Действительные и страдательные причастия
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Полякова Алёна Юрьевна

Предварительный просмотр:

 

«Действительные и страдательные причастия»

Цели:

А) образовательная: знакомство с новым материалом;

Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;

В) воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку.

Задачи:

- научить соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;

- научить различать страдательные и действительные причастия;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;

- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;

- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;

- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы: слово учителя, беседа, элементы игры.

Технология: элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения

Оборудование: учебники, тетради, презентация (Power Point), П. Чайковский «Старинная французская песенка»(MP-3), листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительное слово учителя:

  «Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше       труда.  Без труда не может человек соблюсти  свое человеческое достоинство» . И именно сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться!

  Вы уже знаете такого писателя как Л. Н. Толстой, и на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого  мы  попытаемся воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям» (слайд2-3)

  1. Актуализация ЗУН:

«Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма»

Телеграмма

«Ребятам 6-го  класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.

При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали содержимое. Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим»

И вот первое задание: В свой замечательный автобус они собрали кое-что лишнее. Давайте поможем им в этом(слайд 4)

Задание 1

«Убрать лишнее» - Ответ: ГОРЯЧЕЕ МОЛОКО (слайд 5)

Вопросы по выполнению задания №1:

 «Как вам это удалось?  Назовите все суффиксы причастий, по каким признакам мы можем найти причастия? Почему  причастие – особая форма глагола?  Делаем вывод: Что такое причастие?»

Задание 2.

«Грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено опрокидывание автобуса.  Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно, давайте поможем и  в этом» (слайд 6-7)

Вопросы: Что это за выделенные части в предложениях?

Делаем вывод: «Что такое причастный оборот? (слайд 8) Давайте вспомним постановку знаков препинания при причастном обороте» (слайд 9-10)

  1. Изучение нового материала:

«Продолжаем виртуальное путешествие дальше!»

А)метод наблюдения. В чём разница?  

Сделали вывод! «слайд 11»

Б)Запись в словари (слайд 12-13)

В) « Наши герои , Лентяйкин и Растяпкин, никак не могут разобраться! Давайте им поможем» (слайд 14)

Делаем вывод (слайд 15-16)

  1. Закрепление нового материала:

А) Давайте поможем нашим героям справиться со следующим заданием. Это предложения о Л.Н Толстом (слайд 17).

             Подводим итоги.

« В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам?» (Это словосочетания с действительными причастиями.)

«А в каком – признак того предмета,  который испытывает на себе действие?» (Это словосочетания со страдательными причастиями.)

(Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.)

Б) Музыкальная минутка: (слайд 18)

Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа»

П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).

«Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы»

(Зачитываются 2-3 работы)

Слово учителя: 

«Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям»

  1. Подведение итогов.

Составление синквейна: «Причастие» (слайд 19)

На данном этапе урока учащиеся работают с листами самооценки!        

  1. Домашнее задание:

Написать письмо  «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия. +параграф 36 ( слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действительные и страдательные причастия

Слайд 3

«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой)

Слайд 5

Убрать «лишнее» 1. стареющий дуб 2. горящее полено 3. лаявшая собака 4. прочитанная книга 5. горячее молоко 6. гонимый ветром

Слайд 6

1. Музей, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 8О лет совершавший поездки верхом, называется Ясной Поляной. 2. Исследователи, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии. 3. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор , заслуживает уважения. 4. Шахматы, общавшиеся хоть раз с великим мастером слова , были для него средством отдыха.

Слайд 7

Правильно ! 1. Музей, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор , называется Ясной Поляной. 2. Исследователи, изучающие творчество и личность великого писателя , по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии. 3. Человек, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, заслуживает уважения. 4. Шахматы, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича , были для него средством отдыха.

Слайд 8

Причастный оборот Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

Слайд 9

Расставьте знаки препинания 1. Искры ярко пылающие были похожи на звёзды. 2. Ярко пылающие искры были похожи на звёзды .

Слайд 10

Правильно! 1. Искры, ярко пылающие ,были похожи на звёзды. 2. Ярко пылающие искры были похожи на звёзды

Слайд 11

Сравните: Читающий ученик – читаемая книга Решающий задачу ученик – решаемая задача Зажигавший огонёк надежды – зажигаемые факелы

Слайд 12

Действительные и страдательные причастия Действительные причастия обозначают признак , который возник в результате действия самого предмета. читающий ученик Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. читаемая книга

Слайд 13

Действительные причастия: - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) - вш - - ш - Страдательные причастия: -ем- (- ом -) -им- - енн - - нн - -т-

Слайд 14

В чем разница? 1.рассказывающий историю путешественник 2.рассказавший историю путешественник

Слайд 15

Действительные причастия Имеют формы настоящего и прошедшего времени: Настоящее время: рассказывающий историю путешественник = путешественник, который рассказывает историю Прошедшее время : рассказавший историю путешественник

Слайд 16

Страдательные причастия Настоящее время : листок, гонимый осенним ветром Прошедшее время : побитые градом цветы

Слайд 17

Определить действительные и страдательные причастия в тексте. а. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, заслуживает. б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости. в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех. г. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли. д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 8О сортов. е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация… только музыку жалко!

Слайд 18

Музыкальная минутка

Слайд 19

Синквейн 1 . Одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает суть явления. 2. Два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3. Три глагола или деепричастия , описывающими характерные действия объекта. 4. Фраза из четырех слов , выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5. Одно слово или словосочетание, характеризующее суть предмета или объекта.

Слайд 20

Домашнее задание Написать письмо «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия.

Слайд 21

Спасибо за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....