Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Золотухина Елена Алексеевна

          Конспект урока русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_2.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Однородные члены предложения».

Тип урока:  ввод новых знаний

Цели:

·         Познакомить с понятием однородные члены предложения. Создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения.

·         Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

·         Развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

1.     компьютерная презентация «Однородные члены предложения»

2.     распечатка материалов для самостоятельной работы

3.     индивидуальные карты самоконтроля

Ход  урока.

1.Орг . момент. (1мин)

2.Актуализация знаний.

Лексический диктант. (у доски)

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст.

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

3.Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

4. Главный  член предложения, отвечающий на вопросы что делает? каков предмет?  что такое предмет?

5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда?

6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?

чей?

7. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кому? чему? кем? чем?

Как вы думаете, почему именно эти слова  я выбрала для диктанта?

А ещё почему? (наверное, наш урок будет связан с этими понятиями)

3.Организация наблюдения над материалом. Открытие нового знания

 ( слайд № 1)

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немножко

Ветками черемух,

Пожурил за что – то

Воробьев знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

 Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

(М.Исаковский)

Изучение нового материала

     Организация наблюдения  над материалом.  Работа с текстом.     ( 5 мин)

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Каким вы представили себе  образ ветра?

(Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

- А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык.

- Давайте вспомним, что изучает синтаксис?

- Какая синтаксическая особенность у этого стихотворения?

·       Из скольких предложений состоит стихотворение?

·       Найдите и выпишите грамматическую основу предложения.

.       Что такое грамматическая основа?

.       Что было трудно при  выполнении задания?

.       Прочитайте  грамматическую основу.

.       У всех ли так? Проверьте.

( слайд № 2)

Ветер вышел,  постучал, пробежал, поиграл, пожурил, расправил, полетел.

.       Всем ли понятно, что означает слово пожурил?

.       Сравните  свои предположения с толкованием. Которое подготовил…

.       Чаще всего это слово употребляется в разговорной речи.

.       Каких знаний и умений нам не хватило, чтобы сразу выписать грамматическую основу?

·        Сколько в этом предложении сказуемых? С каким подлежащим они связаны? (7 сказуемых и 1 подлежащее)

·        На какой вопрос отвечают сказуемые? ( что сделал?)

·        С какой интонацией они читаются? (с перечислительной)

·        Как называются подобные члены предложения?

4. Формулирование темы урока. (1 мин)

.        О чём мы будем говорить сегодня?

.      Итак, запишите тему урока:   «Однородные члены предложения».

 (Слайд № 3)

6.     Целеполагание.  (1 мин)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться, что нам  необходимо знать об однородных членах. Давайте посмотрим на (слайд.)

(Слайд № 4)

Что надо знать:   признаки однородных членов .                        

 Что надо уметь:   находить в тексте  однородные члены, употреблять в своей речи , правильно расставлять  знаки препинания.  

-  Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)

(Слайд № 5)

7. - Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь.

Признаки однородных членов:

1.     Отвечают на один и тот же вопрос

2.     Являются одним и тем же членом предложения

3.     Относятся к одному и тому же слову

4.     Выражены одной и той же частью речи

5.     Читаются с перечислительной интонацией.

Работа со слайдом № 6, раскрываем все вопросы.

8.Организация первичного узнавания и нахождения

 Первичное закрепление

 ( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает.)

Работа с текстом.

(Слайд № 7)

Перед вами текст, прочитайте.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, объясните друг другу .

Сверьте с текстом на экране. (Слайд № 8)

Как вы думаете, какие ещё члены предложения, помимо сказуемых, могут быть однородными ?

- Подчеркните  все  однородные члены. Обоснуйте свой выбор.

В осеннем лесу.

         Красиво было в л…су в этот ранний час. Д…ревья  и кусты оделись в яркий наряд. Ж…лтые, алые, рыжие листья украсили их кроны. С листьев ст…кали свинцовые капли р…сы. На мху, в траве уже л…жали следы осени. Остро пахло сырой землёй,  листьями. Тихо шумели, качались деревья. Из вороха старых листьев  выглядывают грибы. А вот и лесной царь - белый гри...

(Слайд № 9)

К какому выводу вы пришли? (однородными могут быть все члены предложения)

9.  Закрепление.   Давайте откроем стр. 91. в наших учебниках

Давайте ёще раз  прочитаем и запомним признаки.

Физминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

Скажите , в этом стихотворении есть однородные члены? Для чего  мы их использовали. (чтобы передать действия)

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию

10.Развитие речи  (слайд 10)

Учитель: Ребята, я хочу предложить вам такое задание:

- перед вами фрагменты сочинения ученика об осени;

- прочитайте, понравился ли вам текст, почему?

1. В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

2. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

Дети читают предложения.

-  ( В первых трёх  предложениях повторяется слово «ветер». В остальных «улетают»)

- Как это можно исправить? (Можно составить другие предложения. Мы объединим несколько предложений в одно.)

Задание выполняется по вариантам, самопроверка (слайд 11)

Учитель: Запишите получившиеся предложения.

(В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли, грачи, скворцы.)

- Лучше ли стал текст? Можно ли сказать, что предложение более грамотно. (Мы смогли выразить мысль в двух предложениях.)

- В каждом предложении подчеркните главные члены предложения.

Дети работают самостоятельно.

(слайд 12)

Совсем недавно проходил  осенний праздник, на котором вы присутствовали, кто-то в качестве участника, кто-то болельщика. Вспомните, используя однородные члены, составьте на выбор связный текст или отдельные предложения по данным фотографиям.

11. Контроль усвоения  знаний с последующей проверкой.

Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы  готовы к  проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой  теме мы посвятим  следующие уроки.

Тест (2 варианта)  Самопроверка. (слайд 13)

Проверьте, поднимите руку,  у кого нет ошибок, поставьте -  5, у кого одна ошибка -4, у кого больше – будем работать.

12.    Подведение итогов

   Рефлексия (2 мин)

- Подведем итог нашего урока.  Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? О чем вы узнали? Вам было трудно?  Давайте  сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными на уроке  задачами?»

У вас на столах лежат карточки, оцените свою работу.

Ну а сейчас в заключении  я хочу предложить послушать песню и выписать предложения с однородными членами, 1 куплет  работают девочки, второй куплет - мальчики. Проверьте, у всех ли так.

(слайд 14)

13.     Организация объяснения домашнего задания. ( 1 мин)

          -Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Домашнее задание. (слайд 15)

1.Составить план сообщения об однородных членах.

2.Задание на выбор.

  1. Выписать из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»                     5 предложений с однородными членами.

2)  Составить текст из 5 предложений о школе, используя однородные члены.

Урок закончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...