Обособленные члены предложения.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего» М.Дудин
Обособленные члены предложения Понятие об обособлении
Члены предложения Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство _______________ плглгпгллгпглпп _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Ьпгьопбпббплпбл тттттттттттттттттт
Обособленными могут быть только второстепенные члены. Определение Ьпгьопбпббплпбл Дополнение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Обстоятельство тттттттттттттттттт
Обособить 1.что-кого. Выделить из общего ,создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду. 2 . что .В грамматике : сделать самостоятельной (по интонации) часть предложения. О. определения .
ОБОСОБЛЕНИЕ
Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933)
Наконец выплыл тусклый и красный месяц . Наконец выплыл месяц , / тусклый и красный.
Наконец выплыл месяц, тусклый и красный
Выясните: чем выражено определяемое слово и определение распространено ли определение какое место занимает определение по отношению к определяемому слову; каково значение определения
Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.
Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. (определяемое слово выпажено сущ. в Р.п., определение - причастием с зависимыми словами; определение стоит после определяемого слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)
Ветер ,холодный ,пронизывающий, засвистал на корме.
Ветер , холодный ,пронизывающий , засвистал на корме. ( определяемое слово выражено именем существительным; определения -прилагательным и причастием; стоят после определяемого слова, поясняют его ,указывают на признаки)
Измученные, грязные, мокрые, мы достигли берега.
Измученные, грязные, мокрые , мы достигли берега. (определяемое слово выражено местоимением; определения -прилагательным или причастием стоят перед или после определяемого слова; поясняют его ,указывают на признаки)
Вошел человек, лет шестидесяти ,в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном.
Вошел человек, лет шестидесяти ,в коричневом фраке , и сел рядом с Иваном. (определяемое слово выражено именем существительным; определения –существительными в косвенном падеже; сочетанием с существительного с прилагательным или числительным; имеют дополнительное разъяснение)
Утомленные трудным переходом ,бойцы быстро уснули.
Утомленные трудным переходом ,бойцы быстро уснули. ( определяемое слово выпажено сущ. , определение - причастием с зависимыми словами; определение стоит перед определяемым словом; распространяет и поясняет определяемое слово ;имеет дополнительный оттенок причины )
Работа в группах
Задания для 1-й группы (Выписать предложения с распространенным согласованным определением, стоящим после определяемого слова) 1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом (М.Ю. Лермонтов) 2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей (А.П. Чехов) 3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
Задания для 2-й группы (Выписать предложения с одиночными согласованными определениями , стоящим после определяемого слова) 1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов) 2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться (А.П. Чехов) 3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Задания для 3-й группы (Выписать предложения с одиночными и распространенными согласованными определениями , если они относятся к личному местоимению) 1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (М.Ю. Лермонтов) 2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову (М.А. Шолохов) 3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов)
З адания для 4-й группы (Выписать предложения с несогласованными определениями, выраженными существительными в косвенном падеже; или сочетанием существительного с прилагательным ,если они имеют характер дополнительных разъяснений ) 1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу. 2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей. 3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась
1 группа Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом (М.Ю. Лермонтов) 2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей (А.П. Чехов) 3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. (Е. Федоров)
2 группа 1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов) 2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться (А.П. Чехов) 3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
3 группа 1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (М.Ю. Лермонтов) 2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову (М.А. Шолохов) 3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов)
4 группа 1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу. 2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей. 3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась
Молодцы!!!
Согласны ли вы, что: А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению?
Согласны ли вы, что: А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? да Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? да В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? да Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? нет Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? да
Деловая игра «Я учитель » Измученный и продрогший, я едва добрался домой. Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. За синими морями забытый, он угасал один. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Измученный и продрогший, я едва добрался домой. Изумлённый прохожий о чём-то спросил . Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. За синими морями, забытый, он угасал один. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий, в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Цифровой диктант Отметьте предложения цифрами,если определяемое слово- существительное-1 имя собственное-2 личное местоимение-3 1. Я вошел в большую саклю, похожую на хлев. 2. Был же я когда-то, сильный, весёлый, любимый. 3. Ум,направленный на одно отрицание, бледнеет. 4. Маша,бледная и трепещущая, подошла к Ивану. 5. Одетый во всё чёрное, он имел на носу четыре пары очков. 6. Он вынул из кармана длинный, вязанный кошелёк, полный серебра. 7. Вошёл Иван Борисович, небритый, нечесаный, странно одетый.
Ключ к диктанту 1. 1 2. 3 3. 1 4. 2 . 5. 3 6. 1 7. 2
Работа в группах
Молодцы!!!
Прочитайте текст Бориса Полевого, определите стиль текста, тип текста и жанр .
В пригороде Берлина стоит величественный памятник войнам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии ,освободившей Европу от фашизма. На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин – освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. Могучий рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. Сержант Николай Масалов был опытным воином, награжденным орденами и медалями ,прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецкому ребенку.
стиль текста- публицистический; тип речи- повествование; жанр- газетный очерк.
Словарная работа -возвышается- стоит, выделяясь среди чего- нибудь своей высотой; -попирает –(попрать- грубо нарушить),здесь в значении- наступил на обломки разрубленной свастики; -свастика-знак в виде креста- эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.
Мужество -бесстрашие -верность -преданность -отвага
Мужество Беспримерное Беспредельное Исключительное Настоящее Немалое Огромное Неколебимое
«Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке . Скульптор Е. В. Вучетич ,
Борис Полевой- советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Автор легендарной книги « Повесть о настоящем человеке»
Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите обособленные определения, определите автора. 1 группа: И он убит- и взят могилой , Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой…
2 Группа: Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и не жившим, А нам с тобой ,так горячо любившим, Ещё остаток чувства сохранившим , - Нам рано предаваться ей!
3группа: Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил…
4 Группа Юный лес, в прозрачный дым одетый, Теплых грез нетерпеливо ждет, Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поет.
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока и обоснуйте свою точку зрения. Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение-мать учения. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. Если за день ничему не научился- зря прожил день.
Урока время истекло… Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!
Домашнее задание 1.Выписать из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин» 5 предложений с обособленными определениями, графически их обозначить в выписанных предложений. 2.Написать сочинение-эссе на тему: « Кто такой мужественный человек?»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"
Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения новых знанийФорма урока: ...
Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".
В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл. под редакцией Быстровой...
урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."
Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....
Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.
Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....