"Пословицы как средство создания образности языка"
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Степанюк Людмила Николаевна

Статья посвящена вопросам филологии, исследованиям народных изречений о матери, их роли в нравственном воспитании школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы как средство создания образности языка.

 На протяжении веков народ выражал в пословицах свои мысли и чувства. В изречениях отражаются национальная история, быт, мировоззрение людей. Самоцветы мудрого житейского опыта, этики, морали учат жить и трудиться, бороться за лучшее в человеке, ценить высокие нравственные качества. В языковом творчестве разных народов особое место занимают пословицы о самом близком и родном человеке — матери. Не случайно самое дорогое в жизни — Родину — называют люди словом МАТЬ: родная земля-матушка, чужая сторона — мачеха; Родину-мать ничем не заменишь; Родину-мать учись защищать.

      Народ издревле почитает мать, что нашло отражение и в устном творчестве: «При солнце тепло, а при матери добро. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».

     Наряду с общеупотребительным, стилистически нейтральным словом мать употребляется ласкательное народно-поэтическое матушка, разговорное мама.

    Рассматривая пословицы, можно проследить изменения в значении слова мать. Часто оно сохраняет свое основное значение - «женщина по отношению к своим детям. Женщина, имеющая детей»: Всякой матери свое дитя мило. Однако употребляется и в переносном значении, обозначая то, что является дорогим, близким, родным: Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.

     В ряде пословиц слово мать приобретает значение «основа, источник чего-либо»: Дисциплина — мать победы. Повторенье — мать ученья.

    Как правило, слово мать в народных изречениях употребляется в положительном смысле. И это естественно, поскольку связывается в сознании каждого с лучшими человеческими качествами: добротой, нежностью, заботливостью. Но это слово может использоваться и для характеристики отрицательных явлений: Безделье — мать всех пороков.

     Пословицы — творение народа, выражающее проверенную многовековым опытом мораль в образной форме.

     Привлекает внимание разнообразие приемов использования в пословицах лексических и стилистических средств. Прежде всего это художественные определения, которые обогащают наши представления о человеке или предмете, выделяя характерные признаки, особенности. Среди них немало постоянных эпитетов, широко распространенных и в других жанрах устного народного творчества: Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна. Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матушки.

     Выразительны пословицы, в которых слово мать (матушка) само выступает в роли эпитета при неодушевленных существительных: За Москву-мать не страшно умирать; Матушка-рожь кормит всех сплошь.

     Произведения устного народного творчества нередко содержат олицетворение, где неодушевленным предметам приписываются признаки и свойства предметов одушевленных: Родина любимая — мать родимая. Солдату отец — командир, мать — служба. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Здесь дорогие человеку понятия персонифицируются с помощью слова мать (матушка)

      Используется в пословицах и такой вид тропа, как сравнение, заключающееся в сопоставлении двух предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего встречаются сравнения со служебным словом КАК: точка в точку, как мать в дочку. Это могут быть и отрицательные сравнения: Тепло, да не как лето, добра, да не как мать.

     Выразительность пословиц усиливается и за счет противопоставлений, контрастов. Такие изречения строятся по принципу антитезы: Птица радуется весне, а младенец — матери. Птица радуется весне, а мать деткам. Сыр калача белее, а мать мачехи милее. Достаток — мать, убожество — мачеха.

Нередко образы, создаваемые в пословицах о матерях, окрашены сочным юмором или тонкой, скрытой насмешкой-иронией. Пословицы высмеивают, тонко обыгрывают человеческие слабости: Хороша дочь Аннушка, хвалит мать да бабушка. У нашей матушки всё печено, а есть нечего.

     Народные изречения решительно осуждают отрицательные черты человека: Детки хороши — отцу-матери венец, детки плохи — отцу-матери конец. Худое дитятко отцу-матери бесчестье, роду-племени позор.

     Слова мать, мама, матушка нередко используются как рифмо- и ритмообразующее средство. Тем самым подчеркивается ключевая роль этих слов в народных изречениях: Как вырастешь с мать, всё будешь знать. Нет такого дружка, как родная матушка.

     Следует отметить лаконичность и выразительность пословиц. Сжато и образно выражая мудрость, жизненный опыт народа, они не только обогащают нашу речь, но и способствуют формированию лучших моральных качеств. Народные изречения — прекрасный языковой материал, который необходимо широко использовать на уроках русского языка.

     Полезны для учащихся следующие задания:

  1. Найти и записать 5-6 пословиц на определенную тему, а потом в классе провести беседу по этому материалу.
  2. Написать сочинение-миниатюру по одной из пословиц: Одна у человека родная мать, одна у человека и родина. Родина-мать — умей за неё постоять. Родина любимая — мать родимая.

Народные изречения обогащают наш язык и мышление, поэтому так важно приобщать учащихся  к безграничному миру народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а умет...

«Интерактивное оборудование на уроках русского языка как средство создания современной обучающей среды ».

Деятельность учителя русского языка на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуника...

Четвертый урок цикла по теме: «Витражи Санкт-Петербурга в стиле модерн. Создание презентации», раздел программы Б. М. Неменского: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»,тема по программе Б. М. Неменского: «Пятно как средство выр

Данный урок расширяет межпредметные связи уроков истории, истории Санкт- Петербурга, изобразительного искусства, технологии. На базе школьного курса создает  условия  для реализации полноцен...

Обособление определений как средство создания художественной образности.

Повторение лингвистической сущности обособления, основных сведений об условиях обособления;   Выявление роли обособленных  определений как средства создания художественной ...

Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики....

Пословица- одно из эффективных средств обучения английскому языку

Данная статья может быть использоана учителями при подготовке уроков и внеклассных мероприятий...