"Путешествие в страну Русского языка"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие

в страну

Русского языка.

5 класс

Учитель Семёнова Елена Владимировна

Маршрутный лист.

Название станции

Оценка

Отличившиеся учащиеся

Роспись

Веселая

Фонетическая

Лексическая

Словообразовательная

Морфологическая

Синтаксическая

Ребусная

Синтаксическая

«А ты меня поставишь?»

  1. Разбери по членам предложения.

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.)

  1. Подбери синоним к слову ветхий. (старый, древний)

Придумайте с/с, в которых эти синонимы нельзя заменить одним другим.

  1. Придумайте предложение, в котором встречаются два слова с корнем – пут -, не являющимися однокоренными. (В пути мы не раз путались и сбивались с дороги.)
  2. В одном из фрагментов стихотворения С.Я.Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните свое решение.

                      Дама сдавала багаж

                  Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

(В первом отрывке багаж – не обобщающее слово, является обстоятельством, а однородные члены – дополнения.)

5. Назовите имена, которыми можно называть и девочку, и мальчика.

(Валя, Саша, Женя, Сима.) Сколько имен столько очков.

Фонетическая

«А ты меня слышишь?»

  1. Ниже зашифрована фраза на русском языке, расшифруйте её:

Шир-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гесрыг. (Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.)

  1. Прочитайте слово тир. Сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик да старуха.

т’ир

т’ – ни разу.,

и – 3 раза.,

р – 1 раз.

3.     Расставить ударение в словах:

       Щавель, красивее, звонит, квартал, тефтели, свекла, столяр, понял, торты.

4.    Среди сложных имен сущ. В русском языке очень часто встречаются слова с основой – ход: пароход, вездеход, снегоход и другие. Скажите на какие две группы можно разделить приведенные ниже слова в зависимости от значения первого компонента: теплоход, снегоход, вездеход, атомоход, луноход. (Все они обозначают машины, но теплоход, атомоход – это источник движения: тепло и атом. Снег, везде, луна – это поверхность, по которой передвигается машина.)

5.     За одну минуту составить как можно больше слов из слова:

                    АЛФАВИТ.

Ребусная

«Попробуй, угадай!»

  1. Шарада – это загадка, в которой задуманное слово, делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте такую шараду:  

Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои.

В книге целое найдется,

Здесь в каждой строчке есть они.

                   (Бук - вы)

  1. В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, рыбы, части патрона

л

ь

             

л

ь

л

ь

л

ь

                     полька

                     пальма

                     килька

                     пулька

         

  1. Отгадай ребус  

                                                  (волк)

  1. Найдите «четвертое лишнее»
  1. Носок, мозоль, георгин, помидор.
  2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
  3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
  4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

(Мозоль – ж.м., гроздь – ж.р., вестибюль – м.р., панцирь – м.р.).

5.     Назовите глагол, в котором нет корня

                    (вынуть)

    Назовите глаголы, корень которых состоит из одной буквы

      (шла, согнул, обуть и др.).

Морфологическая

«А ты меня угадаешь?»

  1. Сколько слов из списка можно понять и как сущ., и как глагол: рой, бой, вой, пой, стой, лечь, печь, речь.
  2. Сколько в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы? Какими частями речи они являются? (я – местоимение, а,и – союз, о,у,с,к,в – предлоги)
  3. Как выглядит неопределенная форма глагола неймется? (нет н.ф.)
  4. Что общего в словах квадрат, тетрадь, квартал, четверть, квартет? (Все они происходят от корней со значением «четыре»)
  5. Сколько сущ. м.р. здесь представлено? Плацкарты, овощи, ворота, колени, оладьи, побережья, рельсы, погоны, санатории, чернила, туфли, ботинки, ботфорты, кроссовки.

Веселая

«А ну-ка, посмейся!»

  1. Найти неизвестный элемент дроби Я=Ю=Ё

                                                                    Ф   У   ?

(т.к. буквы я, ю, ё обозначают звуки [a], [y], [o] и мягкость предшествующего согласного, которая изображена значком  , значит  Я=Ю=Ё)

                                                            Ф   У  О

  1. В каких женских именах пишется разделительный Ь (сколько имен, столько очков.)
  2. Все вы знаете басню И.А.Крылова «Квартет». Как бы назвалась эта басня, если бы музыкантов в ней было 3?5?6? (трио, квинтет, секстет)
  3. Отгадать чайнворд
  1. Сам худ, а голова с пуд? (молоток)
  2. Кто молча учит? (книга)
  3. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный? (арбуз)
  4. Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок)
  5. В болоте плачет, а из болота не идет? (кулик)
  6. Кто родился с усами? (котенок)
  7. Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту прячет?(кит)
  8. Снаружи голо, изнутри мохнато, теплом богато? (тулуп)
  9. Ходит полем из края в край, режет черный каравай? (плуг)
  10. Виден край, да не дойдешь? (горизонт)
  11. Кланяется, кланяется, придет домой, растянется? (топор)
  1. Написать веселое пожелание соперникам, чтобы все слова начинались на одну букву.

Лексическая

«А ты меня знаешь?»

Дать толкование фразеологизмам:

Ходить козырем.

Дело в шляпе.

Держать порох сухим.

Наука побеждать.

Победителя не судят.

В ореоле славы.

Дамоклав меч.

Тихой сапой.

Птичье молоко.

Триумф. Овация.

Словообразовательная

«А ты меня сложишь?»

  1. В каких словах выделяется окончание  -ий?

Гений, акулий, свежий, развлечений, не убий.

  1. Разберите слова по составу.

Паводок, сумрак, дырочка, газопровод, улыбаешься.

  1. Укажите правильный разбор слова по составу

а) беспристрастный

б) беспристрастный

в) беспристрастный

г) беспристрастный

д) беспристрастный

4.     Найти однокоренные слова

Стон, высотный, постоять, полтораста, столовый, сотник, стократный, сторожка, пятисотлетие, застолбить.

5.     Вставить пропущенные буквы

Бескрайний

Излагать

Выросли

Выбираем

Уважать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...