Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Армаш Наталья Анатольевна

Программа курса русского языка для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений в 5-9 классах и программы по русскому языку под ред. М.М.Разумовской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса русского языка для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений в 5-9 классах и программы по русскому языку под ред. М.М.Разумовской.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • Формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

           - Освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения русского языка в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (15 часов развития речи). 

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

При изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации. Соотнесенность синтаксических единиц с внеязыковой действительностью активизирует познавательную деятельность учеников(восприятие, память, воображение, внимание, мышление; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация).

При изучении предмета используется учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2009.

Главным, на чем построили авторы учебник, является текст. Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для обучающихся по содержанию. Имеют  высокую познавательную и воспитательную ценность. Их использование позволяет обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных  связей, предполагает проверку лингвистических знаний и умений на разных уровнях. Поэтому большинство упражнений учебника - это комплексная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся  должны определять тему текста, основные мысли, находить ключевые слова, определять тип речи и стиль текста, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, находить в тексте языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Тексты представлены в малых объемах, их можно  проанализировать  в течение урока. К ним  даются  творческие  задания разноуровневого плана, что позволяет успешно осуществлять дифференцированную работу. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки обучающихся.

 Многие упражнения содержат задания, предлагающие определить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, определить стилистическую окраску слова, выявить слова необщеупотребительной лексики, архаизмы, историзмы, неологизмы. Задания формируются таким образом, чтобы побудить  обучающихся к активизации мыслительной деятельности. 

Одним словом, решается комплекс задач, что позволяет обучающимся успешно подготовиться к ГИА.

 Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ГИА будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Ямною предусмотрены часы по развитию речи для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения – рассуждения. Кроме этого, контрольные  уроки за полугодие и годовую планирую провести в форме ГИА.

   Технологии, используемые в работе:

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
  • ИКТ
  • Обучение в сотрудничестве
  • Исследовательские методы обучения

В планировании соблюдены все требования Федерального компонента  государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования.    

 Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Коммуникативная компетентность: владение специальными   речеведческими знаниями  и умениями применять их к анализу и конструктированию текста .

Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Виды и формы контроля. В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые задания, проверочные работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестовых заданий)  представлено:  диктантов_ __2____ ,сочинений ___5__, изложений___5____ ,   контрольная работа __4_      Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании контрольных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

Знать:

  • Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • Основные единицы языка, их признаки;
  • Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

  • Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

  • Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • Владеть различными видами монолога и диалога;
  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание

  1. Русский язык-национальный язык русского народа(1ч.) 

Знать: формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования.

Уметь: создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Применять в практике устного речевого общения с целью развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

  1. Повторение изученного в 5-8 классах (10ч).

Стили речи. Особенности фонетики, графики, орфографии. Лексика, Морфология. Словообразование. Пунктуация. Синтаксис. Способы сокращения текста. Типы речи. Жанры публицистики.

Знать: особенности стилей и типов речи, звуков, правописание слов, разнообразие     лексического состава русского языка, морфемы, образование слов, особенности морфологии и синтаксиса, верную постановку знаков препинания, способы сжатия текста, жанры публицистики.  

Уметь: различать стили и типы  речи,  тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, определять особенности звуков, морфемы, образование слов,  особенности морфологии и синтаксиса,  особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуникативную цель, создавать текст публицистического характера,  применять все способы компрессии, сохранять микротемы,  правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, объяснять разнообразие  лексического состава русского языка.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка, для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов, для выявления  особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов и постановки знаков препинания, для работы  с текстом.

Контрольные мероприятия:  изложение, тестовые задания,   самостоятельная работа

  1. Сложное предложение (3ч.)

Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений.

Знать: виды и типы предложений, средства связи частей сложных предложений, пунктуационное оформление их.

Уметь: разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, определять средства связи частей сложных предложений, пунктуационно оформлять их.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: контрольная работа

4. Сложносочиненные предложения (4ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненного предложения. Художественный стиль и язык художественной литературы.

 Знать: грамматические признаки, строение сложносочиненных предложений, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении, разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, особенности художественного стиля и  языка художественной литературы.

Уметь: различать простые и сложные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами, пунктуационно оформлять их, определять и различать художественный стиль и  язык художественной литературы.

Применять знания для определения видов сложносочиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания 

5. Сложноподчиненные предложения (31ч.)

 Понятие о сложноподчиненном предложении. Обучающее сочинение на лингвистическую тему(С 2.1). Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные  предложения с придаточными определительными. Местоименно- соотносительные придаточные. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными. Придаточные  обстоятельственные места. Текст. Строение текста. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными времени. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными сравнения. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными образа действия и степени.  Путевые заметки. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  цели. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными условия. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Рецензия. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Эссе. Понятие о жанре.

Знать: основные группы  сложноподчиненных предложений по значению и союзам, особенности  придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных  по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова,  интонационное  и пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, структуру  построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему,  строения текста, способы сжатия текста, понятие о рецензии   и эссе.

 Уметь: определять группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам,  находить главное и придаточное; различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; определять значение  и признаки придаточных, пунктуационно оформлять предложения, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, строить текст разных жанров.

Применять знания для определения видов сложноподчиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение, сочинение, словарный диктант, проверочная работа, контрольная работа, диктант

6. Бессоюзные сложные предложения (10ч.)

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.  Изложение с элементами сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или  условия,  следствия и сравнения. Сжатое изложение. Деловая речь. Написание деловых бумаг.  

 Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; условия постановки запятой и точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, способы сжатия текста, виды деловых бумаг и их оформление.  

Уметь: определять смысловые отношения между частями бессозного сложного предложения, правильно ставить знаки препинания и обосновывать условия их выбора, применять способы сжатия текста и правильно оформлять деловые бумаги.

Применять знания для определений типов предложений, для написания изложения и деловых бумаг 

Контрольные мероприятия: изложения, тестовые задания, проверочная работа

7. Сложные предложения с различными видами связи (3ч.)

Сложные предложения с различными видами связи.

Знать: структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь определять особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания.

Применять сложные предложения с различными видами связи в речи.

Контрольные мероприятия: тестовые задания

8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (6ч.).  Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Знать: особенности разделов о языке, правописание слов и пунктуационное оформление предложений, анализ текста.  

Уметь: обнаруживать орфограммы,  объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях, анализировать текст, безошибочно писать контрольную работу.

Применять  в практике устного и письменного речевого общения.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, сочинение          

Учебно – тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

1

Международное значение русского языка.

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

10

Контрольный диктант

1

3

Сложное предложение. Культура речи

3

1) сжатое изложение

1

4

Сложносочиненные предложения

4

1) самостоятельная работа

1

5

Сложноподчиненные предложения

31

1) Изложение

2) Сочинение

3) Контрольная работа в формате ГИА

4) контрольная работа

3

3

4

1

6

Бессоюзные сложные предложения

10

1) Диктант

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

3

8

Повторение изученного в 5-9 классах

6

1) Контрольная работа в формате ГИА

           4

Список литературы

Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.

Народное  образование № 8, 2005г.

        3) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев   «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002

Учебно-теоретические материалы:

         1)Влодавская Е.А. «Поурочные разработки по русскому языку: 9 класса: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова,   М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен», 2007

        2) Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002

         3) Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2006

         

Учебно-практические материалы:

1) Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л. Склярова. – 11-е издание- М.: Дрофа, 2007

2) ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / В.П. Сычева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

3) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009

4) Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2010.

    5)Егораева Г.Т.ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова.- М.:Изд. «Экзамен», 2009.

6) Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

Учебно-справочные материалы:

1)Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др., М.: Дрофа, 1999

2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.

2.   Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Народное  образование № 8, 2005г.

    3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев   «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002

    4. Влодавская Е.А. «Поурочные разработки по русскому языку: 6 класса: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова,   М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен», 2007

    5. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002

     6.  Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1995

    7. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2006

8.   Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.:учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л. Склярова. – 11-е издание- М.: Дрофа, 2007

9.   ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания/ С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

10.  Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009, 2010

     11. Егораева Г.Т.  ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова.- М.:Издательство»Экзамен», 2009.

 

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов

Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...

пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З.

пояснительная записка (с примерным распределнием часов по темам ) к рабочей  программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З. составлена для учащихся с ОЗВ ...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе «Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов в соответствии с ФГОС начального общего образования к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык. Rainbow English»

Пояснительная записка к рабочей программе "Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...