презентация "Исконно русские и заимствованные слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Хангуева Антонина Савельевна

Презентация и технологическая карта к уроку в 5 классе "Исконно русские и заимствованные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Исконно русские и заимствованные слова

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Хангуева А.С.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, исконно русские и заимствованные слова.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, школьный словарь иностранных слов, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник, рабочая тетрадь

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
  4. Открытие нового знания – 10 мин.
  5. Физминутка – 2 мин.
  6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята. Начать урок мне хотелось бы так:

Улыбнись! Даже если волнение охватит тебя                                                             На уроке в столь торжественный день, Оглянись, посмотри на гостей дорогих Поприветствуем их мы кивком головы. Разве это не стоит улыбки?             Давайте   улыбнёмся мы им и, конечно, друг другу.

- Ребята! Перед вами  лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А работать будем мы сегодня по группам

(слайд 1)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- В начале урока мы с вами решим орфографическую задачу: вспомним орфограммы. В словах,  данных на доске вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

  • Ил…юстрация          Л
  • Выб…р                       Е
  • Во…зал                      К
  • Ра…писать               С
  • Расст…лать            И
  • Рю…зак                     К
  • М…лодой                  О
  • Бюл…етень              Л
  • Крыж…вник            О
  • Лё…кий                     Г
  • Овац..я                      И
  • Т…жёлый                Я

- Итак, что такое лексикология?

- Повторим теорию  и практику изученных тем:

Вопросы на экране:             Слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию.

Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

Слова, противоположные по лексическому значению.

Практическая работа:

        «Четвёртый лишний»

Равнодушный, безразличный, бестолковый, бесчувственный

Смелый, храбрый, отважный, трусливый

Говорить, сказать, мямлить, произносить

- Вставляют буквы, определяют орфограммы и приводят примеры

Отвечают на вопросы, называя лингвистические термины

Выбирают ответы, высказывая свою точку зрения, приводят аргументы

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- Давайте посмотрим на эти слова:         На слайде  слова:

Начало - старт                                                     Конец – финиш

Вопрос: Чем эти пары слов одинаковы?  Чем они отличаются?

- Эти пары синонимы

- различаются по происхождению: исконно- русские и иноязычные

- начало и конец- антонимы

- Словарно- лексическая работа:

Исконно- искони- с незапамятных времён, изначальный, извечный, коренной                                          Искони- существующий с самого начала   (начати и коньсь- древнерусск.яз)

Старт и финиш- (англ.яз.)- иноязычные или заимствованные

Давайте сформулируем тему урока:  «Исконно русские и заимствованные слова»

 - Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, исходя из темы урока?

- узнать, как пополняется словарный состав языка

- познакомиться с исконно русскими и заимствованными словами

- научится пользоваться ими

- Какова главная цель урока?

- познакомиться с исконно русскими и заимствованными словами

Сравнивают и находят одинаковые и отличительные признаки данных слов

Понять, что словарный состав русского языка состоит не только из русских слов  

Научиться определять происхождение слов, расширить свой словарный запас.

Записывают дату и тему урока.

Формулируют тему и цели урока

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

IV. Открытие нового знания.

 

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что по происхождению  слова бывают исконно русские и заимствованные.

Откройте учебник на странице 67.

Работаем с информацией учебника:            1 группа составляет вопросы, которые помогут нам раскрыть тему

2 группа готовят ответы

1 группа:                                                        - Как пополняется словарный состав языка?                                                            - Где можно встретить нерусские слова?  - Есть ли в русском языке слова, которые не воспринимаются нами как иноязычные? И много ли их?                                                 - Можете назвать причины возникновения заимствованных слов?

2 группа:

- Словарный состав пополняется постоянно. Об этом говорит и появление новых исконно русских слов: россияне, иномарка, Евровидение

- Иноязычные слова можно встретить в телепередачах, в газетах, журналах и т.д.

- Да, есть такие, как бумага, кукла, халат, лошадь, солдат, котлета, коляска. И их составляет не менее 10%.

 – 1-ое: Между людьми разных стран возникают торговые, культурные и политические связи                                     - 2-ое: Люди заимствуют друг у друга и вещи, и предметы искусства и научные понятия

Чтение правила      стр.68

Каждое слово живое,
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы.
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья - 
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.
Немало прошло испытаний,
То смысл поменяв, то звучанье.
Слово по вкусу пришлось языку.
- Буду жить у тебя, никуда не уйду!

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова: В.Г.Белинского:

«Все народы меняются словами и занимают друг у друга»

Работают в группе с информацией учебника

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V. Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику глаз

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах, в группе, чтение диалога

Отдохнули и теперь можем поработать по новой теме:

Упр.121, стр.68 (устно)

Чтение стихотворения А.Коваль- Волка «Носите ордена» Упр.123 стр.69

Рабочая тетрадь: №19 и 18 (работа в парах с взаимопроверкой)

Работа с текстом

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Уметь работать с текстом и редактировать его.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII. Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. (слайд 13)

Подводят итог по схеме:

Я УЗНАЛ…

Я ПОНЯЛ…

Я ДОГАДАЛСЯ…

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание для вас будет творческим. Каждый из вас должен написать историю одного  заимствованного слова в русском языке. Воспользуйтесь словарём иностранных слов, а ещё лучше этимологическим словарём. Они представлены здесь на нашей выставке. Вы можете ознакомиться с ними, полистать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...