Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Задачи и цели урока:
- образовательные - углубить знания учащихся о СПП; учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;
- развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы); развивать творческие, коммуникативные качества; способствовать развитию кругозора и любви к родному краю;
- воспитательные – формировать навыки общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
- личностные – осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки.
- метапредметные – умение выводить и ставить цель, правильно строить высказывание и проводить рефлексию; умение правильно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
- предметные – умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП; овладение навыками синтаксического разбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryaz_9kl_spp.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Задачи и цели урока:
- образовательные - углубить знания учащихся о СПП; учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;
- развивающие – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы); развивать творческие, коммуникативные качества; способствовать развитию кругозора и любви к родному краю;
- воспитательные – формировать навыки общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
- личностные – осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки.
- метапредметные – умение выводить и ставить цель, правильно строить высказывание и проводить рефлексию; умение правильно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
- предметные – умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП; овладение навыками синтаксического разбора.
Оборудование: учебник, фотографии Воронцовского дворца (презентация); раздаточный материал (приложение)
Ход урока
I. Организационный этап
II. Мобилизующий этап
Показ слайда презентации (стихотворение Брюсова):
Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный:
Там шепчет дремлющий каскад,
Там пруд недвижим полусонный.
Там дышат лавры и миндаль
При набежавшем тихом ветре
А сзади, закрывая даль,
Уходит в небо пик Ай-Петри.
– Подумайте, какие предложения использовал автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока?
III. Актуализация.
– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».
(Запись на доске и в тетради)
– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?
(На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных).
IV. Cамостоятельное формулирование целей урока
– Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.
Можно использовать слайд презентации со следующим текстом:
Цели урока:
учиться находить …;
узнать способы связи …;
закрепить умения ставить ...;
учиться правильно употреблять ….
– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.
V. Изучение нового материала
– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:
«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".
( Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)
Задания к тексту
- Подберите заголовок.
- Определите стиль данного текста, докажите.
- Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
- Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
- Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?
Слово учителя.
Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):
(Раздаточный материал у каждого на парте)
Работа в парах по инструкции:
– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;
– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;
– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;
– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;
– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.
VI. Субъективизация при осмыслении нового материала
Беседа по вопросам:
– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?
– Что из услышанного осталось непонятным?
– Как вы думаете, почему?
VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
- Задание по вариантам. Цифровой диктант.
1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.
Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.
1. Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).
2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .
3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)
4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)
5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).
6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).
7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).
8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)
9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).
10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)
Ключ:
1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10
2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8
2. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.
(Задание выполняется у доски)
1. Двести миллионов лет назад громадный океана Тетис шумел там…
2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас…
3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца…
А. … блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
Б. … откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров .
В. … дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.
Ответы
Двести миллионов лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.
Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.
Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
3. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения.
Когда последний урок закончился,…
Как только мы приехали в Севастополь,…
Мы возвратились туда,…
4. Творческое задание.
Слово учителя (демонстрируются фотографии).
Кто из вас бывал в Воронцоском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.
Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Воронцовский дворец», используя сложноподчиненные предложения. Указать вид придаточных..
Можно использовать образцы:
Многочисленные экскурсии отправляются туда , где …
С тех пор как в Алупке построен роскошный белокаменный дворец, …
… , где находилась резиденция императорской семьи.
…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.
VIII. Рефлексивный этап урока
2- 3 ученика выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».
2- 3 ученика высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.
IХ. Домашнее задание.
1) Выучить теоретический материал учебника (параграф 16-17).
2) Упражнение 117 или составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:
С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем
При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:
Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.
Сложноподчиненные предложения с придаточными места
Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:
А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман.
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:
Он пошёл, куда ему захотелось, - в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:
Где тонко, там и рвется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненные предложения с придаточными места. 9 класс
Урок изучения нового материала по русскому языку в 9 классе....
Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Урок русского языка, проведенный на конкурсе "Учитель года". 2 место...
Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"
Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Структура урока соответствует его типу....
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...
Сложноподчиненные предложения с придаточными места
спп спридаточными места...
Проверочная работа по теме Сложное предложение с придаточными места и времени
Карточки для домашнего задания по теме "Виды придаточных предложений"...