Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала в 7 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_prichastnyy_oborot.docx | 32.7 КБ |
7_klass_prichastnyy_oborot_13.10._2017.rar | 1021.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- закрепить понятие о причастном обороте и главном и зависимом слове
- формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
- рассмотреть условия обособления причастного оборота;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение мыслить самостоятельно;
- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры общения;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку.
- формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Оборудование: карточки, иллюстрации, мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
- Добрый день, дорогие ребята, гости. Рада приветствовать всех на открытом уроке.
II. Актуализация. Работа по образованию причастий.
(Выступают старшеклассники с поучительной историей)
Автор: Ребята, вы слышали историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий?
Дети: Нет.
Автор: В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал:
Король: Восхваляйте моё имя везде и всюду.
Автор: Даже придворных его звали весьма необычно.
(Слуга раздаёт карточки, каждый ученик получает карточки):
Слуга: Я слуга, который служит.
Ты - поданный короля, который изучает.
Ты тот, который читает
Ты тот, который думает
Ты тот, который верил
Ты тот, который знал
Автор: Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
Король: Я король, который любит.
Принцесса: Любящий…
Король: Я тот, который восхищается вами.
Принцесса: Восхищающийся
Король: Годы, которые мне остались…
Принцесса: Оставшиеся…
Король: Я хочу посвятить вам.
Принцесса: Хорошо, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Автор: Представьте, как обрадовались подданные короля!
Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. Образуйте причастия:
Дети:
-Я слуга, изучающий
-Я поданный короля, читающий
-Я поданный короля, думающий
-Я слуга, веривший
-Я слуга, знавший
Король: Спасибо моим поданным и моей принцессе из царства Причастий за то, что сделали нашу речь краткой, яркой, выразительной.
Учитель: А я хочу поблагодарить наших старшеклассников за поучительную историю.
III. Определение темы и задач урока
-Переверните карточки, отметьте определяемое слово прямоугольником.
А теперь подберите зависимые слова к причастиям.
Мальчик, изучающий ( что) книгу.
Слуга, думающий( о чём?)об отдыхе.
Читающий ( что?)книгу учёный.
Веривший (во что?)в науку звездочёт.
Дворецкий, знавший ( кого?) короля
-Теперь зачеркните красной пастой определяемое слово.
-Что у вас осталось?
-Причастия и слова
-В данных словосочетаниях определите главное слово, поставьте крестики.
Какая часть речи является главным в словосочетаниях?
-Причастие.
-Правильно. От него можно задать вопрос к остальным словам . Значит остальные слова являются зависимыми по отношению к причастию.
-Так что осталось ?
-Причастие с зависимыми словами
-А кто знает, как называется причастие с зависимыми словами?
-Причастный оборот.
-Так как называется тема сегодняшнего урока?
-Причастный оборот.
-Молодцы. Теперь вы знаете, что причастие с зависимыми словами называется причастный оборот. Всё, урок окончен…… Можете идти домой… Почему не уходите.
- А что вы хотите знать?
-Узнать, что такое причастный оборот.
-Узнали.
-Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия.
-Я хочу знать, сколько слов может входить в причастный оборот.
-Хочу знать, каким членом предложения является причастный оборот.
-Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот.
-Обратите внимание. В готовых карточках в некоторые предложениях причастный оборотом выделен запятыми, а в некоторых нет. Чему мы ещё должны научиться?
-Как выделяется на письме причастный оборот?
- Запишем тему урока в тетради.
-На ваших партах лежат оценочные листы. Сегодня вы должны будете оценить свою работу, работу соседа по парте после каждого вида работы. В конце урока будет видно, какую оценку вы получите за урок.
IV. Нахождении причастного оборота.
1.Групповая работа:
-Давайте потренируемся в нахождении причастного оборота.
Работаем вместе. Внимание на экран. Найдите причастные обороты:
1) спеющая рожь;
2) лаявшая на людей;
3) расчищенная от снега;
4) читающий мальчик;
5) развевающиеся знамена;
6) очарованный музыкой.
- Оцениваем работу в группе друг у друга. Ставим оценки. Кто как работал
2.Парная работа
Распределите данные словосочетания в две группы:
1. Причастие с определяемым словом
2. Причастный оборот без определяемого слова
- Засеянное поле, засеянное горохом;
- освещаемое лампочкой, освещаемый зал;
- увлекающийся музыкой, увлекающийся человек;
- стелющийся над рекой, стелющийся туман;
- задержанный преступник, задержанный на улице.
Одиночное причастие
| Причастный оборот |
Засеянное поле. Освещаемый зал. Увлекающийся человек. Стелющийся туман. Задержанный преступник. | Засеянное горохом. Освещаемое лампочкой. Увлекающийся музыкой. Стелющийся над рекой. Задержанный на улице. |
- Оценивание работы в паре. Ставим оценки соседу
V.Выделение причастного оборота с запятыми
1. Составление правила.
-Посмотрите на экран.
Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами.
Опавшие с дерева листья шуршат под ногами.
- Сравните два предложения и скажите, когда причастный оборот выделяется запятыми?
-Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
-Найдите правило в учебнике и ознакомьтесь с примерами. ( стр 38)
-В русском языке говорят, что причастный оборот на письме обособляется запятыми, если стоит после определяемого слова
Какое слово вам непонятно?
-Обособляется.
2. Знакомство с понятием обособление
Что значит обособить? Словарь Сергея Ивановича Ожегова( выдающийся русский языковед, лексиколог, историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря русского языка».)
- Обособить – выделить особо, ограничить
- Особенный – не такой, как все, исключительный
- Обособленный – стоящий особняком, отдельный
- Обособление – выделение, ограничение
- Обособиться – выделиться из общего,
изолироваться, занять особое положение
4. Парная работа. Расставьте знаки препинания
Лодка подплывающая к берегу была полна людей. Я видел детей игравших на бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд заросший камышами был живописен
Ответ: Лодка, подплывающая к берегу, была полна людей. Я видел детей, игравших на бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд, заросший камышами, был живописен.
Оценивание работы ( соседа)
VI. Причастный оборот как член предложения. Количество слов в причастном обороте.
1.Наблюдение
-Посмотрите не предыдущее задание, посмотрите в учебник( стр 37.) и сделайте вывод. Каким членом предложения является причастный оборот?
-Причастный оборот является одним членом предложения –определением.
-Причастный оборот, выделенный запятыми = обособленное определение
-Правильно. Молодцы Подчёркиваем волнистой линией как определение.
- Сколько слов может входить в причастный оборот?
-Два, три , четыре , несколько
VII. Физкультминутка
-Назовите причастия из физкультминутки.
VIII. Закрепление.
1. Готовимся к ГИА!
1.Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер
(9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада.
Ответ: ( 10)
Среди предложений 32 – 36 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(32)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (33) Один из его друзей и соратников, удивлённый ликованием Королёва, спросил как-то раз:
(34) - Сергей Павлович, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал Гагарин?
(35) - Ничуть! — горячо откликнулся Королёв. (36) - Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт Гагарина.
Ответ:33
-Оценивание работы ( себя)
2.Работа с текстом. Упражнение 86.
Работаем самостоятельно! ( 5 минут)
Задание, которое каждый выберет себе по своему вкусу!!!Выбирайте!
« 3»-озаглавить текст, выписать все причастия
(Ответ: Старый дуб.
Причастия: сбежавшиеся, изображавшие, отягчённой, пропиленной, нанесённой, поражённое, перебинтованным)
«4» - озаглавить тест, определить основную мысль, выписать причастные обороты
(Ответ: Старый дуб. Любить и охранять природу
Причастный оборот: сбежавшиеся с соседних домов, изображавшие старый дворовый дуб, отягчённой густой кроной, нанесённой старому дереву.
«5»-Определить основную мысль, тип речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным определением и одно предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.
( Любить и охранять природу. Повествование, художественный стиль)
-Оценивание себя
X. Домашнее задание
1. Списать, расставить пропущенные запятые (Упр. 89)
2. Описание окрестности села, используя причастные обороты
( Упр. 87)
3. Найти ошибки в образовании причастного оборота. (Упр. 91)
IX. Рефлексия.
- Подведение итогов. На все вопросы мы получи ответы? Саша, …….Оценка своей работы на уроке. Комментирование оценочного листа
- Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке. Поднимите условные знаки.
Подписи к слайдам:
История о короле Который
Тринадцатое сентября. Классная работа . Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
. Найдите причастные обороты: 1) спеющая рожь; 2) лаявшая на людей; 3) расчищенная от снега; 4) читающий мальчик; 5) развевающиеся знамена; 6) очарованный музыкой. Работаем вместе!
. Найдите причастные обороты: 1) спеющая рожь; 2) лаявшая на людей; 3) расчищенная от снега; 4) читающий мальчик; 5) развевающиеся знамена; 6) очарованный музыкой. Проверка. Оцениваем соседа!
Распределите данные словосочетания в две группы: 1. Причастие - зависимое слово. 2. Причастие – главное слово. Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; - стелющийся над рекой, стелющийся туман; - задержанный преступник, задержанный на улице. Работаем парами!
Причастие – зависимое слово. Причастие – главное слово. Засеянное поле. Освещаемый зал. Увлекающийся человек. Стелющийся туман. Задержанный преступник. Засеянное горохом. Освещаемое лампочкой. Увлекающийся музыкой. Стелющийся над рекой. Задержанный на улице. Проверка! Оцениваем соседа!
Листья, опавшие с дерева , шуршат под ногами. Опавшие с дерева листья шуршат под ногами. Сравните! Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Листья, опавшие с дерева , шуршат под ногами. Опавшие с дерева листья шуршат под ногами. Сравните! Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Лодка подплывающая к берегу была полна людей. Я видел детей игравших на бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд заросший камышами был живописен. Работаем парами! Расставьте знаки препинания
Лодка , подплывающая к берегу , была полна людей. Я видел детей , игравших на бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд , заросший камышами, был живописен. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Скажите! Каким членом предложения является причастный оборот? Проверка! Оцениваем соседа !
Лодка, подплывающая к берегу , была полна людей. Я видел детей , игравших на бульваре. Растущий на клумбе цветок вдруг завял. Стоящий на опушке леса домик нас заинтересовал. Пруд, заросший камышами, был живописен. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Причастный оборот является одним членом предложения -определением Причастный оборот, выделенный запятыми - обособленное определение
Давайте отдохнём
(9) Тут в голове моей родился замысел, как традиционный поход превратить в увлекательное приключение. (10) Дома у меня была оригинальной формы малахитовая шкатулка, подаренная когда-то отцом. (11) В этой шкатулке хранились значки, которые я лениво коллекционировал в детстве. (12) Шкатулку я решил использовать в качестве клада. Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер . 10 ~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~ Готовимся к ГИА!
(32)Королёв безмерно гордился подвигом Гагарина и радовался его успеху куда больше, чем собственному. (33) Один из его друзей и соратников, удивлённый ликованием Королёва, спросил как-то раз: (34) - Сергей Павлович, неужели ты считаешь, что другие космонавты справились бы с заданием хуже, чем это сделал Гагарин? (35) - Ничуть! — горячо откликнулся Королёв. (36) - Быть может, наступит время, когда каждый из них превзойдёт Гагарина. Среди предложений 32 – 36 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер. 33 ~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~ Готовимся к ГИА! Проверка! Оцениваем себя!
А теперь… Задание, которое каждый выберет себе по своему вкусу!!! Выбирайте! Работа с текстом Работаем самостоятельно! Упражнение 86 . «3» Озаглавить текст, выписать все причастия «4» Озаглавить текст, определить основную мысль, выписать причастные обороты «5» Определить основную мысль, тип речи, стиль речи. Списать одно предложение с обособленным определением и одно предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой.
Проверка! Оцениваем себя! Работа с текстом Работаем самостоятельно! Упражнение 86 .
1. Списать, расставить пропущенные запятые (Упр. 89) 2. Описание окрестности села, используя причастные обороты ( Упр.87) 3. Найти ошибки в образовании причастного оборота. (Упр. 91) Домашнее задание!
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! ? - - Мне всё понятно, я всё усвоил - Я понял, но мне надо еще потренироваться - Я ничего не понял
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Урок - закрепление изученного материала...
Проверочная работа в 7 классе по теме «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Проверочная работа проводится с целью предварительной проверки знаний по теме "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"....
Презентация «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» .
Презентация «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» предназначена для учащихся 7 классов. Данная презентация включает в себя знакомство с причастным обор...