Урок "Культура речи"
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Цель: создание условий для осмысления понятия «Культура речи».
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
- формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения в активную деятельность;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и языкам других народов.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД:
- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
предметных результатов:
- формировать понятия о культуре речи, нормах языка,
- формировать умения исправлять орфоэпические, лексические ошибки,
- совершенствовать речевую культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka_kultura_rechi_i_norma_yazyka_tihonova_o.v.docx | 46.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10 классе
«Культура речи и нормы языка»
Тихонова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 32 «Эврика-развитие» г.Волжского Волгоградской обл.
Цель: создание условий для осмысления понятия «Культура речи».
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
- формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения в активную деятельность;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и языкам других народов.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД:
- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
предметных результатов:
- формировать понятия о культуре речи, нормах языка,
- формировать умения исправлять орфоэпические, лексические ошибки,
- совершенствовать речевую культуру учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, словари, презентация к уроку, раздаточный материал, «Дерево настроения».
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Послушайте легенду.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...
– Что принес Эзоп? Прав ли он?
( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)
2. Работа с эпиграфом. Формулировка темы, цели урока.
«Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)
- Запишите тему урока, эпиграф.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.
- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
- Итогом нашего урока станет таблица, которую мы с вами постепенно будем заполнять.
«Речь культурного человека должна быть»
3. Работа в парах.
А) - У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
баловать апостроф средства феномен заняла занята жалюзи сформированный бледна обеспечение осведомиться подростковый перенявший жестка убывший принудить благовест гражданство завидно исчерпать нефтепровод |
- самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)
- баловАть
- апострОф
- срЕдства
- фенОмен
- занялА
- занятА
- жалюзИ
- сформирОванный
- бледнА
- обеспЕчение
- освЕдомиться
- подрОстковый
- перенЯвший
- жесткА
- убЫвший
- принУдить
- блАговест
- граждАнство
- завИдно
- исчЕрпать
- нефтепровОд
- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
- Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
- Внесите в таблицу.
Б) - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
- Как называются такие слова? (паронимы)
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Точность, понятность)
- Внесите в таблицу.
4. Работа с текстом.
- На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — „...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- Как красиво сказано…
- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группах. На партах у вас лежат карточки. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится.
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это … утро. |
- Выберете одного выступающего от группы.
- А хотите услышать оригинал? Сравним?
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро.
- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
- Внесите в таблицу.
5. Эксперимент.
- А сейчас проведём эксперимент. Прослушайте текст. (чтение по ролям)
Встреча двух друзей:
- Здорово, чувак! Как житуха?
- Здорово, чел! Всё путём! Зависнуть хочу вечером, родаки баблусиков подкинули! Шоколад!
- Всем ли понятно, о чём идёт речь?
- Группе ребят было дано задание, провести эксперимент. Аналогичные тексты были прочитаны ими пожилым людям. И вот результат.
(Выступление группы, представление результатов)
- Можно ли назвать такую речь культурной? Почему?
(Чрезмерное и неуместное употребление сленговых, жаргонных выражений)
- А что такое сленг? Жаргон?
- К сожалению, современного подростка сложно представить совсем без сленга. Употребление таких слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению. Но именно из-за этого русский язык теряет свою красоту. Поэтому, чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно, необходимо следить за чистотой речи.
- Какой вывод можем сделать?
(Важной составляющей хорошей речи является чистота)
- Итак, как выглядит наша таблица?
6. Работа со словарями.
- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.
«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»
- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».
- Что же такое нормы литературного языка?
(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка)
7. Творческая работа.
- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.
«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)
(Один-два человека зачитывают свои работы)
8. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи. Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык! Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.
- Пришло время подвести итоги. Те, кто считает, что с пользой провёл время, украсьте наше «Дерево настроения» розовыми сердечками. Те, кто считает, что не вынес для себя ничего нового, всё это знал – зелёными листочками, кто считает, что напрасно потратил своё время – голубыми облачками.
Чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения Ивана Бунина «СЛОВО».
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...