Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Приводится урок русского языка с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_deeprichastii.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока:
1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;
2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;
3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;
4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
-компьютерные технологии.
Ожидаемые результаты:
- ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
- ученик разграничивает основное действие, обозначаемое глаголом, и добавочное, передаваемое деепричастием
- ученик употребляет деепричастие в роли второстепенных членов предложения
Ход урока
I. Стадия вызова.
-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
- Замечательный художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».
- Соберем рабочий материал к картине. Запишите в строчку:
1) манит, открывать, поднялся, затягивая.
2) Высоко, изогнув, темно, вверху.
3) Разорванные, сияющий, раскинувшись, замершая.
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова? (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
- А теперь поиграем.
- Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». |
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. |
|
|
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». |
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? |
|
II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
- Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке. Термин был введён в грамматику
М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия. Состоит эта форма из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.
-Проверка вопросов.
-Это несложные вопросы. Почему?
- А я задам вопрос по сложнее: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». |
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? | Обозначает добавочное действие. Соединяет в себе два слова: дее + причастие. Не изменяется.
Обозначает причастность к действию.
|
Проверка.
III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.
-Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?
-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
(Фрагмент урока в виртуальном классе: используется фрагмент урока "Понятие о деепричастии" с мультимедийного диска
"1С: Русский язык 5-6 классы под.ред. И.Руденко-Моргун". Дети прослушивают урок и сами пытаются найти ошибку в предложении).
В обычном классе используем задание «Редактируем предложения»:
1. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки.
2. Наловив рыбы, у нас кончились червяки.
3. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку.
4. Глядя на картину, настроение становится бодрым и весёлым.
5. Войдя в класс, у меня зазвонил телефон.
- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового.
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал новое». |
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам.лицам; 2 – наречия. Они не изменяются. 3 – причастия. Имеют общее с глаголом и прилагательным. | Что общего у деепричастия с глаголом? Почему эта часть речи так называется? Как изменяется деепричастие? Что общего с причастием? | Обозначает добавочное действие. Соединяет в себе два слова: дее + причастие. Не изменяется.
Обозначает причастность к действию. Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие |
Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.
- Прочитайте стихотворение про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
(А. Плещеев)
- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?
- Есть ли какая-то связь с картиной А.И.Куинджи?
- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.
- Проверка.
- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
Оцените себя:
- Нашел деепричастие правильно.
- Нашел деепричастие неверно.
- Вызвало затруднение:
- не смог отличить деепричастие от глагола;
- не смог отличить деепричастие от причастия
Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?
IV. Подведение итогов урока.
-Итак, что нового узнали?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. Придумать 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Разносклоняемые существительные» с использованием элементов технологии критического мышления.Учебно-методический комплекс: УМК В. В. Ба...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин в 7-8 классах через использование элементов технологии критического мышления
Технологии критического мышления...
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...