Урок развития речи "Зима. Описание"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Найда Александра Владимировна

Интегрированный урок ( музыка) по освоению навыков создания текста -описание в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_6_klass._zima._opisanie.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классе

на конкурс

«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»

«Описание природы. Зима».

                                                               

                                                   

2017 год

Пояснительная записка.

Актуальность.

В 6 классе начинается работа над пейзажными сочинениями. Они требуют особого внимания. Очень важно иметь в виду следующее.

  1. Без специальных наблюдений описать любую картину природы, в том числе и зимнюю, нельзя. Для того чтобы дети хорошо это поняли, необходимо проводить коллективный анализ литературных образцов с использованием приема словесного рисования, а также разбор детских работ, написанных без наблюдений и потому неудачных.
  2. Так как широкие по объему и длительные по времени наблюдения шестиклассникам непосильны, целесообразно ориентировать их на описание не развернутых, пространных, обобщенных картин, а отдельных характерных штрихов, деталей зимнего пейзажа, на создание конкретных по теме, маленьких по объему и совершенных по форме сочинений-миниатюр.
  3. При подготовке к первой пейзажной миниатюре разъясняется (затем повторяется) «закон воздействия писательского слова на читателя», сформулированный К.Паустовским.

Тип урока:     урок развития речи.

Тема урока: Описание природы. Зима.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект:

- совершенствование  речевых  умений  и  навыков  создания письменных текстов на основе необходимой информации;

- привитие интереса к литературе через анализ литературных образцов пейзажных сочинений.

Развивающий аспект:

- обогащение лексического  запаса;

- развитие творческой  фантазии  детей;

- учить  анализировать, сравнивать, доказывать;

- развитие  познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект:

- воспитание позитивного отношения к информации, уважительного отношения к мнению одноклассников, дисциплине, аккуратности при выполнении работы;

- воспитание внимательного отношения к  слову и своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:  

- формирование желания выполнять  и  мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять, творчески переделывать;

- поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать  разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

                                                                                                                   

                                     Ход урока.

1. Чтение стих. А.Фета( видео)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы и научимся читать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь.  Запишем тему урока.

3. Краткое вступительное слово учителя о влиянии близости к природе на язык человека. (Свиридов Г., «Метель»)

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Человек  должен понять, что он часть природы.  Владимирский писатель Сергей Никитин писал: «Я твердо верю,  что путь к природе – это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах  черемухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом, осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику – тот и в себе неизменно открыл что-то прекрасное». Есть такие дни в году, когда что-то особенное происходит в природе, и ты останавливаешься, словно впервые видишь привычное, знакомое, и это новое открытие озаряет душу.

- Что необходимо для полного овладения русским языком?

(Для полного овладения  русским языком необходимо общение с природой).

 Презентация картины русских художников о зиме

5. Работа с текстами разных типов речи.

-  Вам даны три текста (на карточках). Определите тип речи каждого текста.

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.

Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.

2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоемов.

Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.

В-третьих, не разорять гнезда птиц, норы животных.

Итак, соблюдая эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

Величавой – эпитет; плачет, царствует – олицетворение.

1-й текст – повествование? Докажите.

2-й текст – рассуждение? Докажите.

3-й текст – описание?

 Пороша (лексическое значение) – слой только что выпавшего снега.

- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать? (Читаю текст ещё раз).

-  Какое настроение вызывает у вас это описание? Что показалось необычным?

Слушаем ответы учащихся. Любуемся ещё одним  зимним пейзажем. (Вивальди. Зима. Видео)

- Мы мысленно представляем  картину, которую создает писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.

IV. Изучение новой темы.

- Обратим внимание ещё на один текст писателя-живописца И.А. Бунина (текст на карточках).

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими и пушистыми снегами  - синее огромное и удивительное снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, и просека прячется в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зеленой ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, как маленькие звездочки. Никого не оставит равнодушным такая красота!

Вопросы по тексту:

-  Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

-  Что мы видим вместе с И.А. Буниным?

-   Какое общее впечатление от увиденного?

- Подчеркните фразу, в которой передается впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)

-  Какие краски мы будем видеть на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж? Подчеркните имена прилагательные

(Ответы учащихся: синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.)

-  Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь. Тема: «Утро в зимнем лесу». Основная мысль: «Какое великолепие и спокойствие!»

-  Назовите тип речи. Докажите. (алгоритм доказательства )

-  Выделите в тексте композицию описания.

-  Работа с художественными средствами языка.

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

олицетворение

V. Физкультминутка. ( Чайковский времена года. )

Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли.  Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг – перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.

А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.

-  Заслушиваем сочинение «Следы на снегу».( домашнее задание)

Возвращаемся в школу. Сняли лыжи. Сели за столы.

Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к её тайне.

-  Продолжаем работу.

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

- Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.

-

VI. Работа  с  учителем музыки Курочкиной О.М.

 

VII. Задание «Прояви творчество».(Вивальди  продолжение)

- Мы подошли к следующему этапу нашей работы «Прояви творчество».

Цель работы: тренировка в подборе средств художественной выразительности, в создании собственных текстов. (Работа в группах)

- Вам дан текст. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, у другой группы – слов для справок нет. (Приложение – карточка 1,2.)

- Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.

- Запишите его в тетрадь в измененном виде.

(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3.

- Какой текст понравился больше? Почему?

- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.(Рефлексия)

VIII. Итог урока.

Составление миниатюр. Зарисовки о снеге.(музыкальное сопровождение)

- Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко.

-На что похож описываемый вами предмет?

- Что он напоминает?

- С чем можно сравнить его цвет?

Какие мысли и чувства он вызывает?

Проверка.

- Вы убедились,  что вы по-разному   увидели и описали один и тот же предмет.

Подведение итогов урока.

Дома. Сочинение-этюд о зиме. Темы: «Тихо в лесу», «Иней», «Снег на ветвях», «Падающие снежинки», «Морозный ветер», «Сосулька».        

Приложение.

Карточка №1.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье  и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Карточка №2.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Делайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье  и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зеленые.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой

Карточка №3.

В зимнем лесу.

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Приложение2

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.

Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.

2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоемов.

Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.

В-третьих, не разорять гнезда птиц, норы животных.

Итак, соблюдая эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света

ТИПЫ РЕЧИ(ДОКАЗАТЕЛЬСТВО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи "Описание действий"

Урок развития речи "Описание действий" в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с  использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресу...

Презентация к уроку развития речи "Описание действий"

Презентация к уроку развития речи в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского)...

Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.

Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по  теме "Описание памятника"....

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи"Описание цветка"

Урок развития речи с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий.В ходе урока дети постигают великую тайну жизни цветка, делают маленькие отрытия("У каждого цветка, как и у человека, с...