав слова;
- способы образования слов;
- нормы формообразования;
- правописание морфем;
- морфологический принцип правописания;
Уметь: производить морфемный анализ слов;
- производить словообразовательный разбор слов;
- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- пользование словарями различных типов;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- Морфология и орфография – 16 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Морфология и орфография», тест по теме: «Правописание орфограмм», словарный диктант
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Знать: типы орфограмм;
- безударные гласные в корне;
- гласные после шипящих в разных частях речи;
- гласные после шипящих и Ц;
- правописание согласных в слове;
- двойные согласные;
- гласные и согласные в приставках;
- правила переноса слов;
- разделительные Ъ и Ь знаки;
Уметь: определять орфограммы в словах;
- решать орфографические задачи;
- правильно писать безударные гласные в корне;
- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;
- правильно писать гласные после шипящих и Ц;
- правильно писать двойные согласные;
- правильно писать гласные и согласные в приставках;
- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;
- применять правила переноса в словах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- Части речи. Имя существительное – 6 часов
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен существительных»
Основные термины и понятия:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;
- нормы формообразования имен существительных;
- морфемику имен существительных;
Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;
- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;
- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;
- правильно писать сложные имена существительные;
- решать орфографические задачи по теме;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- умение эффективно использовать рабочее время;
- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;
- Части речи. Имя прилагательное – 8 часов
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен прилагательных», тест
Основные термины и понятия:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.
Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;
- правописание сложных имен прилагательных;
- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;
- образование сложных прилагательных;
Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»
- правильно писать суффиксы имен прилагательных;
- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;
- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;
- правильно писать сложные имена прилагательные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать
- Части речи. Имя числительное – 4 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Самостоятельная работа «Употребление и правописание числительных»
Основные термины и понятия:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
Знать: особенности употребления имен числительных в речи;
- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;
Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;
- правильно писать падежные окончания имен числительных;
- правильно писать сложные числительные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- Части речи. Местоимение – 4 часа
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Самостоятельная работа «Правописание местоимений» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Знать: особенности употребления местоимений в речи;
- знать разряды местоимений;
Уметь: производить морфологический разбор местоимений;
- правильно писать местоимения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- Части речи. Глагол – 6 часов
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание глаголов» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;
- синонимию глагольных форм;
- способы формообразования глаголов;
Уметь: производить морфологический разбор глагола;
- правильно писать личные окончания глаголов;
- правильно писать суффиксы глаголов;
- правильно писать Ь в глагольных формах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- Части речи. Причастие – 5 часов
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Самостоятельная работа «Правописание причастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.
Знать: особенности употребления причастий в речи;
- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
Уметь: производить морфологический разбор причастий;
- образовывать различные формы причастий;
- правильно писать окончания причастий;
- правильно писать гласные в суффиксах причастий;
- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- Части речи. Деепричастие – 5 часов
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Самостоятельная работа «Правописание деепричастий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Знать: особенности употребления деепричастий в речи;
- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;
- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;
Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;
- образовывать деепричастия;
- правильно писать деепричастия;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- Части речи. Наречие – 7 часов
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание наречий» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.
Знать: особенности употребления наречий в речи;
- особенности образования наречий;
- особенности образования степеней сравнения наречий;
Уметь: производить морфологический разбор наречий;
- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;
- правильно писать отрицательные наречия;
- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- Служебные части речи – 15 часов
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание служебных слов» с использованием тестов ЕГЭ
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.
Знать: типы предлогов по структуре, по значению;
- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;
- разряды частиц;
- типы междометий по значению и структуре;
Уметь: отличать союзы и союзные слова;
- правильно употреблять союзы в речи;
- правильно писать частицы;
- правильно писать предлоги;
- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;
- отличать междометия и звукоподражательные слова;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- Развитие речи – 5 часов
Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы. Строение словарной статьи многозначного слова. Работа с различными видами словарей. Тема. Главная мысль. Ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Понятие о плане. Составление плана. Тематический конспект. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Основные термины и понятия:
Устная и письменная формы речи. Речевая ошибка. Нормы литературного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, орфографические, морфологические, синтаксические, пунктуационные, стилистические. Качества речи. Словарная статья. Тема текста. Главная мысль текста и мини текста. План. Конспект. Аннотация. Рецензия.
Знать:
- формы письменной и устной речи;
- нормы литературного языка;
- сведения о тексте, теме, основной мысли;
- понятие различных видов устного и письменного высказывания;
- особенности строения устного и письменного публичного высказывания;
Уметь:
- находить речевые ошибки и уметь их исправлять;
- владеть нормами русского языка;
- определять стиль и тип высказывания;
- определять тему и основную мысль текста;
- использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;
- создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- создание текста определенного функционально-смыслового типа;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- приведение примеров, подбор аргументов;
- владение монологической и диалогической речью;
- при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки реализации | Планируемые результаты освоения материала |
1. | Слово о русском языке | 1 | 1 неделя | Составление плана научного текста |
Лексика. Фразеология. Лексикография (10 ч. + 1РР + 1к.р.) | ||||
2. | Лексика. Слово и его значение | 1 | 1 неделя | Культура речи. Лексические нормы |
3-4. | Изобразительно-выразительные средства языка | 2 | 1-2 неделя | Находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании худ. Образов |
5. | Омонимы. Паронимы и их употребление | 1 | 2 неделя | Уметь различать омографы, омоформы, омофоны, находить в тексте паронимы |
6. | Синонимы и их употребление Антонимы и их употребление | 1 | 2 неделя | Пользование словарями различных типов |
7. РР | Происхождение лексики русского языка | 1 | 3 неделя | Находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию |
8 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | 3 неделя | |
9-10. | Фразеологизмы и их употребление | 2 | 3-4 неделя | Умение правильно употреблять фразеологические единицы |
11-12. | Готовимся к ЕГЭ | 2 | 4 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ |
13 | «Входной контроль». Контрольная работа | 1 | 5 неделя | Уметь находить в тексте средства выразительности, правильно писать слова в предложении. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия( 6 часов) | ||||
14-15 | Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор | 2 | 5 неделя | выделять главное, классифицировать, рефлексировать |
16-17 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 | 6 неделя | Отрабатывать навык использования орфоэпического словаря |
18-19 | Готовимся к ЕГЭ | 2 | 6-7 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ |
Морфемика. Словообразование (6 часов) | ||||||
20-21. | Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова | 2 | 7 неделя | Знать значимые части слова, порядок морфемного анализа слов | ||
22 | Словообразование в русском языке. Словообразовательный разбор | 1 | 8 неделя | Составлять словообразовательные цепочки, уметь определять способ образования слова | ||
23. | Формообразование | 1 | 8 неделя | Знать формообразование слов. Уметь делать формообразовательный анализ слова. | ||
24-25 | Готовимся к ЕГЭ | 2 | 8-9 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ | ||
Орфография – 16 часов (14 ч + 1РР + 1 к.р.) | ||||||
26-27 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | 2 | 9 неделя | Отрабатывать навык "узнавания орфограммы", условий её выбора | ||
28. | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | 10 неделя | Отрабатывать навык "узнавания орфограммы", условий её выбора | ||
29. | Употребление гласных после шипящих | 1 | 10 неделя | Отрабатывать навык "узнавания орфограммы", условий её выбора | ||
30. | Употребление гласных после Ц | 1 | 10 неделя | Отрабатывать навык "узнавания орфограммы", условий её выбора | ||
31-32. | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных | 2 | 11 неделя | Правильно писать орфограммы в словах | ||
33. | Правописание гласных и согласных в приставках. Словарный диктант. | 1 | 11 неделя | Знать правописание приставок | ||
34. | Правописание приставок пре- и при- | 1 | 12 неделя | Знать правописание приставок | ||
35. | Правописание гласных И и Ы после приставок | 1 | 12 неделя | Знать условия выбора гласных И и Ы после приставок | ||
36. | Употребление Ъ и Ь | 1 | 12 неделя | Знать функции ъ и ь знаков | ||
37 РР | Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение | 1 | 13 неделя | Уметь писать сочинение -рассуждение | ||
38. | Употребление прописных букв | 1 | 13 неделя | Отличать написание слов с заглавной и строчной буквы | ||
39. | Готовимся к ЕГЭ | 1 | 13 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ | ||
40-41. | Промежуточный контроль.Тест. | 2 | 14 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
Морфология. Имя существительное (5 ч.+ 1 тест) | ||||||
42. | Имя существительное как часть речи | 1 | 14 неделя | Выделять главное, классифицировать, рефлексировать | ||
43. | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | 15 неделя | Уметь применять правило | ||
44-45. | Гласные в суффиксах имен существительных | 2 | 15 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
46. | Правописание сложных имен существительных | 1 | 16 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
47 | Тест | 1 | 16 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
Имя прилагательное- 8 часов (6 ч.+1РР+ 1тест) | ||||||
48. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 16 неделя | выделять главное, классифицировать, рефлексировать | ||
49 РР | Сочинение в жанре эссе | 1 | 17 неделя | Уметь писать сочинение в жанре эссе | ||
50. | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 17 неделя | Делать морфологический разбор прилагательных | ||
51. | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных | 1 | 17 неделя | Уметь применять алгоритм при выборе Н и НН в суффиксах прилагательных | ||
52. | Правописание сложных имен прилагательных | 1 | 18 неделя | Отличать сложные прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное | ||
53. | Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | 18 неделя | Находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию | ||
54 | Тест | 1 | 18 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
55-56. | Готовимся к ЕГЭ. | 2 | 19 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ | ||
Имя числительное (4 часа) | ||||||
57. | Имя числительное как часть речи | 1 | 19 неделя | выделять главное, классифицировать, рефлексировать | ||
58-59. | Склонение имен числительных. Правописание имен числительных | 2 | 20 неделя | Делать морфологический разбор числительных | ||
60. | Употребление имен числительных в речи | 1 | 20 неделя | Уметь правильно употреблять в речи числ-ые | ||
Местоимение (3 ч.+ 1 тест) | ||||||
61. | Местоимение как часть речи | 1 | 21 неделя | Уметь определять разряды местоимений | ||
62. | Правописание местоимений | 1 | 21 неделя | Уметь делать морфологический разбор местоимений | ||
63 | Тест | 1 | 21 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
64 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | 22 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ | ||
Глагол (4 ч.+1 к.р.+1 тест) | ||||||
65-66 | Глагол как часть речи. Спряжение глаголов | 2 | 22 неделя | Уметь определять спряжение глаголов | ||
67 | Морфологический разбор глагола | 1 | 22 неделя | Уметь делать морфологический разбор глаголов | ||
68 | Правописание глаголов | 1 | 23 неделя | Повторить орфограммы глаголов, уметь находить их в словах | ||
69 | Контрольный диктант | 1 | 23 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
70 | Тест | 1 | 23 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
Причастие (4ч.+1РР+1 тест) | ||||||
71. | Причастие как глагольная форма | 1 | 24 неделя | Уметь находить причастие в тексте | ||
72 | Образование причастий | 1 | 24 неделя | Знать образование действительных и страд. Причастий. | ||
73-74 | Правописание суффиксов причастий | 2 | 24-25 неделя | Правильно писать суффиксы причастий | ||
75. | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | 25 неделя | Уметь писать сочинение –рассуждение | ||
76 | Тест | 1 | 25 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
Деепричастие (4ч.+1РР+1тест) | ||||||
77. | Деепричастие как глагольная форма | 1 | 26 неделя | Уметь находить деепричастие в тексте | ||
78 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 26 неделя | Уметь делать морфологический разбор | ||
79 РР | «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Сочинение | 1 | 26 неделя | Уметь анализировать текст, определять его тему, проблему, оформлять письменное речевое высказывание по предложенному тексту | ||
80 | Тест | 1 | 27 неделя | Уметь применять изученные правила | ||
81-82 | Готовимся к ЕГЭ | 2 | 27 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ |
Наречие (6 ч.+1РР) | |||||
83. | Наречие как часть речи | 1 | 28 неделя | Уметь находить наречие в тексте | |
84 | Степени сравнения наречий | 1 | 28 неделя | Уметь образовывать степени сравнения | |
85-87. | Правописание наречий | 3 | 28-29 неделя | Уметь обосновывать написание наречий | |
88. | Слова категории состояния | 1 | 29 неделя | Знать слова категории состояния, уметь находить их в тексте. | |
89. | Контрольная работа | 1 | 29 неделя | Уметь применять изученные правила | |
Служебные части речи (11 ч.+1 к. р.) | |||||
90. | Служебные части. Предлог | 1 | 30 неделя | Уметь находить предлоги в тексте | |
91. | Правописание предлогов | 1 | 30 неделя | Уметь отличать производные предлоги от сам. частей речи | |
92. | Союз как служебная часть речи | 1 | 31 неделя | Уметь находить союзы в тексте | |
93. | Правописание союзов | 1 | 31 неделя | Уметь различать союзы и сам. части речи | |
94. | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц | 1 | 31 неделя | Уметь находить частицы в тексте | |
95 | Слитное и раздельное написание частиц | 1 | 32 неделя | Уметь различать частицы не и ни. | |
96. | Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ | 1 | 32 неделя | Знать правила правописания и употребления частиц | |
97-98. | Итоговый контроль. Тест в формате ЕГЭ | 2 | 33 неделя | Уметь применять изученные правила, выполнять тест в формате ЕГЭ | |
99. | Готовимся к ЕГЭ | 1 | 33 неделя | Навыки выполнения заданий ЕГЭ | |
100. | Междометие как особый разряд слов | 1 | 34 неделя | Выделять главное, классифицировать, рефлексировать | |
Повторение (2 часа) | |||||
101-102 | Повторение | 2 | 34 неделя | Повторение и обобщение изученного |
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка;
- орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Используемые ресурсы
Литература для учителя:
- «Русский язык». Учебник для 10-11 класса под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. М., «Русское слово», 2010.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. М., «Русское слово», 2010.
- Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина «Поурочное планирование. 10-11 кл. Базовый и профильный уровень». М., «Русское слово», 2009.
- С.И.Иванова «Экзаменационные ловушки». Самара, 2012.
- С.Ю. Иванова «Сдай ЕГЭ на все 100». Самара, 2012, 2013, 2014.
- В.В. Львов «Обучение нормам произношения и ударения в средней школе». М, «Просвещение», 1989.
- Д.Э. Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку». М., «Высшая школа», 1994.
- В.В. Маслов «ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение». Самара, 2007.
- К.А. Войлова, Н.Г. Гольцова «Русский язык. Большой справочник». М., «Дрофа», 2007
Литература для учащихся:
- «Русский язык». Учебник для 10-11 класса под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. М., «Русское слово», 2010.
- С.И.Иванова «Экзаменационные ловушки». Самара, 2012.
- С.Ю. Иванова «Сдай ЕГЭ на все 100». Самара, 2012, 2013, 2014.
- К.А. Войлова, Н.Г. Гольцова «Русский язык. Большой справочник». М, «Дрофа», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.
Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).
Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс Н.Г. Гольцова
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,авторской программы Н.Г. Гольц...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику Гольцовой Н.Г.
Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику Гольцовой Н.Г. 2017 годСоставлена учителем русского языка и литературы Цыбиковой Д.Ц...