Чередование гласных в корне слова
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Мишина Ольга Николаевна

В презентацию включен материал о чередовании гласных о-а, е-и в корне слова. Кроме того, есть тренировочные упражнения для закрепления с заданиями по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon cheredovanie_glasnyh_v_korne_slova.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мишина О.Н. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сергачская СОШ№3»

Слайд 2

1. А/О лаг – лож О перед Ж, А перед Г поЛОЖить – поЛАГать кас – кос А, если суффикс -а- КОСнуться – КАС а ться

Слайд 3

рос – раст (ращ) О перед С, А перед СТ, Щ поРОСль, РАСТи, выРАЩенный Запомни! Исключения: отр а сль, р о стовщик, р о сток, Р о стов, Р о стислав

Слайд 4

гар – гор О без ударения, А под ударением заГОРать, заГАР Искл.: выГАРки зар – зор А без ударения ЗАРя, ЗОРи, ЗАРево Искл.: ЗОРевать, ЗОРевой клан – клон; твар – твор О без ударения сКЛОНить,КЛАНяться, поКЛОН; ТВОРю, ТВАРь, заТВОР Искл.: уТВАРь скоч – скак – скач Без ударения: О перед Ч, А перед К. СКАКать, соСКОЧить Искл.: СКАЧок, СКАЧу, СКАЧите

Слайд 5

плов – плав – плы О только в словах: ПЛОВец, ПЛОВчиха, ПЛОВцы. ПЛАВучий, поПЛАВок, ПЛЫву, жук-ПЛЫвун

Слайд 6

равн – ровн О в значении ровный, гладкий сРОВНять, подРОВНять А в значении равный, одинаковый, наравне уРАВНять, сРАВНить Искл.: р а внина, р а внение, р а вняться моч – мок – мак О перед Ч в значении мокнуть, пропускать, впитывать жидкость МОЧить, проМОКать, выМОКнуть А в значении макать в жидкость МАКать, обМАКнуть

Слайд 7

2. Е/И бер – бир дер – дир пер – пир тер – тир И, если мер – мир за корнем стел – стил ^ а жег – жиг блест – блист чет – чит соб е ру – соб и рать сд е ру – сд и рать зап е реть – зап и рать ст е реть – ст и рать ум е реть – ум и рать заст е лить – заст и лать выж е гший – выж и гать бл е стеть – бл и стать выч е т – выч и тать Искл.: соч е тать, соч е тание, от слова ч е та

Слайд 8

3. А (Я)/ИМ, ИН жа – жим ня – ним ча – чин мя – мин кля – клин В корне -им- ,-ин-, если суффикс -а- пож а ть – пож и мать сн я ть – сн и мать нач а ть – нач и нать прим я ть – прим и нать прокл я сть – прокл и нать

Слайд 9

Выполните задание! Упражнение 1. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне . 1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_саловообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении. (С.Алексеев)

Слайд 10

Выполните задание! Упражнение 2. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

Слайд 11

Выполните задание! б) о – а К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску.

Слайд 12

Домашнее задание! 1.Пользуясь правилом, выписать 20 слов с чередующимися гласными в корне слова из любого литературного текста.(Для всех) 2. Составить 3-4 предложения на тему " Зачем нужны правила". (Для сильных учащихся)

Слайд 13

- В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко «Русский язык 10-11 классы» - А.М.Власенков,Л.М.Рыбченкова «Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи.10-11 классы» Список использованных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Чередование гласных в корне слова

Урок-презентация для 10 класса...

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

чередование гласных в корне слова.

Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация....

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.

Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся  у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...