Действительные и страдательные причастия
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему : "Действительные и страдательные причастия" | 18.8 КБ |
obrazovanie_prichastiy.pptx | 365.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Действительные и страдательные причастия»
Цели:
А) образовательная: знакомство с новым материалом;
Б) развивающая: формирование навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;
В) воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку.
Задачи:
- научить соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;
- научить различать страдательные и действительные причастия;
- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;
- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;
- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;
- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-экскурсия.
Методы: слово учителя, беседа, элементы игры.
Технология: элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения
Оборудование: учебники, тетради, презентация (Power Point), П. Чайковский «Старинная французская песенка»(MP-3), листы самооценки.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя:
«Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» . И именно сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться!
Вы уже знаете такого писателя как Л. Н. Толстой, и на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого мы попытаемся воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям» (слайд2-3)
- Актуализация ЗУН:
«Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма»
Телеграмма
«Ребятам 6-го класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.
При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали содержимое. Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим»
И вот первое задание: В свой замечательный автобус они собрали кое-что лишнее. Давайте поможем им в этом(слайд 4)
Задание 1
«Убрать лишнее» - Ответ: ГОРЯЧЕЕ МОЛОКО (слайд 5)
Вопросы по выполнению задания №1:
«Как вам это удалось? Назовите все суффиксы причастий, по каким признакам мы можем найти причастия? Почему причастие – особая форма глагола? Делаем вывод: Что такое причастие?»
Задание 2.
«Грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено опрокидывание автобуса. Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно, давайте поможем и в этом» (слайд 6-7)
Вопросы: Что это за выделенные части в предложениях?
Делаем вывод: «Что такое причастный оборот? (слайд 8) Давайте вспомним постановку знаков препинания при причастном обороте» (слайд 9-10)
- Изучение нового материала:
«Продолжаем виртуальное путешествие дальше!»
А)метод наблюдения. В чём разница?
Сделали вывод! «слайд 11»
Б)Запись в словари (слайд 12-13)
В) « Наши герои , Лентяйкин и Растяпкин, никак не могут разобраться! Давайте им поможем» (слайд 14)
Делаем вывод (слайд 15-16)
- Закрепление нового материала:
А) Давайте поможем нашим героям справиться со следующим заданием. Это предложения о Л.Н Толстом (слайд 17).
Подводим итоги.
« В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам?» (Это словосочетания с действительными причастиями.)
«А в каком – признак того предмета, который испытывает на себе действие?» (Это словосочетания со страдательными причастиями.)
(Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.)
Б) Музыкальная минутка: (слайд 18)
Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа»
П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).
«Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы»
(Зачитываются 2-3 работы)
Слово учителя:
«Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям»
- Подведение итогов.
Составление синквейна: «Причастие» (слайд 19)
На данном этапе урока учащиеся работают с листами самооценки!
- Домашнее задание:
Написать письмо «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия. +параграф 36 ( слайд 20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой)
Убрать «лишнее» 1. стареющий дуб 2. горящее полено 3. лаявшая собака 4. прочитанная книга 5. горячее молоко 6. гонимый ветром
1. Музей, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 8О лет совершавший поездки верхом, называется Ясной Поляной. 2. Исследователи, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича, по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии. 3. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор , заслуживает уважения. 4. Шахматы, общавшиеся хоть раз с великим мастером слова , были для него средством отдыха.
Правильно ! 1. Музей, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор , называется Ясной Поляной. 2. Исследователи, изучающие творчество и личность великого писателя , по сей день спорят о нем и выискивают интересные факты биографии. 3. Человек, упражняющийся до глубокой старости с гимнастическими гирями и в 80 лет совершавший поездки верхом, заслуживает уважения. 4. Шахматы, являвшиеся любимой игрой Льва Николаевича , были для него средством отдыха.
Причастный оборот Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.
Расставьте знаки препинания 1. Искры ярко пылающие были похожи на звёзды. 2. Ярко пылающие искры были похожи на звёзды .
Правильно! 1. Искры, ярко пылающие ,были похожи на звёзды. 2. Ярко пылающие искры были похожи на звёзды
Сравните: Читающий ученик – читаемая книга Решающий задачу ученик – решаемая задача Зажигавший огонёк надежды – зажигаемые факелы
Действительные и страдательные причастия Действительные причастия обозначают признак , который возник в результате действия самого предмета. читающий ученик Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. читаемая книга
Действительные причастия: - ущ - (- ющ -) - ащ - (- ящ -) - вш - - ш - Страдательные причастия: -ем- (- ом -) -им- - енн - - нн - -т-
В чем разница? 1.рассказывающий историю путешественник 2.рассказавший историю путешественник
Действительные причастия Имеют формы настоящего и прошедшего времени: Настоящее время: рассказывающий историю путешественник = путешественник, который рассказывает историю Прошедшее время : рассказавший историю путешественник
Страдательные причастия Настоящее время : листок, гонимый осенним ветром Прошедшее время : побитые градом цветы
Определить действительные и страдательные причастия в тексте. а. Человек, находящийся в 14 километрах от Тулы и ничего не потерявший в своем обаянии до сих пор, заслуживает. б. Привычка, выработанная годами, трудиться в своем кабинете с 9 утра до 14-30 дня сохранилась до старости. в. Школа, открытая Толстым и его дочерью Марией Львовной для деревенских ребятишек, имела большой успех. г. Ровно в 7 утра со складной тростью-стулом из Яснополяненского дома на прогулку выходил Толстой, погруженный в свои мысли. д. Яблонь, посаженных самим Львом Николаевичем, в усадьбе было около 8О сортов. е. Голосом, дрожащим от волнения, Толстой говорил: «Пусть пропадет вся эта цивилизация… только музыку жалко!
Музыкальная минутка
Синквейн 1 . Одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает суть явления. 2. Два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3. Три глагола или деепричастия , описывающими характерные действия объекта. 4. Фраза из четырех слов , выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5. Одно слово или словосочетание, характеризующее суть предмета или объекта.
Домашнее задание Написать письмо «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия.
Спасибо за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа по теме "Действительные и страдательные причастия"
Задания по теме "Действительные ""...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...
презентация "Действительные и страдательные причастия"
В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...
Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"
Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...
Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)
В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....