Сочинение-рассуждение на ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Литвиненко Светлана Юрьевна

Представлен вариант работы на ОГЭ и презентация к уроку по подготовке к сочинению-рассуждению

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sochinenie-rassuzhdenie.zip76.95 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 2-14

1)Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

(2) Не разнесут ли его по кустикам на костры, не расколют ли вдребезги эту стеклянную тонкую ночь пьяные крики, не поставят ли на щавелевом дрожливом от ветерка поле крашеные заборы люди, которых я называю «себятниками»? (3) Это, по-моему, точнее, чем заграничное слово «эгоист». (4) Те самые люди, которых мой один товарищ назвал «Sonderkomande» - «команда зачистки». (5) Термин, взятый от фашистских карателей, но уже в отношении к врагам нашей русской природы.

(6) На Селигере стояла тишина. (7) Тогда показалось нам, что мы совсем оглохли.

(8) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.

(9) Выстрелы теперь неслись отовсюду, и небо, и Селигер померкли от частого дыма. (10) А мы сразу заметили, что жить стало хуже. (11) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системе ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов. (12) Их вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам. (13) Пальба между тем нарастала и пятнадцатого числа утром уже напоминала близкую канонаду со всех четырех сторон. (14) Стреляли отовсюду, дробь сыпалась на воду рядом с нашей лодкой, и мы шарахались от любого шевелящегося куста, рискуя попасть под дула оголтелых людей.

(15) Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу… (16) Но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира. (17) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединенных в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…                                                                                                                     (по А. Приставкину)

Ответами к заданиям 2-14 является число, последовательность цифр или слово(словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Чего опасается автор, опубликовав рассказ о красоте озера Селигер?»

1)  Озеро Селигер не настолько красиво, как об этом пишет автор.

2)  Об озере Селигер написано уже много, и его рассказ не добавляет ничего нового.

3)  Приехавшие на Селигер люди могут разрушить его первозданную красоту.

4)  Многие люди не понимают описаний природы и не читают из.

3. Укажите предложение, содержащее гиперболу.

1)  Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

2)  Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.

3)  Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системе ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4)  Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединенных в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…

4. Из предложений 1-5 выпишите слово, написание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется глухой согласный, если после него следует буква, обозначающая глухой согласный звук»

5. Из предложений 15-17 выпишите слово, в котором правописание букв Н и НН определяется тем, что это слово является кратким причастием.

6. Замените разговорное слово ПТАХ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

7. Замените словосочетание СТОЛИЧНЫМИ ЛЮДЬМИ (предложение 11), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Из предложения 9 выпишите грамматические основы.

9. Среди предложений 4-8 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Не разнесут ли его по кустикам на костры, (1) не расколют ли вдребезги эту стеклянную тонкую ночь пьяные крики,(2) не поставят ли на щавелевом дрожливом от ветерка поле крашеные заборы люди, (3) которых я называю «себятниками»? (3) Это, (4) по-моему, (5) точнее, чем заграничное слово «эгоист».

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Прав ли я,(1)что взялся рассказать людям о Селигере,(2)тем самым отдав его в чужие,(3)многие руки?

13. Среди предложений 14-17 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение (-я) с однородным подчинением придаточных.

14. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В.Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г.Короленко. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста А.Приставкина: «человекоружьё…приставлено прямо к сердцу природы».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СЕБЯТНИКИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение  на тему: «Себятники» - враги нашей природы», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...