Презентация "Синтаксические нормы"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация по подготовке к ЕГЭ по заданию №7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по подготовке к ЕГЭ по заданию № 7 | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Норма управления существительных с производными предлогами Благодаря в меру Вопреки в заключение Согласно Д.п. в виде Подобно в продолжение Наперекор в силу Р.п. Навстречу в течение наподобие по причине посредством вследствие
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: Благодаря (чего?) повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей Правильный вариант: Благодаря (чему?) повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Вследствие сильным дождям ( сильных дождей Р.п. ) вода в реке сильно прибывала. Согласно приказа ( приказу Д.п. ) мероприятие отложили на понедельник. Вопреки распространённого суеверия ( распространённому суеверию Д.п. ) женщины на корабле приносят удачу. У него получилось что- то наподобие зверьку ( зверька Р.п .)
Однородные члены предложения Не употребляются в качестве однородных членов полные и краткие формы имени прилагательного: друг давний и весьма хорош . При двух или нескольких однородных членах неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: любить и увлекаться спортом, помнить и верить в победу. Нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия: Мы купили стулья, книжный шкаф, стильную мебель .
Однородные члены предложения Нельзя соединить в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни. Нельзя опускать разные предлоги: на заводах, лабораториях и школах . Надо: на заводах, в лабораториях и школах. Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив: Люблю музыку и кататься на коньках.
Однородные члены предложения Нельзя сочетать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а так же ( но и ); как – а также ( так и ) Хорошо сдали экзамен как выпускники школы, а также ( так и ) учащиеся девятых классов При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой- при второй: Книга имеет не только познавательную ценность, но и воспитательное значение
Однородные члены предложения Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: В Олимпийских играх в этом виде спорта выступали представители разных стран : Россия, Германия, Франция, США (представители (кого?, чего?) России, Германии, Франции, США. Не могут выступать в качестве однородных причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Подошел англичанин, хорошо говорящий по-русски и который приехал сегодня .
Употребление причастных оборотов Причастный оборот стоит любо перед определяемым словом, любо после него, он не должен разрываться: лежащая книга на столе. Неправильны формы причастий с частицей бы : Это было выступление, вызвавшее бы возмущение.
Употребление причастных оборотов Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победивших (каких? Р.п.) английскую команду. Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победившими (какими? Т.п.) английскую команду
Употребление причастных оборотов Действительные причастия на- ся , где это возможно заменить страдательными причастиями Задание, выполняющее ся нами, не вызывает особых затруднений. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Употребление причастных оборотов Необходимо, чтобы причастный оборот относился к определяемому слову: Мчались лошади казаков, покрытые пеной Правильный вариант: Мчались лошади , покрытые пеной
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Ошибки в употреблении названий(имён собственных): Мы выписываем журнал «Природу» Названия газет, книг, журналов, произведений, кинофильмов и т.д. не склоняются (остаются в И.П.), если перед ними стоит слово, объединяющее родовое понятие. Значит правильный вариант: Мы выписываем журнал «Природа»
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в согласовании причастий с определяемым слово (род, число, падеж): Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы Важно определить, к какому слову относится это согласованное определение (причастный оборот) В данном случае- к сочетанию слов группе археологов . Следовательно, правильный вариант: Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы
Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формами ед. и мн.ч.: - при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением ( большинство, меньшинство, ряд, часть ) или выраженном количественно-именным сочетанием ( два слова, несколько языков ), сказуемое может иметь форму ед.ч. (грамматическое согласование) и мн.ч. (согласование по смыслу): Большинство учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ;
Согласование сказуемого с подлежащим при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти , собрались в зале. Сказуемое может быть выражено формой ед.ч., если: - собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с моим решением; - управляемое слово стоит в род.п. ед.ч.: Часть населения пришла без опоздания ;
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Несогласование подлежащего и сказуемого (в числе) Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе Кто (ед.ч.), а опоздали (во мн.ч.) Те (мн.ч.), могут поехать (мн.ч.) Значит правильный вариант: Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе Все, кто не сдал зачёт, пришли на экзамен
Согласование сказуемого с подлежащим - а также при словах тысяча, миллион, миллиард : Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; - при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел ; - при обозначении меры веса, пространства, времени: Прошло сто лет ;
Согласование сказуемого с подлежащим - при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть : При составлении текста телеграммы была сделана масса ошибок; - при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только ( со значением ограничения ): В шахматный кружок записалось только семь человек . При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч.: Много мыслей роилось в моей голове .
Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формой мн.ч., если: - при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения: Все двадцать страниц переписаны заново; - при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Часть обоев были виниловые ;
Согласование сказуемого с подлежащим - при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, проверенных ранее , лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее , лежали на окне; - главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников; Большинство учеников в результате бурного обсуждения новой темы пришли к правильным выводам.
Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч., а в прошедшем времени – м.р., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.): Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч. (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто , даже лучшие ученики, не получил высшего балла.
Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч. в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой приехал . Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно , то употребляется форма ед.ч.: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями . При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р.: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав.
Согласование сказуемого с подлежащим Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба ). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в ед.ч.: Не ты, но сестра моя виновата ; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.
Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными Определение может быть выражено формой ед.ч., если по смыслу понятно, что оно относится к обоим существительным: морской прилив и отлив ; или между определяемыми существительными стоит разделительный союз: надеть модную юбку или брюки; Определение может быть выражено формой мн.ч. для уточнения значения при однородных существительных : купить модные пальто и шляпу .
Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными Определение может быть выражено формой ед.ч., если оно следует за существительным: Готовим каталог или журнал, рассказывающий о творчестве писателя.
Смешение прямой и косвенной речи Косвенная речь- это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения, и в придаточной части не должно быть кавычек : Нарушение : Пётр говорил, что «у меня слипаются глаза» Правильный пример : Пётр говорил, что у него слипаются глаза.
Неправильное построение предложений с косвенной речью Смешение прямой и косвенной речи Автор говорит, что «я всегда восхищался поэзией Лермонтова» Правильный вариант Автор говорит, что он всегда восхищался поэзией Лермонтова
Приложения – географические названия Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом названии), согласуются или не согласуются с определяемыми словами. Согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, за Москвой-рекой, на реке Волге. В специальной литературе они могут выступать в начальной форме: в городе Москва, за городом Великие Луки, за рекой Волга.
Приложения – географические названия Обычно согласуются названия сел и деревень: жить в селе Горюхине, за хутором Гремячим, в деревне Сосновке, на реке Неве, в станице Вешенской. Остальные названия (озер, островов, гор, заливов, каналов, астрономические названия) не согласуются: за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, на планете Меркурий, на горе Эльбрус, в пустыне Сахара.
Построение предложения с деепричастным оборотом Основное сказуемое и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом относятся к одному объекту (подлежащему) Размышляя о смысле жизни , любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в форме 1-го и 2-го лица: Становясь взрослее , задумываемся о своём будущем. Смеясь над своими пороками , постепенно освобождаешься от них
Построение предложения с деепричастным оборотом В безличных предложениях при инфинитиве (со словами можно, нужно, необходимо и др.) Редактируя рукопись , необходимо учитывать авторский стиль В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в повелительном наклонении: Изложив в сочинении личностную позицию , продуманно аргументируйте её .
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами производители действия не совпадают ( лицо и явление природы ) Возвращаясь домой, меня застиг дождь. б/л - нет инфинитива, нет лица общего для действия. Кончив играть, было уже поздно. Правильный вариант: Когда кончил играть, было уже поздно .
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Страдательные конструкции не сочетаются с деепричастным оборотом: Приступая к работе над рефератом , тема должна быть хорошо продумана. д/о относится к пропущенной грамматической основе: Делая вывод , Обломов не жил, а существововал. Правильный вариант: Делая вывод , можно сказать , Обломов не жил, а существововал.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Глагол- сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов и лиц: Прочитав текст, разные мысли посетили меня. Деепричастный оборот употреблён в безличном предложении, в котором нет инфинитива: Подходя к дому , было весело. Предложение включает страдательную конструкцию: Доехав до поворота, машина была остановлена .
Синтаксические нормы А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Вы оплатили проезд в автобусе? Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Эти люди никогда не теряли уверенности в успехе. Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.
Рассуждаем Оплатили (что ?) проезд – верно (но: заплатить за проезд ). Вникнуть (во что?) и познать (что?) – эти глаголы имеют разное управление, предложное и беспредложное, поэтому при них не может быть общего дополнения без предлога тайны; надо: Ученые хотели вникнуть во все тайны природы и познать их . Не теряли (чего?) уверенности – с отрицанием верно употреблена форма род.п. Было решено вопреки (чему?) ожиданиям и правилам – нормативная форма дат.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...
Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"
Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...
«От сдачи норм ГТО - к олимпийским вершинам. Формирование интереса у учащихся к сдаче норм ГТО»
Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Ведь не для кого ни секрет, что здоровье человека явл...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления
Презентация для подготовки к экзамену...
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике...