Методическая статья "Система упражнений по пунктуации"
статья по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Усвоение знаний происходит в два этапа: объяснение нового материала и закрепление знаний, приобретение умений и навыков при выполнении различных упражнений путем повторения действий, связанных с применением правил.
Эффективность упражнений, дающих хороший конечный результат, обеспечивается правильной их организацией, системой.
Упражнения должны проводиться на правильно подобранном дидактическом материале и в соответствии с этапами и условиями формирования пунктуационных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая статья | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по пунктуации ( Из опыта работы)
Усвоение знаний происходит в два этапа: объяснение нового материала и закрепление знаний, приобретение умений и навыков при выполнении различных упражнений путем повторения действий, связанных с применением правил.
Эффективность упражнений, дающих хороший конечный результат, обеспечивается правильной их организацией, системой.
Упражнения должны проводиться на правильно подобранном дидактическом материале и в соответствии с этапами и условиями формирования пунктуационных умений и навыков.
Главными факторами, определяющими систему упражнений, являются специфика постановки знака и этапы и условия формирования пунктуационных умений и навыков. Специфика постановки знака раскрывается путем анализа: 1) оснований постановки знаков препинания, 2) системы правил и условий их действия, а также 3) трудностей, связанных с применением правил учащимися. Такой путь позволяет установить умения, необходимые для анализа языковых фактов, определить действия, связанные с использованием правил.
Успех обеспечивается тем, что при изучении одного и того же правила постепенно усложняется дидактический материал для упражнений: вводятся разнообразные по построению синтаксические единицы, отражающие варианты трудностей применения правил.
Рассмотрим усложнение дидактического материала при закреплении правила, по которому между однородными членами запятая не ставится. Вначале провожу закрепление правил на предложениях, включающих однородные члены. Условия применения правила постепенно усложняются ( наличие при последующем однородном члене дополнения в форме, сходной с формой именительного падежа; распространение однородных членов зависимыми словами; различия в морфологических формах выражения однородных членов; количество однородных членов; особенности их соединения союзами и др.)
Например: 1) В лесу было прохладно и тихо. 2)Воздух был пропитан испарениями весенней зелени и своей нежностью ласкал мои здоровые легкие (Чехов). 3) Дорога бежит, извивается и пропадает в кудрявых березовых рощах. 4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (Пушкин). 5) В ночной темноте двигались неторопливо и без разговоров. 6) Север дышит ветром ночи и полынь колышет (Бунин). 7) Прошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки. 8) Соловьи по – прежнему пели страстно и звонко, нежно и удало (Бунин). 9) Сторож зажег спичку и закурил и пошёл по дорожке сада.
Далее ввожу в упражнения предложения осложненные другими случаями постановки знаков, затрудняющими пунктуацию при однородных членах, соединенных союзом и. Например: Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России (Белинский). 2) К огороду подступают огромные раскидистые груши и липы, узловатые дубы, тайга, богатая зверьём и птицей, ягодами и липовым медом. 3) Что – то родное виделось в этом беззвучном тумане, курившемся над прудом, и в молчании близкой ночи (Паустовский). 4) Я остался сидеть у костра и, вытянувшись, прислушивался к удаляющимся шагам товарища.
Ошибочный перенос негативного правила вследствие смешения грамматических фактов или отрицательного взаимодействия навыков наблюдается при пунктуации сложного предложения. Поэтому анализирую и примеры такого типа:
1)Вечерело, и становилось прохладно. 2) Налетел ветерок, прошумел по осоке, и снова наступила предутренняя тишина. 3) На востоке заалело, послышались птичьи голоса, и скоро лучи солнца осветили верхушки деревьев.
Система в отборе дидактического материала для упражнений заметно повышает интерес учащихся к занятиям: в дидактический материал каждого последующего упражнения ввожу отличающиеся по построению предложения с однородными членами, вносящие новизну в решение пунктуационных задач. Таким образом реализую рассредоточенное повторение с постепенным нарастанием трудностей, а это первое условие осмысления изучаемого материала и его эффективного закрепления.
При освоении других правил будут иные ступени нарастания трудностей, иная система отбора дидактического материала.
С учетом всех названных факторов систему упражнений можно представить в такой последовательности.
1.Упражнения, связанные с обнаружением необходимости поставить знак, выделением признаков, являющихся действия нормы, и осмыслением их взаимосвязи, т. е. упражнения, с помощью которых вырабатывается перенос правил на аналогичные построения.
2. Упражнения, способствующие развитию пунктуационной зоркости.
3.Упражнения, опирающиеся на умение видеть основания для постановки знака, выделять признаки, выступающие в качестве пунктуационной нормы, и соотносить их с условиями действия правил, мотивировать постановку знаков препинания.
4. Упражнения на дидактическом материале, учитывающем, кроме изучаемого, и правила, ранее изученные.
5.Упражнения творческого характера (изложения, сочинения), при выполнении которых главным является умение писать на тему, определять ведущую мысль, последовательно ее излагать и аргументировать. Пунктуационное же оформление письменной речи выступает как условие выполнения поставленных задач. Отчетливость в осознании действий при выполнении подобных упражнений снижается, и, связанные с постановкой знаков препинания, чаще всего словесно не обосновываются.
Пунктуационные умения и навыки обуславливаются совокупностью действий, связанных с применением разных правил, поэтому не может быть речи о какой – то универсальной системе упражнений. Эти системы гибки, элементы, входящие в них, подвижны. О системе упражнений можно говорить применительно к отдельным пунктуационным темам, даже к конкретному классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Упражнения по орфоэпии для 5 класса"
Пособие составлено специально к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 5 класс».Предназначено учителям-словесникам, школьникам, полезно родителям и всем желающим совершенствовать ...
Методическая разработка упражнения "СОЛНЫШКО"
Упражнение "Солнышко" рекомендуется использовать как нетрадиционное приветствие на тренинговых занятиях. Возраст неограничен.Цель: установление контакта и снятие напряжения...
Методическая разработка "Упражнения, развивающие психофизические функции учащихся с ЗПР".
Система упражнений направлена на развитие таких психических функций внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления. упражнения соотнесены с изучаемым в 7 классе матери...
Методический сборник упражнений "Деловой английский для официантов"
Разработала сборник упражнений для профессии "Официанты", дополнительный практический материал к основному курсу, а также как основной материал для факультативов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся по профессии «Автомеханик»
Методическая разработка упражнений составлена специально для обучающихся системы СПО по специальностям «Механизация сельского хозяйства». В ней разработаны лексические, грамматические, социокультурные...
Методическая разработка упражнений по домашнему чтению к учебнику М.З.Биболетовой для 4 класса по тексту «Baby Elephant and his new things».
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...
Методический материал (упражнения) на орфограммы 6, 28, 29.
Методический материал представлен в виде упражнений на орфограммы № 6, 28, 29....