Элективный курс (9 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для достижения выше указанных целей и задач особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации. Поэтому используются традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Для разнообразия занятий используются такие формы работы как:
- дискуссии и диалоги;
- творческие задания;
- семинары, практикумы.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.
Общая характеристика учебного предмета.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам
Роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ — творец и носитель этого языка.
Русский язык — единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.
Российская Федерация — многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.
В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.
Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.
Раздел 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5.Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.
Раздел 7. Работа с заданиями 2-й части 2-14. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Заключительное занятие. Рекомендации учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие.
Раздел 9. Итоговая работа в формате ОГЭ.
Тематическое планирование
Наименование разделов | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ. | 1 час | Работа с инструкцией по выполнению ОГЭ. |
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. | 1 час | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
3. Сжатое изложение. | 6 часов | Работа с текстом, создание текста, анализ готовых работ, редактирование. |
4. Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. | 5 часов | Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам |
5. Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы | 5 часов | Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам |
6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. | 5 часов | Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам |
7. Работа с заданиями 2-й части ОГЭ. | 7 часов | Работа с тестом, заполнение бланков, выполнение тренировочных упражнений, повторение теоретического материала |
8. Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к итоговой работе. | 1 час | Беседа |
9. Итоговая работа в формате ОГЭ. | 3 часа | Контрольная работа |
Всего: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид занятия | Характеристика видов деятельности | Планируемые результаты | Дата | ||
Планируемая | Фактическая | |||||||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи электива.Ознакомление с содержанием инструкции по выполнению экзаменационной работы в новой форме. | 1 час | Мини - лекция | Чтение материалов КИМа по ознакомлению с содержанием инструкции по выполнению экзаменационной работы. Работа с демонстрационным вариантом ответов. Бланками ответов. | Знать цели и задачи факультатива, содержание и инструкцию по выполнению работы | |||
2 | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. | 1 час | Мини-лекция | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена. | Знать структуру КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе | |||
3 | Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.Приёмы работы. Направленные на первичное восприятие текста. | 1 час | мини-лекция, практикум | Разбор текста. Составление плана текста. | Знать алгоритм написания изложения, приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. | |||
4 | Выделение микротем в тексте. Составление плана текста. Абзацное членение. | 1 час | мини-лекция, беседа, практикум | Работа с текстом: составление плана текста, выполнение абзацного членения. | Уметь выделять микротемы в тексте, составлять план текста, производить абзацное членение текста | |||
5 | Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа над сжатием текста. Подготовка к написанию изложения. | Знать особенности сжатого изложения | |||
6 | Основные приѐмы компрессии текста. Обучение приемам компрессии текста. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. Выполнение приёмов компрессии текста. | Знать основные приѐмы компрессии текста. | |||
7 | Написание сжатого изложения | 1 час | самостоятельная работа. | Написание изложения. | Уметь писать сжатое изложение | |||
8 | Работа над ошибками изложения. | 1 час | практикум | Выполнение работы над ошибками изложения, используя памятку для анализа изложения.. | Уметь редактировать текст, сравнивать с образцом, проверять и оценивать сжатое изложение, Знать памятку для анализа изложения, классификацию речевых и грамматических ошибок. | |||
9 | Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. Использовать особенности написания сочинения рассуждения | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |||
10 | Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом . | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |||
11 | Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |||
12 | Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |||
13 | Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | |||
14 | Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту | |||
15 | Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту | |||
16 | Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту | |||
17 | Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. | 1 час | мини-лекция, практикум | Рработа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту | |||
18 | Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту | |||
19 | Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему | |||
20 | Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему | |||
21 | Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему | |||
22 | Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему | |||
23 | Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с текстом. | Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему | |||
24 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ 2-3 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 2-3 дадание 2-ч ОГЭ | |||
25 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ 4 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 4 задание 2-части ОГЭ | |||
26 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ. 5 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 5-ое задание 2-ой части ОГЭ | |||
27 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ.. 6 -7 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков | Уметь выполнять 6-7 задание 2-ой части ОГЭ | |||
28 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ. 8 -9 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 8-9 задание 2-ой части ОГЭ | |||
29 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ. 10 -11 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 10-11 задание 2-ой части ОГЭ | |||
30 | Выполнение заданий 2-й части ОГЭ. 12 -14 задание. | 1 час | мини-лекция, практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Уметь выполнять 12-13 задание 2-ой части ОГЭ | |||
31 | Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к итоговой работе. | 1 час | мини- лекция,практикум | Работа с тестом.Заполнение бланков. | Применять полученные знания для выполнения заданий ОГЭ | |||
32-34 | Итоговая работа в формате ОГЭ. | 3 часа | контрольная работа | Написание итоговой работы в формате ОГЭ | Применять полученные знания для выполнения заданий ОГЭ |
Учебно – методический материал.
1. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011.
3. ГИА -2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011.
4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.,1976
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2014. 6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013.
7. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007.
8.Львова С.И. Русский язык. - М, Дрофа, 2002.
9. Львова С.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2013.
10. Нарушевич А.Г., Сенина Н.А., Гармаш С.В.: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2014.М.: Легион, 2013.
11. Розенталь Д.Э. Учебное пособие по русскому языку: Говорите и пишите по-русски правильно.- М.,2001
12. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010.
13. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013.
14. Шанский Н.М. Современный русский язык. - М.,2002
15. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2013.
Интернет-ресурсы
Словари
1. http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
2. http://www.megakm.ru –Толковый словарь русского языка Ожегова
3. http://www.slovari.ru –Русские словари (Институт им. Виноградова)
4. http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме он-лайн
2. http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
3. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами
Методические материалы
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
- http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования
5. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
6. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
Планируемые результаты освоения элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приѐмы компрессии текста; владеть формами обработки информации исходного текста;
- писать сочинение на лингвистическую и свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста,
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в еѐ смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...