презентация "Исконно русские и заимствованные слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Презентация и технологическая карта к уроку в 5 классе "Исконно русские и заимствованные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_russkogo_yazyka_mou_korsukskaya_sosh_ehirit-bulagatskiy_rayon.rar | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Исконно русские и заимствованные слова
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учитель: Хангуева А.С.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Понятия: лексикология, исконно русские и заимствованные слова.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, школьный словарь иностранных слов, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник, рабочая тетрадь
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
- Открытие нового знания – 10 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД | |||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята. Начать урок мне хотелось бы так: Улыбнись! Даже если волнение охватит тебя На уроке в столь торжественный день, Оглянись, посмотри на гостей дорогих Поприветствуем их мы кивком головы. Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся мы им и, конечно, друг другу. - Ребята! Перед вами лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! А работать будем мы сегодня по группам (слайд 1) | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. | |||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - В начале урока мы с вами решим орфографическую задачу: вспомним орфограммы. В словах, данных на доске вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:
- Итак, что такое лексикология? - Повторим теорию и практику изученных тем: Вопросы на экране: Слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. Слова, противоположные по лексическому значению. Практическая работа: «Четвёртый лишний» Равнодушный, безразличный, бестолковый, бесчувственный Смелый, храбрый, отважный, трусливый Говорить, сказать, мямлить, произносить | - Вставляют буквы, определяют орфограммы и приводят примеры Отвечают на вопросы, называя лингвистические термины Выбирают ответы, высказывая свою точку зрения, приводят аргументы | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. | |||
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | - Давайте посмотрим на эти слова: На слайде слова: Начало - старт Конец – финиш Вопрос: Чем эти пары слов одинаковы? Чем они отличаются? - Эти пары синонимы - различаются по происхождению: исконно- русские и иноязычные - начало и конец- антонимы - Словарно- лексическая работа: Исконно- искони- с незапамятных времён, изначальный, извечный, коренной Искони- существующий с самого начала (начати и коньсь- древнерусск.яз) Старт и финиш- (англ.яз.)- иноязычные или заимствованные Давайте сформулируем тему урока: «Исконно русские и заимствованные слова» - Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, исходя из темы урока? - узнать, как пополняется словарный состав языка - познакомиться с исконно русскими и заимствованными словами - научится пользоваться ими - Какова главная цель урока? - познакомиться с исконно русскими и заимствованными словами | Сравнивают и находят одинаковые и отличительные признаки данных слов Понять, что словарный состав русского языка состоит не только из русских слов Научиться определять происхождение слов, расширить свой словарный запас. Записывают дату и тему урока. Формулируют тему и цели урока | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. | |||
IV. Открытие нового знания. |
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что по происхождению слова бывают исконно русские и заимствованные. Откройте учебник на странице 67. Работаем с информацией учебника: 1 группа составляет вопросы, которые помогут нам раскрыть тему 2 группа готовят ответы 1 группа: - Как пополняется словарный состав языка? - Где можно встретить нерусские слова? - Есть ли в русском языке слова, которые не воспринимаются нами как иноязычные? И много ли их? - Можете назвать причины возникновения заимствованных слов? 2 группа: - Словарный состав пополняется постоянно. Об этом говорит и появление новых исконно русских слов: россияне, иномарка, Евровидение - Иноязычные слова можно встретить в телепередачах, в газетах, журналах и т.д. - Да, есть такие, как бумага, кукла, халат, лошадь, солдат, котлета, коляска. И их составляет не менее 10%. – 1-ое: Между людьми разных стран возникают торговые, культурные и политические связи - 2-ое: Люди заимствуют друг у друга и вещи, и предметы искусства и научные понятия Чтение правила стр.68 Каждое слово живое, А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова: В.Г.Белинского: «Все народы меняются словами и занимают друг у друга» | Работают в группе с информацией учебника | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. | |||
V. Физминутка. | Включаем видео. | Выполняют гимнастику глаз | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. | |||
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа в парах, в группе, чтение диалога | Отдохнули и теперь можем поработать по новой теме: Упр.121, стр.68 (устно) Чтение стихотворения А.Коваль- Волка «Носите ордена» Упр.123 стр.69 Рабочая тетрадь: №19 и 18 (работа в парах с взаимопроверкой) Работа с текстом | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Уметь работать с текстом и редактировать его. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. | ||||
VII. Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. (слайд 13) | Подводят итог по схеме: Я УЗНАЛ… Я ПОНЯЛ… Я ДОГАДАЛСЯ… | ||||
VIII. Домашнее задание. | Домашнее задание для вас будет творческим. Каждый из вас должен написать историю одного заимствованного слова в русском языке. Воспользуйтесь словарём иностранных слов, а ещё лучше этимологическим словарём. Они представлены здесь на нашей выставке. Вы можете ознакомиться с ними, полистать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова
Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....
Урок русского языка в 6 классе "Исконно русские и заимствованные слова"
Презентация к уроку...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"
Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать учащихся. Даётся занимательная викто...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"
Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать учащихся. Даётся занимательная викто...
Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»
Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...