Урок русского языка в 6 классе "Описание интерьера".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе "Описание интерьера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_opisanie_interera.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на тему: «Подготовка к сочинению-описанию интерьера по личным впечатлениям».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями построения текста описательного характера.
- Подготовить учеников к самостоятельной работе над сочинением.
Ход урока.
Сегодня мы познакомимся с особенностями построения текста описательного характера и подготовимся к сочинению-описанию интерьера по личным впечатлениям.
- Что такое интерьер?
( Один ученик узнавал лексическое значение в толковом словаре).
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
- Итак, интерьер – это внутреннее пространство помещения.
Анализ образцов.
Текст № 1.
Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.
- В этом тексте описывается каморка (именно каморка, а не комната) Герасима. Тургенев показывает, что в ней живёт одарённый необычайной силой человек. В каморке у героя Тургенева есть только кровать, сундук, стол, стул, но кровать у него «из дубовых досок», «истинно богатырская кровать», сундук «дюжий», стул «прочный и приземистый».
Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима-человека.
- Какое это описание? (Художественное).
- А как называется описание, дающее максимально точную информацию о размерах помещения, об освещённости, о типе мебели, о расположении этой мебели. ( Деловое описание).
Текст № 2.
В кабинете просто и скромно. Посредине комнаты - простой письменный стол из красного дерева с бумагами и книгами. На столе - старинный подсвечник, в металлическом стакане – гусиные перья, чернильница, песочница. Рядом большое мягкое кресло с высокой спинкой (подарок тверских друзей). Возле кресла скамеечка для ног, подаренная А.П. Керн. В углу находится белый изразцовый камин. На камине - табакерка, шкатулка, расшитая бисером, небольшая чугунная фигурка Наполеона. У стены – старинный диван (канапь). Над диваном – портрет Байрона, ниже на цепочке висит рог. На противоположной стороне – подвесная полка с книгами. Ниже стоит тяжелая железная трость (весом полпуда), которую Пушкин использовал для укрепления руки. На полу – большой ковер, почти во всю комнату.
- Интерьер кабинета А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта.
Игра. 9 человек получают карточку с термином, который должны определить по лексическому значению.
Разговор- ный. | Научный. | Художественный. |
Повество- вание. | Рассужде- ние. | Описание. |
Олицетво-рение. | Метафора. | Эпитет. |
1.Каким стилем речи мы пользуемся, когда мы делимся с кем-нибудь своими мыслями, чувствами?
( Разговорным).
2.В каком стиле сообщаем научные сведения, объясняем факты?
( Научном).
3.Если рисуем словами какую-то картину, то пользуемся … стилем.
( Художественным).
4. Связный рассказ о каких-нибудь событиях.
( Повествование).
5.Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
( Рассуждение).
6.Тип речи, в котором передаётся общее впечатление от предмета и раскрываются его признаки.
( Описание).
7.Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
( Олицетворение).
8. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
( Метафора).
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными.
( Эпитет).
Вывод:
Стили речи: - художественный
- научный
- разговорный.
Типы речи: - повествование
- описание
- рассуждение.
Тропы (изобразительно-выразительные средства): - метафоры
- эпитеты
- олицетворение.
Работа над описанием как типом речи.
- Какие части мы можем выделить в сочинении-описании?
1. Общее впечатление от помещения.
2. Основные признаки.
3. Отношение к описанию интерьера.
- Для чего вводится в текст описание помещения?
( Описание помещения вводится для того, чтобы передать настроение автора, его отношение к описываемому интерьеру, раскрыть характер хозяина вещей).
Уточнение темы и замысла сочинения.
Многое в описании зависит от той позиции, с которой описывается комната. Например, по-разному выглядит комната утром, когда только что встали его обитатели, и днём, когда никого нет, когда комнату освещает солнце и когда - электрический свет, в будни и в праздничные дни; по-разному будет выглядеть комната, если смотреть на неё из коридора или так, как будто вы заглядываете в неё с улицы, с балкона.
Итак, тема нашего сочинения «Комната, в которой я живу».
Подходы к раскрытию темы.
- Обыкновенная, как у многих.
- Уютная, особенно по вечерам (когда идёт дождь).
- Особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко).
- Хорошо приспособлена для занятий.
Лексическая работа.
Чтобы ваше сочинение могло заинтересовать читателей, постарайтесь избежать речевых ошибок и недочётов и сделать ваше сочинение ярким, образным, красивым.
Прочитайте текст.
На всех стенах класса висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие украшения. Над доской висит яркий плакат «С Новым годом!».
Между окнами висят весёлые рисунки. На окнах тоже рисунки, нарисованные яркими красками.
- Найдите речевые ошибки. Отредактируйте данный текст.
-Что помогает нам избежать повторов? (Синонимы.)
Подберите и запишите синонимы к слову «стоять». (Располагается, находится, помещается).
- Правильно, также можно использовать при написании сочинения такие выражения, как «бросается в глаза», «нельзя не заметить», «место в углу занимает».
Обсуждение возможного начала.
- Как можно начать своё сочинение?
1. Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю её каждый день…
2. У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы в комнате у нас всегда было всё чисто прибрано…
3. Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку.
Вначале я вижу большое, во всю стену окно…
Языковые средства для описания комнаты.
«Переходные» мостики:
- в комнате тесно от обилия вещей,
- комната заставлена,
- мебели в комнате немного,
- придают комнате уют.
Слова, указывающие на местонахождение.
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(По) средине, в центр…, рядом с, возле, в углу, (с)прав… от, между окнами, напротив, вокруг стола, у противоположной стены.
Работа по определению жанра будущего сочинения.
Посмотрите инсценировку, подготовленную одноклассниками.
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,
- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
- Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
- Какой это вид художественного произведения (жанр)?
(Это фантастический рассказ).
- Какая мысль лежит в основе сценки?
- Что такое фантастика? (Вымысел).
- А какой ещё жанр художественных произведений основывается на вымысле, рассказе о необычных событиях? (Сказка).
- Можно ли сказать, что фантастический рассказ и сказка – одно и то же? (Нет, потому что сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил, а рассказ – событие в жизни человека).
-Верно, действительно, рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека; сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.
Итог.
Предыдущей работой мы ответили на вопросы, что мы будем делать (описывать комнату), зачем мы станем это делать (чтобы передать свои мысли, чувства, показать характер хозяина вещей), как мы будем это писать (в жанре рассказа, фантастического рассказа, сказки).
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение «Комната, в которой я живу».
(Смотрите памятку «Как совершенствовать написанное» в учебнике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема:"Интерьер"
Данный урок представляет собой занятие по развитию речи, на котором учащиеся знакомятся с понятием "интерьер", "виды интерьера", учатся описывать интерьер помещения. К уроку прилагается презентация....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...