Урок русского языка в 5-6 классе "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Базарова Ольга Александровна

Урок русского языка по ФГОС "Простые и сложные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5-6_kl_pr_i_sl._predl.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок подготовила и провела Базарова О.А.

Тема: Простые и сложные предложения (5 Б класс ФГОС)

Цели урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
  • закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
  • формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
  • развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
  • воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

  1. Организационный момент

Стихотворение – приветствие

Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
И урок сейчас начнём.

-Все готовы начать наш урок?

-Как мы должны работать, чтоб наш урок прошел успешно? (Активно, дружно, смело, преодолевать все трудности.)


  1. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте подумаем, без чего не может существовать предложение?

(запись на доске)

-без второстепенных членов;

-без однородных членов;

-без грамматической основы.

  1. Постановка темы и цели (проблемы) урока:

Ветер тихонько подвывал и нагонял тучи.

Ветер тихонько подвывал, и небо хмурилось.

-Давайте подчеркнём основу предложения и попробуем составить схемы.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте сами тему урока

-А какая цель? (Цель: уметь различать простые и сложные предложения)

Одновременно дети записывают эти предложения в тетрадь, а один работает у доски.

Чем различаются? Что включает в себя грамматическая основа?

Как определить простое или сложное предложение перед нами?

4. Работа с учебником. Знакомство с теоретическими сведениями.

Страница 107, прочитайте и сделайте вывод.

5. Работа с таблицей (работа в парах)

Вид предложения

?

?

Предложения (подчеркните грамматические основы предложений)

Ветер в ответ тихонечко

подвывал и нагонял тучи.

Ветер в ответ тихонечко

подвывал, и небо хмурилось.

Количество грамматических основ.

Что связывает союз: части предложения или однородные члены?

Ставят запятую перед союзами или нет?

Сделайте, пожалуйста, вывод: В чем состоит разница между простым и сложным предложением.

6. Физкультминутка

7. Работа с учебником. Теоретические сведения страница 108, сделайте вывод о прочитанном.

-Давайте построим схему (Сложное предложение бывает союзным и бессоюзным).

1. Солнце светило ярко, и снег растаял.

2. Солнце светило ярко, снег растаял.

3. Снег растаял, когда солнце светило ярко.

-Выделите основу этих предложений и составьте схемы. (Один работает у доски , остальные в тетрадях)

- Посмотрите на текст упражнения 232 (устно), выполните задания к упражнению.

8. Закрепление изученного материала. (Работа в группах).

1. -Даны схемы предложений, попробуйте составить по ним предложения.

1.  [– =], и  [– =].

2. [– =],  (что – =).

3. [– =],  [– =].

2. Запись под диктовку 4 предложений.

1. Дождь закончился, дети пошли гулять.

2. Осень наступила, и высохли сады.

3. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

4. Ученики пойдут на перемену, когда прозвенит звонок.

-Ребята, вот сейчас вы будете больше работать самостоятельно и все ваши ответы будут оцениваться, давайте определим критерии оценки.

7 правильных ответов-«5»

5-6 правильных ответов-«4»

4 правильных ответов-«3»

Если будет меньше правильных ответов , не расстраивайтесь, мы с вами ещё поработаем.

9. Рефлексия. Возвращаемся к цели урока.

- Какая была цель нашего урока?

- Как вы думаете достигнута цель урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

10. Домашнее задание. (На выбор)

1. Сочинить миниатюру (5-7 предложений), используя простые и сложные предложения. Подчеркнуть грамматическую основу.

2. Составить 5-7 сложных предложений с любыми союзами.

3. Упр. 239 или 240

Всем, вам огромное спасибо за урок. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение." В  конспекте представлены разные виды работы учащихся на уроке....

Урок русского языка в 5 классе" Простые и сложные предложения"

Урок проводится после изучения темы " Сложные предложения"...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Открытый урок русского языка в 9 классе "Анализ текста. Сложные предложения"

Урок построен в форме презентации групповой работы учащихся над текстом статьи из Россйской газеты "Неделя семейной любви" о потомках Л.Н.Толстого. На уроке показано, как можно организовать работу над...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...