Нестандартный урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.rar | 9.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»
Цели: систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, определить уровень усвоения изученной темы, воспитывать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость.
Ход урока
Предварительная подготовка к уроку: учитель объясняет, что необходимо изготовить несколько комплектов карточек (предварительное домашнее задание).
1.Для определения разрядов прилагательных: к – качественное, о – относительное, пр- притяжательное.
2. Для определения о или е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существенных после шипящей и ц: о или е.
3. Для определения н или нн в словах: н или нн.
4. Для определения слитного или дефисного написания: с – слитно, [-] – через дефис.
5. Для определения слитного или раздельного написания не с полными и краткими прилагательными: с – слитно, р – раздельно.
Для контроля и учета класса из числа самых сильных учеников выбирается экспертная группа, которая в конце урока выставляет среднюю поурочную оценку каждому ученику, а учитель ставит оценку этой группе.
Задания
1. Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных, правописания безударных окончаний прилагательных, -н и –нн, -ск и –к, не – с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных).
2. Игра «Кто больше?»
- Назвать слова (прилагательные), с помощью которых описывается внешность человека (темноволосый…), его характер и поведение (упрямый…).
- Назвать устно слова для заполнения таблицы:
Качественные | Относительные | Притяжательные |
высокий | лесной | дедушкин |
(Учитель показывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные).
3. Работа с картинками.
- Определить разряд имен прилагательных.
Красный, папин, свежий, железный, грубый, осенний, классный, северный, барсучий, деревянный, глупый, чудесный, пластиковый.
(Учитель называет слова, а дети поднимают картиочки: К – качественно, О – относительное, ПР - притяжательное).
- Повторить правописание О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и Ц:
Еж…вый, лиц…вой, пищ…вой, ключ…вой, пунц…вой, каблуч…к, хорош…го, пальц…в, под плащ…м, чуж…й, со свеч…й, с мяч…м, со свеж…й, руч…нка, друж…к, больш…й.
(Учитель указывает на слово, а дети поднимают нужную карточку О или Е).
- Сколько Н в словах?
Серебря…ый портсигар, глиня…ая чашка, петуши…ый крик, ю…ый герой, румя…ые яблоки, соломе…ая шляпка, песча…ая почва, листве…ая аллея, деревя…ый стол, стари…ый циферблат, ветре…ое утро, кожа…ый диван, родстве…ые отношения, пламе…ое чувство.
(Учитель указывает на слова, а ученики показывают карточки: Н или НН).
- Повторить правописание сложных имен прилагательных:
Темно?коричневый костюм; бело?снежная скатерть; паро?ходный гудок; серебристо?серый песец; ярко?красный ситец; свето?чувствительная бумага; горько?соленый вкус; янтарно?желтые лимоны; садово?огородное хозяйство; бледно?лиловый цвет.
(Учитель указывает на слово, при дефисном написании дети поднимают [-], при слитном С).
- Повторить правописание НЕ с полными и краткими прилагательными:
Не?трудный вопрос; не?интересный, а скучный фильм; не?приятный разговор; не?взрачный ребенок; не?мелкий, а глубокий овраг; не?пригодная пища; не?любимая музыка; забор не?высок; не?отложная помощь; сюжет не?сложен, а очень прост; далеко не?веселая история; не?лестный вопрос.
(Учитель читает слвосочетания, а ученики поднимают карточки: С – слитно, Р - раздельно).
4. Образовать все сравнения имен прилагательных по образцу:
Синий – синее, более синий, синейший, очень синий, самый синий.
Красивый, широкий, веселый, глупый, грустный.
- Устно определить, из каких морфем состоят имена прилагательные: прибрежный, заморский, высочайший, серенький, поучительный, осенняя, звонкий.
5. Игра «Эстафета».
Каждому последнему ученику в ряду дается листок бумаги. Ученик первого ряда записывает одно прилагательное с суффиксом К и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом К и передает листок следующему. И т.д.
Второй ряд работает с суффиксом -СК; третий ряд - с суффиксом -Н; четвертый ряд – с суффиксом -НН; пятый ряд – с суффиксом -СК; шестой ряд – с суффиксом –К
Чей ряд справится с заданием быстрее и правильнее?
6. Устный анализ предложения.
Надо мной звенит хвойный лес, стряхивает с зеленых лап капли холодной росы. (Устный синтаксический разбор предложения).
- Устно определить, какими частями речи выражены члены предложения. Выяснить, из каких морфем состоят слова: хвойный, стряхивает, холодной.
- Сделать устный морфологический разбор слов: зеленых, капли, холодной, хвойный.
7. Продолжить синонимический ряд:
- большой – огромный…, … .
- веселый - …, … .
Заключительная беседа, подведение итогов:
1. Что необычно было в построении и проведении урока?
2. Понравилась ли Вам такая форма проведения урока? Чем?
3. Можно ли все уроки русского языка проверить без ручки и тетради?
Выставление экспертной группой средней поурочной оценки каждому ученику. Учитель оценивает работу самой экспертной группы.
Домашнее задание: образовать по 3 прилагательных с суффиксами - -К-, -ИСТ-, -ТЕЛЬН, -СК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
Сборник текстов в 2 частях для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с искусствоведческими материалами, а также творч...
Нестандартные уроки русского языка
Статья о нестандартных уроках русского языка и литературы...
«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...
Организация и проведение нестандартных уроков русского языка
Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...
Нестандартные уроки русского языка
Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать на...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...