Урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: «Диалог».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: традиционный с элементами творческой мастерской.
Цель урока: дать понятие о диалоге, правилах его оформления на письме и отработать диалогические умения в определённых речевых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС ООО.
Учитель: Власевская Наталья Викторовна
МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный».
Тема: «Диалог».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: традиционный с элементами творческой мастерской.
Цель урока: дать понятие о диалоге, правилах его оформления на письме и отработать диалогические умения в определённых речевых ситуациях.
Планируемые результаты.
Предметные:
- отрабатывать некоторые известные обучающимся орфографические и пунктуационные навыки письма;
- формировать умение правильно строить диалог;
- научиться правильно использовать знаки препинания при оформлении диалога.
- научиться различать предложения с прямой речью и диалогической речью.
Метапредметные:
- расширять словарный запас обучающихся;
- развивать творческие и мыслительные способности обучающихся;
- отработка навыков выразительной коммуникации в процессе диалогической речи.
Воспитательные:
- формирование эстетического чувства и наслаждения;
- отработка умений работать в паре для достижения общей цели;
- прививать культуру общения и навыки речевого этикета;
Оборудование: учебник, проектор, реквизиты кукольного театра.
Ход урока
- Организационный момент.
Цель его – помочь пятиклассникам эмоционально настроиться на
учебную деятельность. Этому способствует слово учителя.
- Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок: мы совершим путешествие в Страну сказочных героев и вместе с ними поселимся в Сказочном лесу, но не где-нибудь под кустом (хотя в сказках это тоже не возбраняется), а в самом настоящем Теремке. Вот он перед вами.
[Демонстрируется заранее изготовленный Теремок].
- Проверка домашнего задания.
- К сегодняшнему уроку я просила вас написать письмо сказочному герою по всем правилам, предъявляемым к эпистолярному жанру.
А что означает слово «эпистола»?
Словарная работа.
Эпистола, - ы, ж. [лат. epistola] - письмо, послание.
Эпистолярный, -ая, ое – свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем].
Давайте послушаем несколько работ.
1. Письмо в сказку.
Дорогой Колобок!
Мне нравится твоя сказка. Особенно то, как тебя катали по сусекам. Тебя
так долго делали!
Мне понравилось, как ты убежал от дедушки и бабушки. Понравилась
твоя песенка: «Я от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от волка ушёл, и от
медведя ушёл, и от зайца ушёл, и от тебя, лиса, уйду!»
А она тебя обманула. Подманила к носу и съела.
Пришли, Колобок, мне теста, я тебя снова слеплю.
Твой друг Иван Гайдуков.
2. Письмо в сказку.
Здравствуй, тигрёнок Бим!
Я очень люблю всех сказочных героев, но ты мне нравишься больше всех, потому что ты смелый и добрый. Я бы очень хотела участвовать с тобой в твоих приключениях, но ты сказочный герой, а я не могу пройти в сказку!
Желаю тебе оставаться таким же смелым и добрым.
До свидания. Карина Скрыпник.
- Спасибо, ребята, за ваши замечательные письма. Думаю, вашим
адресатам они понравятся.
Все остальные написанные вами письма мы, несомненно, отошлём по нужным адресам. А сейчас давайте поможем героям сказки Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все»: Винни-Пуху, Пятачку, Кролику, Сове и ослику Иа-Иа – прочесть записку Кристофера Робина.
Текст послания перед вами. (на проекторе)
- Актуализация опорных знаний.
УШОЛ
ЩАСВИРНУС
ЗАНИТ
СЩАСВИРНУС К.Р.
- – Давайте исправим ошибки и придадим записке надлежащий вид.
[Я ушёл. Сейчас вернусь. К.Р.]
- - Мы помним, что Кристофер Робин еще только «обалдевает» знаниями (как говорил ослик Иа-Иа). Но мы с вами ученики «со стажем», поэтому вот вам еще одно задание.
Нужно вставить пропущенные орфограммы в куплет одной из песенок Винни и объяснить их.
З…гадоч(?)ный шум.
Опять ничего (не) могу я п…нять,
…пилки м…и в бе…п…ря…ке.
Везде и п..всюду, опять и опять
Меня …окружают з…га…ки.
(Взаимопроверка)
- Работа по теме урока.
[Раздается стук].
- Ой, кто это стучится в дверь нашего Теремка?
[ Из – за Теремка появляются куклы. Это Лиса и Волк. Куклы надеваются на руки заранее подготовленными учениками – старшеклассникам, которые далее играют роль героев].
Волк.
Лисавета, здравствуй!
Лиса.
Как дела, зубастый?
Волк.
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса.
Теремок?
Волк.
Он не низок, не высок.
Лиса.
Не высок?
Волк.
Мышь – норушка
Там зерно толчёт,
А лягушка пироги печёт,
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух,-
Ощипать бы только пух.
Лиса.
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк.
Да и мне поесть охота,-
Только заперты ворота…
Да еще весь 5-ый Б
Там уселся на трубе.
Лиса.
Что ж ты сразу не сказал,
Что здесь народу целый зал?
Лучше в лес я убегу
и оттуда ни гу-гу.
V. Постановка проблемы.
- – Что мы услышали в этом отрывке из сказки С.Я. Маршака «Теремок»? [Конец отрывка учитель позволил себе изменить]
- Правильно, мы услышали разговор. Сколько героев ведут разговор?
- Сколько диалогов в этом разговоре?
- Ребята, а почему мы не дали однозначного ответа?
- Оказывается, ребята, разговор двух или нескольких лиц имеет своё название и определенным образом оформляется на письме. Чтобы это узнать, давайте обратимся к учебнику.
- Ознакомление с теоретическим материалом по учебнику. (§ 49)
- Словарная работа.
Диалог, а, м. [гр. dialogos] – разговор между двумя или несколькими лицами.
- – Таким образом, диалог-это разновидность прямой речи. В чём же их отличие?
[ Обучающиеся самостоятельно делают вывод]
- Следовательно, какова тема нашего урока? (Диалог).
- Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать в этой теме?
- Что нам надо научиться делать, когда мы говорим о диалоге?
(Предполагаемые ответы детей: правильно строить предложения в разговоре, определять знаки препинания, не кричать, слушать друг друга и т.д.).
Таким образом, основная цель нашего урока: дать правильное определение диалога, разобраться в пунктуации и научиться вежливо и культурно вести диалог.
- – Запишем такой диалог на доске и в тетрадях.
- А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса.
-Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, - ответила Серая Шейка.
[ Обращаем внимание на то, из какого произведения какого автора этот диалог и кто автор произведения. (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»); на пунктуацию при диалоге, при обращении и при слове «пожалуйста», на слова из «словаря» вежливого человека]
VI. Здоровьесберегающий момент.
- А сейчас сделаем маленький перерыв и познакомим наших сказочных героев с точечной гимнастикой для глаз по китайской методике.
[ Во время упражнений, которых всего 4, счет идет последовательно на трех языках: русском, английском и китайском.
Лиса и Волк выполняют упражнения].
VII. Закрепление изученного материала (+ развитие речи).
- Составление в парах диалогов от лица героев сказок, то есть с элементом перевоплощения. (заслушиваем 2-3 диалога.)
2. Оцениваем себя по листу самооценки. Критерии:
- правильность построения фраз;
- правильно использование знаков препинания при оформлении диалога.
- степень эмоционального сопровождения высказываний.
VIII. Рефлексия:
- содержательная
- Чей диалог вам понравился больше?
- Что важно запомнить при оформлении диалога?
- деятельностная
Обучающиеся продолжают фразу: «На уроке я понял, как…. Разобрался в….. Научился…..».
IX. Домашнее задание на выбор:
- § 49. Выписать диалог сказочных героев из любой сказки.
- Составить диалог (В библиотеке, в театре, в музее).
X. Обобщение по уроку. Оценки.
- В качестве обобщения звучит стихотворение, написанное к этому уроку учителем.
Вот подошел к концу урок.
Мы подведем ему итог.
Узнаем мы, что диалог
Есть дело не простое.
Ведут его между собой,
Как минимум, здесь двое.
При оформлении на письме
Есть правило такое:
Тире поставить мы должны
Пред репликой героя.
И как при речи при прямой
Мы соблюдём все знаки,
И лишь кавычки не нужны
Для этой нам задачи.
- Появляются Лиса и Волк, которые раздают оценки обучающимся за урок, согласовав их с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
Доклад "Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит г...
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.
Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....