Нетрадиционные уроки для детей 5-11 классов
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку на тему

Назарова Елена Сергеевна

Материал содержит в себе викторины, игры,в том числе и интерактивные, презентации , предназначенные для обучающихся 5-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon viktorina_5.ppt255.5 КБ
Office presentation icon viktorina_9-11.ppt296.5 КБ
Office presentation icon igra_velikoe_russkoe_slovo.ppt548 КБ
Office presentation icon igra_dlya_8-9.ppt104 КБ
Office presentation icon o_skvernom_i_svyatom.ppt168 КБ
Office presentation icon puteshestvie_v_lingviniyu.ppt619.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 5 классов

Слайд 2

Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков: А) соль Б) каша В) вечер Г) собака

Слайд 3

В каком времени года не живет буква «е»? A) лето Б) осень зима Г) весна

Слайд 4

Найдите глаголы 2-ого спряжения. 1) унести 2) кричать 3) обидеть 4) охранять

Слайд 5

Укажите глагол будущего времени. 1) услышишь 2) поставить 3) решаешь 4) просвистела

Слайд 6

Найдите существительное 3-его склонения. 1) автомобиль 2) уголь 3) лагерь 4) смелость

Слайд 7

Укажите существительное 2-ого склонения. 1) на ветви 2) на сетке 3) на лебеде 4) на мебели

Слайд 8

Найдите глагол. 1) соревнование 2) различать 3) бесконечный 4) отдых

Слайд 9

Что обозначает имя существительное? Предмет Б) признак B) действие Г) признак признака

Слайд 10

Какой из предметов не умеет дышать? А)собака Б) шкаф В) крот Г) кот

Слайд 11

С помощью чего человек выражает свои мысли? A) жестов Б) криков B) шипения Г) слов

Слайд 12

Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по: А) звукам Б) составу В) значению Г) членам предложения

Слайд 13

Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? А)точка Б) восклицательный знак В)запятая Г) тире

Слайд 14

Как пишется слово х...р...шо? A)ара Б) ора B) аро Г) оро

Слайд 15

В каком из слов пишется после «ц» буква «и»? А) ц_пленок Б) ц_ган В) ц_рк Г) на ц_почках

Слайд 16

Какое из слов не является наречием? A) внимательно Б) окно B) плохо Г) вправо

Слайд 17

Какой из этих терминов не является языковым? A) синоним Б) орфограмма B) суффикс Г) расстояние

Слайд 18

Сколько гласных букв в алфавите? A) 9 Б) 10 B) 11 Г) 12

Слайд 19

Какой из данных признаков обозначает материал? А) зеленый Б) деревянный В) лисий Г) радостный

Слайд 20

В каком слове одна буква «л»? A) а_ея Б) тро_ейбус В) и_юстрация Г) а_еет

Слайд 21

Как и что называют главными членами предложения? A) основа грамматическая Б) смысл предложения B) все, кроме второстепенных членов Г) самое нужное

Слайд 22

Как изменяются наречия? А) не изменяются Б) по падежам B) по числам Г) по временам


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 8-11 классов

Слайд 2

1. Расставьте ударение в словах: иконопись, бунгало, афиняне, искони, лососевый, обеспечение, творог, кулинария, костюмированный, искра, досуг, ворожея, пихта, отрочество.

Слайд 3

2. Слова «шлем», «привратник», «облако», «млеко», «смрад», «прах», «юродивый», «перст», «нёбо» являются заимствованными. Из какого языка? Подберите к данным словам русские соответствия.

Слайд 4

3. Существует словосочетание «проливной дождь» . Здесь слово «проливной» имеет значение «очень сильный по степени проявления». Найдите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными словами: брюнет - .., друг - …, враг - .., ошибка -.., тьма - .., дурак - ….

Слайд 5

4 . Слово «брезг» - диалектное, но слова, производные от этого корня, есть и в литературном языке. Что означает это слово? Выберите ответ: а) ворчание б) брызги в) рассвет г) берег д) брезент

Слайд 6

5. Объясните значение архаизмов и подберите к ним современные синонимы: брадобрей лицедей водомет длань лепта позор выя

Слайд 7

6. Установите соответствие. Заполните пропуски: Украинский язык Белорусский язык Русский язык Кинути К i нуць Тутешний Тутэймы Мáти Мáци Жити Жыць Враз Разом Вовк Воцк

Слайд 8

7. Образуйте названия жителей – мужчин от названий городов: Тула, Одесса, Кострома, Орел, Киров, Волгоград, Псков, Пенза, Ярославль, Астрахань, Томск, Омск, Минск, Курск, Смоленск, Тамбов.

Слайд 9

8. Объясните разницу в значении слов: барский – барственный, поглотить – проглотить, адресат – адресант, болотистый – болотный. Как называются эти слова?

Слайд 10

9. Объясните значение слов – омонимов: болтун (болтливый человек) – болтун (…), бор (хвойный лес) – бор (…), тушить (прекращать горение) – тушить (…), вид (внешность) – вид(…), ласка (животное) – ласка (…).

Слайд 11

10. Допишите фразеологизмы: дрожит …, надулся …., ворона …, кривить …, умирающий …., до мозга …, втирать …., стреляный …..

Слайд 12

11. К польским пословицам подберите синонимичные русские: а) битому псу только покажи лозу; б) в темноте и гнилушка светит; в) не тычь носа в чужое просо; г) когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется.

Слайд 13

12. Отгадайте чувство ( зависть, стыд, радость, счастье, тоска, любовь, надежда, обида, презренье, страх ) по характерному для его «языка» лексикону : а). Нам гладит щеки (….) с изнанки утюгом (А. Вознесенский). б). В душе блеснула (…….), как искры яркие на снежном хрустале (П. Вяземский). в). Мы пьем в (……) отраву сладкую (Е. Баратынский). г). Холодный (….) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (В. Шекспир). д). Как рано (…….) привлек я взор кровавый (А. Пушкин). е). На их главу клеймо (………) я положу и обреку проклятью (П.Вяземский). ж). Еще (…..) тянет с блюдца невыспавшееся дитя (О. Мандельштам). з). А я лучше в поле пойду, где зерна легли налитые и брошу в одну борозду (…….) свои золотые (Л. Васильева). и). Горло сжала (…..) тебе обручем острым своим (Аполлинер). к). Разве ты не понимаешь сам, как непрочно комнатное (……е), наглухо закрытое ветрам (Ю. Друнина).

Слайд 14

13. Определите род имен существительных: кольраби, тюль, толь, салями, иваси, рантье, кашне, хинди, суахили, авеню, цеце, атташе, Онтарио, Торонто, МИД.

Слайд 15

14. Найдите грамматически одушевленные имена существительные: стол, кукла, покойник, туз, матрешка, народ, отряд, труп, валет, леший, русалка, кенгуру, очаг, игра, роза.

Слайд 16

15. Вставьте пропущенные буквы –н- или –нн-: штопа…ая, холсти…ая, каме…ая ограда, балова…ое дитя, подруга рассея…а, некоше…ый луг, назва…ый брат, ветря…ой двигатель, кова…ый медью сундук, он слушал рассея…о, реше…ая задача, свежемороже…ая рыба, серебря…ый браслет.

Слайд 17

17. Определите морфемный состав слова: детвора, жених, маскарад, домой, репортаж, пастбище, лисий, землепроходец, разоделись, двумястами, учительство, куда-нибудь, та кси.

Слайд 18

19. Определите средства выразительности: а). О чем ты воешь, ветер ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) б). Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин) в). Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов) г). Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт. (А.С. Пушкин) д). Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Маяковский) е). Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить …(Н.А. Некрасов) ж). В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) з). Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

Слайд 19

20. Напишите антонимы к следующим словам: смысл – с, со – прогрессивный – позор – нельзя – изнутри – экономия – цивилизация –


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий русский язык, великое русское слово!

Слайд 2

Цели: расширение лексического запаса и кругозора, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, воспитание любви к родному языку. Оформление: посёлок Ономастики, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино.

Слайд 3

Ход путешествия На дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистике. Дилижанс – это большая крытая повозка для перевоза багажа, почты, пассажиров, появилось в 16 веке в Англии Литература:Е.В. Полякова «Русский язык- родной язык»; Л.В. Сахарный «К тайнам мысли и слова».-М: Просвещение, 1983г.

Слайд 4

Поселок Ономастика « Река времен в своем стремленье уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей». В памяти остаются слова и от всего былого имена. В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого onomastike – искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена: АНТРОПОНИМЫ – собственные имена, относящиеся к людям; ТОПОНИМЫ – географические названия; ОЙКОНИМЫ – название населенных пунктов; УРБАНОНИМЫ – названия внутригородских объектов (улиц, музеев и т. д. ) ХРОНОНИМЫ – собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День Победы ,Новый Год, «золотой век» ) и т. д.

Слайд 5

Вопросы для дальнейшего путешествия! Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного? Что такое фамилия? (Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси не ещё было. Первые фамилии в России появились в конце 16 – начале 17 века.) Палиндромы – это слова перевёртыши. Назовите имена, которые одинаковы читаются как слева – направо, так и справа – налево. ( Анна, Алла, Тит.) Назовите строку о собаке и цветке – палиндром, составленный когда – то А. Фетом. ( А роза упала на лапу Азора.) Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области? (Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку.) Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру учёных. ( Курчатовий, кюрий, менделевий, фермий, эйнштейний.)

Слайд 6

Город Фразеологизм Человек через слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природе ключ. Во слове всех существ содержится картина. Сообщество слов всех и действиев пружин. Г.Р.Державин Вычислить фразеологизм: « Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» ( Чуть не убил) (Д. Фонвизин «Бригадир») «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но … придержи язык.» ( Помолчи.) (А.Фадеев «Молодая гвардия») «Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам.» (Удивлялась.) (В. Катаев «Время ,вперед») «Все требуют машин, а у него их всего с гулькин нос» (Очень мало) (И. Иванов «Тени исчезают в полдень») «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (Лениться ) (В.Шишков «Угрюм – река»)

Слайд 7

Поселок Диалектика Не собирал я редко словечки, но звук родной всегда в душе живет. Вот место, где сливаются две речки, его назвал сутоками народ. такого слова не было и нет, в нем пенье струй я родниковых, на шелест трав, на шум лесов ответ. Его истоки глубоки и чисты, я сам его прозрачности дивлюсь. Так пусть дополнят словари лингвисты, твердя стихи поэтов наизусть. Н. Рыленков Из книги « Сказка моего детства»

Слайд 8

Есть такая русская пословица : «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор и диалект. Говорить – сказывать, балакать, баять, гутарить, бахорить; Дом – изба, хоромы, хата, курень; Иней – куртевень, куржак, кухта ; Дорога – большак, тракт, шмяк, зимняк, стежка, путик, обьездок Первым создателем «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф, 50 лет работал над созданием словаря.

Слайд 9

Село Краснословие Что значит для народной жизни слово ? « Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало ,помогало, двигало на подвиг, заступалось ,лечило, вдохновляло………» В.Белов Из книги «Лад» Поговорки: Душа в пятки ушла (испугался) Своя рука – владыка (хозяин) Мелким бесом рассыпается (льстит) По заслугам и честь (соответствие) У лжи короткие ноги (выйдет наружу)

Слайд 10

Пословицы и поговорки о Дружбе : Без беды друга не узнаешь. Верному другу цены нет. Гусь свинье не товарищ. Для дружбы нет расстояний. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбой, а служба службой. Дружбу помни, а зло забывай. Друг лучше старый, а платье новое. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Неверный друг – опасный враг.

Слайд 11

Былина: Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Одним из них была картина В.Васнецова «Богатыри»

Слайд 12

Род деятельности былинных героев : Микула – землепашец

Слайд 13

Вольга – князь

Слайд 14

Добрыня Никитич – прославленный воин – богатырь, который дважды одерживал победу в схватке с огненным змеем

Слайд 15

Шутки, прибаутки, песни: На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей весны. Не ходите, девки, замуж, замужем не весело. Моя мама замуж вышла, голову повесила. Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки хвост. Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл. Не плачь – дам калач. Не вой – дам другой, не реви – дам три. Котышко – мурлышко, Серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь Степану.

Слайд 16

Деревня Подумайкино «Язык разум открывает» «Недолго думал, да хорошо молвил» «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает» Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! У Валерия Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка: « Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» В этом образе все: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладевания его тонкостями, и то, что каждый человек - хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка. В вопросах и ответах мы, увидим необъятность ,прелесть и изумительную красоту русского языка.

Слайд 17

Вопросы: В языках народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812- 1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: «30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное «быстро!» , таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе. ( Бистро – bistro .) Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. ( О – цен – к – а.) Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает нас хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут? ( Греч, orthos – правильный и epos – речь; раздел языкознания, изучающая нормативное литературное произношение.)

Слайд 18

Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. На столе моем – книги, много радостных книг! Их открыл учитель – мудрый русский язык! Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке. Говорю с целым миром я на том языке! Э. Яхунова Интересные факты о языках: Самый распространённый на земле язык – китайский. Им пользуются 700 млн. человек. На английском говорят свыше 250 млн. ,на индийском – хинди и урду – 280 млн. Общее же количество языков мира превышает 2700. К ним надо прибавить 3000 диалектов. Самое маленькое количество букв в алфавите самод – 15. Финский и итальянский алфавит имеют по 21 знаку. Самое длинное в мире слово – это название одного химического соединения. В нем 1913 букв. Самая древняя письменность в нашей стране – это колхидское письмо. Ему свыше трех тысяч лет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНИЙ РАУНД 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 2

КРАСНЫЙ РАУНД 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Слайд 3

Расставьте ударение в словах: иконопись, позвонит, мельком, торты, обеспечение, свекла, кулинария, мусоропровод, километр, бронированный, досуг, во взводах, отрочество.

Слайд 4

Существует словосочетание «проливной дождь» . Здесь слово «проливной» имеет значение «очень сильный по степени проявления». Найдите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными словами: брюнет - .., друг - …, враг - .., ошибка -.., тьма - .., дурак - ….

Слайд 5

Слово «брезг» - диалектное, но слова, производные от этого корня, есть и в литературном языке. Что означает это слово? Выберите ответ: а) ворчание б) брызги в) рассвет г) берег д) брезент

Слайд 6

Образуйте названия жителей от названий городов: Тула, Одесса, Кострома, Вологда, Псков, Пенза, Ярославль, Архангельск, Омск, Минск, Курск, Смоленск, Брянск.

Слайд 7

Объясните значение слов – омонимов: болтун (болтливый человек) – болтун (…), бор (хвойный лес) – бор (…), тушить (прекращать горение) – тушить (…), вид (внешность) – вид(…),

Слайд 8

Продолжите фразеологизмы: Филькина … надулся , как…. с пятого …, кривить …, умирающий …., до мозга …, втирать ….,

Слайд 9

К польским пословицам подберите синонимичные русские: битому псу только покажи лозу; в темноте и гнилушка светит; когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется.

Слайд 10

Определите род имен существительных: кольраби, тюль, толь, салями, иваси, рантье, суахили, авеню, цеце, атташе, Онтарио, Торонто, МИД.

Слайд 11

Найдите грамматически одушевленные имена существительные: стол, кукла, покойник, туз, матрешка, народ, отряд, труп, леший, русалка, кенгуру, игра, роза.

Слайд 12

1. артил…ерия 2. гал…ерея 3. гум…анизм 4.драм…атический 5. интел…ект 6. кавал…ерия 7. кол…ичество 8. пьес…а Какие из перечисленных слов пишутся с удвоенной согласной?

Слайд 13

Какая из перечисленных пар слов является лишней и почему? Щека – ланита Глаз – око Лоб – чело Голова – башка Палец - перст

Слайд 14

Какая из перечисленных пар слов не является словосочетанием? Получи приказ Вечер пасмурный В своей школе На родной земле Белый снег

Слайд 15

Вопрос для всех! Придумайте как можно больше фразеологизмов, в которых упоминаются названия частей тела: Рука Нога Голова Нос Глаз и т. д.

Слайд 16

Восстановите фразеологизм: … за … заходит Бабушка … сказала … объелся Бросать … на …

Слайд 17

Какая из пар слов является лишней и почему? Гладкий – глаже Сладкий – слаже Редкий – реже Гадкий – гаже

Слайд 18

Перед вами отрывки из сочинений выпускников 11 класса. Исправьте речевые ошибки! Чем больше человек читает, тем грамотнее он становится писать и говорить. Я отморозил пальцы ног и уши головы.

Слайд 19

Какой вопрос надо задать к данным словам, чтобы получить ответ «лейка»? Пробка Чайка Лейка Майка

Слайд 20

Какой вопрос надо задать к данным словам, чтобы получить ответ «заводной»? Больной Заводной Рабочий Дежурный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-диспут «О скверном и святом…» Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс … язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…

Слайд 2

Наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Слайд 3

Запишите в колонки слова, которые вы относите к категории «Святых» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Скверных» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Слайд 4

Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже, Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь. Сказать лишь можно,что с лица И не дикарь он вовсе: Не носит он в носу кольца Монет в ушах не носит. Его одежду описать Словами можно тоже: Он по одёжке, так сказать, На всех на нас похожий. Но передать его язык Поэт не правомочен: В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный «математик». Пусть лексикон дикарский пуст, ­Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого «шаг-матиста». Дикарь на площади. Он рад стать мастером особым, Чтоб сделать трёхэтажный мат Скабрёзным небоскрёбом. И дикарей вокруг щадят, Обходят стороною, Как будто речь на площадях Должна стать площадною. А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале ­Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали! АНАТОЛИЙ ЛЫСОВ

Слайд 5

«Скабрёзный» - неприличный, нецензурный, скверный, матерный.

Слайд 6

Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки при чём? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее - от самого святого! Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! О скверном и святом Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное - Мать! Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено. Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века ...

Слайд 7

Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудренен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, - и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».

Слайд 8

Первый духовный (церковный) стих «Пьяница» Который человек хоть однажды По матерну взбранится, В шутках или не в шутках, Господь почтет за едино.

Слайд 9

Повесть «Святой отец о пользе душевной всем православным»: Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречитсая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом… Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом. Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение. И за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби.

Слайд 10

В древнерусской письменности матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань - речь иноверца - человека иной веры: язычника, чужестранца. Матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» - Мать-Земля. Матерная брань наказывается стихийными бедствиями.

Слайд 11

Матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника , к которому обращено ругательство, но прежде всего - родную мать самого бранящегося.

Слайд 12

По своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а заклинанием, заклятием, проклятием. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский.

Слайд 13

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить: О такте; О чувстве меры; О бережном отношении к окружающим; Об уважении к самому себе; «Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное» (Л.И. Скворцов)

Слайд 14

Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью - болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия!

Слайд 15

Научи нас, Бог, дарить букеты, Состоящие из мудрых, добрых слов!

Слайд 16

Домашнее задание: Изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-игра Путешествие в страну Лингвинию

Слайд 2

Наш путь К н я ж е с т в а Морфология Лексика Грамматика Словообразование

Слайд 3

Девиз Не забывай на праведном пути То, что старик Марк Твен сказал когда-то: “Ты должен слово нужное найти, А не его двоюродного брата!”;

Слайд 4

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой – Лингвиния. Правит этой страной царь, имя которого – Русский язык. У этого могучего, сильного, богатого, крепкого, мужественного, правдивого, свободного (а именно такими эпитетами наделяли его писатели и ученые, живущие в этом государстве), - в подчинении множество сказочно богатых княжеств, и богатства эти дороже бриллиантов, жемчуга и золота: в их кладовых хранятся Слова – вся мудрость русского народа.

Слайд 5

В путь Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Это мы узнаем только на финише

Слайд 6

Перечислить все части речи (с примерами) Назвать существительные мужского рода: корова - …, курица - …, утка - …, овца - …, свинья - …, ласточка - … Назвать 5 существительных, имеющих форму только множественного числа. Сказать словами: 3 (девушки, юноши, щечки, дети, балерина), 4 (сутки, детеныш). КНЯЖЕСТВО МОРФОЛОГИИ

Слайд 7

Подберите синонимы: горе - .., стужа - …, хотеть - …, желать - …, твердый - …, базар - …, зной - … КНЯЖЕСТВО ЛЕКСИКИ

Слайд 8

Доскажи словечко”, объясни значение фразеологизма: А) Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, О них обычно говорят:…. Б) Мы исходили городок Буквально …… И так устали мы в дороге, Что еле ……

Слайд 9

Найти антонимы: Вы – свет, а я похож на тьму, Вы параллельны ко всему, А я, напротив, вертикален.

Слайд 10

Угадайте загадку. Что это – омонимы или многозначные слова? Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной.

Слайд 11

Исправьте ошибки: А) Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. Б) Помещики жестоко угнетали своих крепостников . В) Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

Слайд 12

Сердцевиной слова является корень. От него слова растут, как ветви на дереве. Создайте такое дерево из слов с корнем –вод- . КНЯЖЕСТВО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Слайд 13

Как будет звучать слово: В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете.

Слайд 14

Записать по одному слову, состоящему из: - корня и окончания; - корня, суффикса и окончания, - приставки, корня, окончания, - приставки, корня, суффикса и окончания

Слайд 15

Найдите лишнее: Желток, железо, желтый; Носильщик, нос, носатый; Гусь, гусыня, гусеница.

Слайд 16

Образовать прилагательные по лексическому значению и способу образования А) приставочным способом: очень опасный - … Б) суффиксальным: с большими зубами, В) сложение: сладкий с кислым привкусом, Г) суффиксальным: очень высокий, Д) сложение: имеющий отношение к железной дороге

Слайд 17

Как правильно: у рыбей нет зубей, у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб? КНЯЖЕСТВО ГРАММАТИКИ

Слайд 18

Отгадай загадки Я – то же, что и ураган, Но только гость восточных стран, На море я – гроза для шхун, А называюсь я - ….

Слайд 19

Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь, Живет в лесу, на ульи падок, Ну, угадал его теперь?

Слайд 20

Заполнить квадраты (окончания одинаковые). у г п с т п у к

Слайд 21

Разгадать и прочитать китайскую пословицу. RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA

Слайд 22

ВОПРОСЫ 1. Большой, бесформенный кусок земли, льда 2. Занимающий очень много места, слишком большой 3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь 4. Полный телом, крупного телосложения 5. Крайне усталый, утомленный

Слайд 23

6. Терять силы, ослабевать 7. Постепенно утрачивать яркость, блеск 8. Светиться прерывистым, слабым светом 9. Выделанная овечья шкура

Слайд 24

О чем говорится в стихотворении и как называется это явление в русском языке? Я – сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани Я – синоним осьминога, А без С – в метле нас много.

Слайд 25

Исправить ошибки устно, подобрать пару: Мужской Женский бык бычиха петух петушиха баран баранка слон слоныня стул табуретка

Слайд 26

исправить ошибки В зоопарке меня встретила маленькая пони. Одна шахмата закатилась под стол.

Слайд 27

Ровесница книги Так один венгерский писатель назвал опечатку. Как бы ни старались корректоры выловить этого коварного врага в тексте, наборщики , часто исправляя одну ошибку, рядом, в этой же строке, а иногда и в этом же слове, делают новую. Утверждают, что книг без опечаток вообще не бывает, хотя существует легенда, будто в библиотеке Оксфордского универси­тета хранится Библия без единой опечатки. Среди опечаток попадаются довольно курьезные. Так, например, газета «Новое время» 16 мая 1883 года напечатала отчет о коронации Александра III в Успен­ском соборе в Москве. Текст гласил, что после произнесения молитвы «государь император возложил на государыню им­ператрицу корову» (вместо «корону»). На другой день редакция извинилась перед читателями и разъяснила, что в отчете была допущена прискорбная опечатка, но, разумеется, каждый читатель понимает, что следует читать не «корову», а «ворону». После этого больше никаких «поправок» газета не печатала. (По Павлову).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

British famous people.Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе.

Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе(УМК Кузовлева В.П.). Урок проводится в форме игры "Поле чудес"....

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 классаТема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопча...

Нетрадиционные методы привлечения детей к чтению

Презентация для коллег из опыта работы по привлечению учащихся к чтению, используя их интерес к декоративно-прикладному творчеству....

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса "Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки".

Данная методическая разработка по технологии в 5 классе.Материал содержит поурочный план работы учителя, план самостоятельной деятельности  учащихся, информационные блоки, тесты тематического кон...

Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"

Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка....

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса

Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки. Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных  и льняных тканей, дать  информацию о русской народной игрушк...

Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе в 5 классе (урок-сказка) на тему: «Дидед чIалаз вафалу жен гьар са кас» Выполнила: Рамазанова М.К., учитель родного языка и литературы

Данная методическая разработка составлена к уроку лезгинской литературы в 5 классе  в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся.      Актуально...