Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_i_programma_po_russkomu_5_3.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

г. Москва г.Троицк.,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Захарова Р.С.

«___»______________2012

Рабочая программа по

русскому (родному) языку 

(грамматика, правописание и развитие речи)

на 2012-2013 учебный год

для 5 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

Рассмотрено   и согласовано                                                             СОГЛАСОВАНО

                         

на заседании ШМО                                                                    зам.директора по УВР

Протокол №_______от                                                               Глазова Е.Н.

                                                                                                       «____»______________20          

«___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 5)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

       Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета грамматика, правописание и развитие речи отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 5 классе   отведено  5 часов в неделю, (170 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.        Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010. Русский язык: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений  VIII вида / Воронкова В.В. – М.: «Просвещение», 2006; Русский язык: рабочая тетрадь 5 кл. пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова  – М.: «Просвещение», 2010.; Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005 Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005; Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005; Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005; Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. /Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2008.

    

Программа адресована учащимся 5б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения  общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает использование иллюстраций к произведениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной в программе теме на последующих годах обучения.

 

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  • решение коррекционно-развивающих задач через увеличение работы над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), природоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля:

контрольные диктанты с грамматическим заданием, самостоятель ные письменные работы по развитию речи (сочинение, изложение), контрольное списывание

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом своих потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме с помощью педагога. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении письменных работ.  Быть социально адаптированными.

Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к  ЗУНам будут несколько видоизменены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • осознанно различать звуки и буквы на слух, обозначать их на письме, зрительно различать гласные и согласные  (все учащиеся, исключение – 1 человек (не сформирована письменная речь);
  • подбирать группы родственных слов с объяснением выполненной работы (все учащиеся, кроме 1 человека (нет речи));
  • писать по показу и образцу, данному учителем (1 человек);
  • сознательно обозначать мягкость согласного буквой ь;
  • разбирать слова по составу с опорой на вопросы педагога, схему, (2 человека) самостоятельно (2 человека) к концу учебного года;
  • выделять имя существительное как часть речи (все учащиеся, исключение – 1 человек);
  • самостоятельно строить простое распространённое предложение (все учащиеся, исключение – 1 человек);
  • связно высказываться устно, с помощью учителя – письменно (все учащиеся, исключение – 1 человек);
  • пользоваться словарями, интернетом для поиска нужной информации (все учащиеся, исключение – 1 человек);

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • знать алфавит (все учащиеся, исключение – 1 человек);
  • знать и применять на практике способ проверки написания гласных и согласных путём изменения формы слова (все учащиеся, исключение – 1 человек).

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Предложение. Повторение.

0

10

2

Звуки и буквы

0

11

3

Состав слова

0

35

4

Части речи

0

6

5

Имя существительное

0

80

6

Предложение

0

16

7

Повторение материала, пройденного за год

0

12

итого

7 тем

0

170 часов

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Русский язык»

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов / А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: «Просвещение», 2011.

Русский язык: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.)образов. учреждений  VIII вида / Воронкова В.В. – М.: «Просвещение», 2006.

Русский язык: рабочая тетрадь 5 кл. пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова  – М.: «Просвещение», 2010.

Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида /

Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Прсвещение», 2005

Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. /Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2008.

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 кл.: пособие для учителя / Сост.Е.Я.Кудрявцева. .- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2005.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  6  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...