итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Русский язык».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по русскому языку

  1. Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Русский язык».

  1. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  2.       учебно-методический комплекс по русскому языку

     Бабайцева В.В.,М., «Дрофа» 2008.

  1. Содержание работы

         На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

        В работе представлены задания базового и повышенного уровня.

Распределение заданий по основным разделам  

Раздел курса

Число заданий

Лексикология

1

Словообразование. Морфемика.

2

Морфология

5

Орфография

6

Пунктуация

3

Речь. Грамматические нормы

2

Развитие речи (сочинение-описание)

1

Итого

20

  1. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1  минута;

  1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

На выполнение всей работы отводится 45 минут.  

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с эталоном.

2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

3. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оценивается 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании в 1 и 2 балла зависит от полноты и точности выполнения задания. Задания с кратким ответом оцениваются 1 или 0 баллов. Максимальный балл за задание зависит от трудности задания. Задания с развернутым ответом оцениваются  2, 1 или 0 баллов.

При оценивании работы в целом необходимо исходить из соотношения балла, полученного учеником за выполнение работы и максимального балла за работу. При этом за основу взято положение о необходимости набрать 60% от максимального балла для вывода о том, что учащийся справился с работой.

Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-описания)

Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-описания)

Баллы

К1

Соответствие содержания сочинения данной теме

Содержание работы соответствует  данной теме, тема раскрыта

1

Содержание работы  не соответствует  данной теме, тема не раскрыта

0

К2

Соответствие содержания сочинения данному типу речи

Содержание работы соответствует  данному типу речи

1

Содержание работы не соответствует  данному типу речи

0

К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения

Работа  характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа  характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена 1 логическая ошибка, и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе  просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки, и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена 1ошибка в построении текста.

1

В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста.

0

К5

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущено 2-3 ошибки.

1

Допущено 4 ошибки и более.

0

К6

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок и более.

0

К7

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущено 2 ошибки.

1

Допущено 3 ошибки и более.

0

К8

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3-4 ошибки.

1

Допущено 5 ошибок

0

К9

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

1

Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за задание Части 3

16

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение  работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-20

21-29

30-37

38

  1. План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом

Блок содержания

Объект оценивания

Код проверяемых умений

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

1

Орфография

 Умение применять правило «Правописание суффиксов причастий».

4.1.

ВО

Б

1

2

 Орфография

 Умение актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки

4.3.

ВО

Б

1

3

Морфология

Умение давать морфологическую характеристику словам.

3.4.

ВО

Б

1

4

Пунктуация

Умение применять правила постановки знаков препинания в предложениях с причастными  оборотами.

5.1.

ВО

Б

1

5

Орфография

Умение применять правило « Правописание Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки.

4.1., 4.3.

ВО

Б

1

6

Орфография

Умение применять правило «Слитное и раздельное написание самостоятельных частей речи с НЕ», актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки.

4.1., 4.3.

ВО

Б

1

7

Пунктуация

Умение находить и исправлять пунктуационные ошибки в предложенном тексте

5.2.

ВО

Б

1

8

Речь. Грамматические нормы

Умение классифицировать нарушения норм русского литературного языка.

6.1.

ВО

П

1

9

Орфография

Умение применять правило «Слитное и раздельное правописание самостоятельных частей речи с НЕ, НИ», актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки.

4.1., 4.3.

ВО

Б

1

10

Речь. Грамматические нормы

Умение строить грамматически правильное продолжение предложения.

6.2.

ВО

П

1

11

Орфография

Умение находить и исправлять орфографические ошибки в предложенном тексте.

4.2.

ВО

Б

1

12

Пунктуация

Умение применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, находить и исправлять пунктуационные ошибки в предложенном тексте.

5.1., 5.2.

ВО

Б

1

13

Словообразование (морфемика)

Умение различать морфемы слова.

2.1.

ВО

Б

1

14

Морфология

Умение сопоставлять и сравнивать части речи группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

3.1., 3.3.

ВО

Б

2

15

Морфология

Умение сопоставлять и сравнивать части речи группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

3.1., 3.3.

ВО

Б

2

16

Словообразование (морфемика)

Умение находить в предложении слова с указанным  способом  образования слов.

2.2.

КО

П

1

17

Лексикология

Умение подбирать  синонимы, антонимы к данным словам, понимать лексическое значение слов.

1.1., 1.2.

КО

П

1

18

Морфология

Умение группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

3.3.

КО

П

1

19

Морфология

Умение давать морфологическую характеристику словам

3.4.

КО

П

1

20

Развитие речи

Умение создавать связный текст определенного типа, соблюдать на письме изученные орфографические и  пунктуационные правила, проверять собственный текст и исправлять орфографические, пунктуационные, логические, речевые и фактические ошибки, соблюдать на письме речевые и грамматические нормы, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения, владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

7.1.-7.5.

РО

П

16

ИТОГО

38

КОДИФИКАТОР

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по русскому языку

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по русскому языку

КОД

Проверяемые умения

1. РАЗДЕЛ «Лексикология»

1.1.

подбирать  синонимы, антонимы к данным словам

1.2.

понимать лексическое значение слов

  1. РАЗДЕЛ «Словообразование (морфемика)»

2.1.

различать морфемы слова

2.2.

находить в предложении слова с указанным  способом  образования слов

  1. РАЗДЕЛ «Морфология»

3.1.

    сопоставлять и сравнивать части речи

3.2.

различать в тексте  самостоятельные и служебные части речи

3.3

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

3.4.

давать морфологическую характеристику словам

  1. РАЗДЕЛ «Орфография»

4.1.

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

4.2.

находить и исправлять орфографические ошибки в предложенном тексте

4.3

актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки

  1. РАЗДЕЛ «Пунктуация»

5.1.

применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях

5.2.

находить и исправлять пунктуационные ошибки в предложенном тексте

  1. РАЗДЕЛ «Речь. Грамматические нормы»

6.1.

классифицировать нарушения норм русского литературного языка

6.2.

строить грамматически правильное продолжение предложения

7

Раздел «Развитие речи (сочинение-описание)»

7.1.

создавать связный текст определенного типа

7.2.

соблюдать на письме изученные орфографические и  пунктуационные правила

7.3.

проверять собственный текст и исправлять орфографические, пунктуационные, логические, речевые и фактические ошибки

7.3.

соблюдать на письме речевые и грамматические нормы

7.4.

выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения

7.5

владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

Итоговая работа

по русскому языку

для обучающихся 7 класса.

Инструкция для обучающихся по выполнению работы

На выполнение работы отводится 45минут. Работа состоит из трёх частей и включает в себя 21 задание.

Часть 1 включает 10 заданий (1-15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Часть 2 состоит из 4 заданий (16-19), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно и записать словами или цифрами.

         Часть 3-задание 20 – это творческая работа, нужно написать сочинение объёмом не менее 6-7 предложений.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

        Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.  

          Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.         

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

1. В каком ряду во всех словах пишется буква е?

А) Засе_нный участок; пове_вший ветер; одолева_мый недуг;

Б)  увид_вший;  продвига_мый, разруш_нный дом;

В) постро_в мост,  замет_вший  неприятеля, проветр_нная комната;

Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.

2. В каком слове пишется а (я)?

А) Стро_щий;                 Б) кол_щий;              В) стел_щий;            Г)  се_щий.

3. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.

Тогда он был бойкий, весёлый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким затерянным человеком. (Л.Толстой)

А) Наречие;

Б) прилагательное;

В) действительное причастие;

Г) страдательное причастие.

4. В каком предложении нужна одна запятая?

А) Раздвоенный рукав Млечного пути висит над головой.

Б) Облако – это же туман скопившийся высоко над землёй.

В) Гонимый сильным ветром дождь лил как из ведра.

Г) Молния освещающая окрестность стала шире и бледнее.

5. В каком слове пишется нн?

А) Школа дострое…а;

Б) варё…ое мясо;

В) написа…ое письмо;

Г) ошибки отмече…ы.

6. В каком слове НЕ пишется слитно?

А) Ничем (не) занавешенное окно;

Б) комната (не) проветрена;

В) (не) выдающиеся способности, а упорный  труд

Г) твои (не)допетые песни

7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Водяные  холмы гремят ударяясь о горы.

Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.

В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.

Г) Девочка, рассмотрев картину, села.

8. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?

А) Более громче;                              Б) самый высокий;

В) наиболее важный;                       Г) менее ярко.

9. В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?

А) (не) близко, а далеко, (ни) когда (не) затихает;

Б) (не)ряшливо, (не)когда писал, (не)смело вошёл;

В) отнюдь (не)дорого, (ни)кем (не)нарушаемая тишина;

Г) (не)когда говорил, (ни)чуть (не) сомневался

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая стихи в исполнении поэта,

А)точнее становятся смысловые акценты.

Б)возникает иллюзия непосредственного общения с ним.

В)приходит понимание авторской позиции.

Г)лучше понимаешь его мысли.

11. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

А) Приехать затемна; Б) вытереть досуха; В) прикасаться изредка;

Г) посмотреть искоса

12. В каком предложении знаки препинания поставлены верно?

А) Состоящие из дуба, леса называются дубравами.

Б) Синий вечер отражался в лужах, затянутых тонким ледком.

В) И утром ни с кем не прощаясь, мы тронулись в путь.

Г) Мы пришли на стадион и взяли мяч, и сетку.

 13. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и двух суффиксов:

А) предвесенний,
Б) распределившись,
В) зажмурясь.

14.  Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А) И так(же) неподвижно светил месяц.
Б)Что(бы) мне сделать?
В) Мы опоздали, 
за(то) посмотрели новый фильм.
Г)Мы делали все, 
что(бы) праздник запомнился.

15. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А) Вокруг было тихо.
Б)Я проходил 
мимо школы.
В) Они вышли 
навстречу друзьям.
Г) Шел, 
(не)смотря под ноги.
Д) 
Впоследствии он прочитал роман.

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 16-19.

Текст

(1)Я назвал одесскую осень лучезарной. (2)Я слышал это слово ещё в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла.

(3)Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.

(4)Одесская осень была лучезарна в полном смысле этого слова. (5)Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6)Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но ещё оттого, что солнце шло над горизонтом всё ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката.                              (К.Г.Паустовский. )

 

16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом.

17. Подберите антоним к слову терял из шестого  предложения.

18. Из третьего предложения выпишите наречие превосходной степени.

19. Дайте морфологическую характеристику слова розовеющий из пятого предложения.

Часть 3

20. Напишите текст-описание  об осени (6-7 предложений).

Вариант 2

Часть 1

1. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

А) Засне_нный участок; повер_вший слову; одолева_мый недугом;

Б)  увид_вший;  продвига_мый, разруш_нный дом;

В) постро_в мост,  замет_вший  неприятеля, гон_мый властями;

Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.

2. В каком слове пишется у (ю)?

А) Стро_щий;           Б) кле_щий;           В) стел_щий;             Г)  засе_вший.

3. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.

Место собора выбрано было очень удачно.

А) Наречие;

Б) прилагательное;

В) действительное причастие;

Г) краткое страдательное причастие.

4. В каком предложении нужна одна запятая?

А) За три тысячи лет до нашей эры в Китае в качестве изысканного

лакомства употребляли охлаждённые фруктовые соки.

Б) Её фундамент пирамидальной формы сложенный из нетесаных камней

уходит очень глубоко в землю.

В)  Как прекрасен мир звуков окружающих нас!

Г)  Книга лежащая на столе привлекала всеобщее внимание.

5. В каком слове пишется нн?

А) Сочинение не дописа…о;

Б) зажаре…ое мясо;

В) отправле…ое письмо;

Г) границы отмече…ы.

6. В каком слове НЕ пишется слитно?

А) Никем (не) замеченное пятно;

Б) комната (не) убрана;

В) (не) выдающиеся способности, а упорный  труд;

Г) их (не)решённые проблемы.

7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Девочка, рассмотрев картину, села.

Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.

В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.

Г) Водяные  холмы гремят ударяясь о горы.

8.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?

А) Более выше;                                         Б) самый красивый;

В) наиболее интересный;                        Г) менее изученный.

9.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?

А) (Не) узко, а широко, (ни) кого (не) замечает;

Б) (не)брежно, (не)когда писал, (не)смело вошёл;

В) совсем (не)красиво, (ни)чем (не)нарушаемая тишина;

Г) (не)кому говорить, (ни)в ком (не) сомневался.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы, ...

А) ...мне было интересно.
Б) ...развивается мышление.
В) ...я получаю большое удовольствие.
Г) ...необходимо внимание.

 11.В каком слове допущена орфографическая ошибка?

А) Посмотреть влево; Б) стоять слево; В) работать изредка;

 Г) глядеть искоса.

12. В каком предложении нужна только одна запятая (знаки препинания не расставлены)?

А) Бывало с самого утра убегаю или на пруд или в рощу.

Б) Вслед за шумными эшелонами добровольцев уехавших на Алтай и в Казахстан двинулись составы с техникой.

В) Я несколько раз просыпался боясь проспать утро и в шестом часу уже был на ногах.

Г) Солнце уже закатывалось а луна еще не взошла и сумерки не наступили.

13. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и суффикса и окончания.

А) потрошеный,
Б) подпрыгнув,
В) нагроможденный,
Г) высотный.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А) Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б) Я благодарил друга 
за(то), что он мне помог.
В) Было холодно, 
при(том) и тучи появились.
Г) Он узнавал время 
по(тому), как двигалось солнце.

15. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?

А) Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б) Ребята не пошли в лес 
ввиду ненастья.
В) Земля вращается 
вокруг солнца.
Г) 
Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д) 
Впереди шел командир отряда.

               

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 16-19.

Текст

(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2)Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок – коридор. (3)Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4)Взгляните вверх, и увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5)А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко  пробирающийся по опавшим листьям. (6)Пройдёте дальше и вы окажетесь в кабинете. (7)Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8)Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9)На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10)И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.

16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом.

17. Подберите синоним к слову необычно из первого предложения.

18. Из предложений 8 и 9 выпишите сложные имена прилагательные.

19. Дайте морфологическую характеристику слова покрытые в 3 предложении.

Часть 3

20. Напишите текст – описание класса или кабинета, в котором вы учитесь (6-7 предложений.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине "Русский язык"

КИМ содержит два варианта заданий для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в виде письменной работы на втором курсе...

Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по русскому языку

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Русский язык»....

Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по литературе

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 6 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....

итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по литературе

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 7 класса в образовательном учреждении по предмету «Литература»....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предмету «Родной (русский) язык» 7 класс

Часть А. Задания с выбором ответа. 9 заданий.Часть В. Задания с кратким ответом 7 заданий.Итого 16 вопросов, правильный ответ оценивается в 1 баллЧасть С. Задание с развёрнутым ответом. 17). Умен...

Ответы к заданиям по промежуточной аттестации 8 класс, родной русский язык

Ответы к заданиям по промежуточной аттестации  8 класс, родной русский язык...