Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся интереса к данному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavim_tebya_russkiy_yazyk.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 им. А.С. Пушкина
Ст. Каневская Краснодарского края
Сценарий турнира знатоков русского языка
для учащихся 8 классов.
Славим тебя, русский язык!
Провела: Удод Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Ст. Каневская
2016 год
Оформление мероприятия:
- «Богатство языка есть богатство мыслей».
Н.В.Карамзин
- «И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!»
Анна Ахматова
- «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».
М.Горький
- Пословицы и поговорки: Слово пуще стрелы разит. Слово горы ворочает. От доброго слова язык не отсохнет. Ласковым словом и камень растопишь. Не бросай слов на ветер. Что написано пером, не вырубишь топором. Пустые речи и слушать неча.
- Выставка книг о языке «Народа русского язык прекрасный».
Цитаты к выставке:
- «Я люблю свой родной язык!
Он подобен правде самой» (А.Яшин)
- «…Великий, правдивый и свободный русский язык!»
- Кроссворд по русскому языку.
- Презентация.
Ход мероприятия.
Для проведения турнира выбираются две команды. Ответы оцениваются по 5-ти бальной системе.
Вступительное слово библиотекаря:
21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка.
Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Ведь языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.
Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень важная задача. В революционной России 1917 года насчитывалось 193 языка — на момент распада СССР только 40. Ежегодно исчезало около двух языков…
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило по меньшей мере 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро.
С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиваться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете, для современного мира «не существует».
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать.
Анна Ахматова написала в своём стихотворении: «И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово». Давайте же будем следовать этому её пожеланию.
Послушайте стихотворение В.Шефнера «Слова»:
Ученик:
Много слов на земле.
Есть слова – словно раны
Слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу –
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Команды выполняют разные задания, связанные со знанием русского языка:
Работа со словарём, чтение сценки по лицам, задания письменные, загадки, шуточные вопросы, разгадывание кроссворда.
Разминка команд.
Ведущий (обращается к первой команде): В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове: Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём - то говорить и даже думать, надо его как – то называть, именовать. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег». Такими словами – этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира…
Есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки – имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова – организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.
Вопрос: Какие слова являются организаторами связной речи? Без них не будет связи слов в предложении (ответ: это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы).
Ведущий (обращается ко второй команде): Заспорили ребята. Сергей говорит: - Трудно тебя понять, Игорь! Мы вчера с тобой говорили по телефону, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту каша!
Обиделся Игорь:
- Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь - что? Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь!
Вопрос: Как вы думаете, кто прав? Какая речь важнее: устная или письменная? Почему вы так считаете? (ответ: важнее, конечно, устная речь: сначала люди пользовались только ею. И теперь мы говорим и слушаем больше, чем, читаем и пишем. Сначала учимся говорить, а потом читать. Однако, грамотным, культурным мы признаём того человека, который не только правильно и выразительно говорит, но и красиво, без ошибок пишет).
Задания командам:
- Работа со словарём.
Инсценировка отрывков из художественных произведений. По толковому словарю найти объяснение непонятных слов. От команды – 3 человека (по количеству персонажей).
1-ая команда: СЦЕНКА в 3-х лицах. Отрывок из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».
- Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
- Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
- Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Митрофан: Дверь, котора дверь?
- Правдин: Вот эта.
- Митрофан: Эта? Прилагательна.
- Правдин: Почему же?
- Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит, ещё не повешена: так та покамест существительна.
- Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
- Митрофан: И ведомо.
Сценка для 2 команды: СЦЕНКА в 3 лицах «Скажи-ка, дядя…»
- Мальчик (высокомерно): Когда я, Том Сойер, беру слово, оно означает как раз то, что я хочу: не больше и не меньше.
- Девочка 1: Уважаемый Том Сойер! Если Вы так хорошо разбираетесь в значениях слов, не хотите ли поучаствовать в игре? Мы сейчас проведём конкурс под названием «Скажи-ка, дядя…». Пеппи прочитает стихотворение, а вы объясните нам все непонятные слова.
- Мальчик (самодовольно): Для меня это пара пустяков.
- Девочка 2 (читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»):
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
- Мальчик: Что же, хватит для начала. Здесь трудных слов достаточно.
- Девочка 1: Хорошо. Что такое «лафет»?
- Мальчик: «Лафет» - от слова «лафа». Очень приятная, понимаете ли, вещь. Мягкая, уютная.
- Девочка 1: Вы уверены?
- Мальчик: Но вы же сами слышали: «Прилёг вздремнуть я у лафета…» Значит, там тепло, удобно, мягко.
- Девочки: А что такое, по- вашему, «бивак»?
- Мальчик: Очень просто: «бивак» - от слова бить. Это место, где все дерутся.
2. Девочка 1:Так ли?
- Мальчик: Но там же ясно сказано: «весь избитый». Как раз на «биваке».
- Девочка 1: А что же в таком случае, называется словом «кивер»?
- Мальчик (назидательно): Не «кивер», а «киви». Это такой фрукт или птица.
- Девочка 1: Сами вы фрукт или птица. «Кивер» здесь ни при чём. И остальные слова, мне кажется, объяснены неправильно. Наверное, надо обратиться к словарю. Только к какому?
Задание командам: К какому словарю надо обратиться, чтобы узнать значения непонятных слов? (толковому)
1-й команде: найти по словарю значения слов «грамматика», «бивак» (зачитать)
2 – команде: найти по словарю значения слов «кивер», «лафет» (зачитать)
Задание 1: (по 1 человеку от команды)
1. Поставьте ударение в словах:
а) Повторим, алфавит, ворота, звонит
б) Добыча, документы, квартал, столяр
2. Неправильное написание искажает смысл:
а) Мальчик пол…скал собаку. Огромные в…лы швыряли нашу лодку.
б) Все спустились с горы, а Витя всё сл…зал. Мама отв…рила дверь.
3. Слова – палиндромы. Они одинаково читаются и с начала, и с конца.
а) п - - - п (потоп)
д - - - д (доход)
к - - - к (казак)
б) ш - - - ш (шалаш)
з - - - з (заказ)
т - - - т (топот)
3. Шуточные вопросы для зрителей:
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слова)
- Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (есть, если их держать «вверх ногами»)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как «дважды два»)
Какое языковое явление «спрятано» в вопросах – шутках?
Дайте правильные ответы на вопросы (слово имеет несколько значений):
- Какой бор никогда не имеет листвы? (химический элемент; бурильный)
- Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (швейную)
- Всякие ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог, как повод к чему – либо, побуждение к действию; наречие – местный говор, диалект, язык какой – то группы населения (деревни, города)
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (пример: торговая точка; поставить точку в каком – то деле)
- Всякий ли пар способен подниматься кверху? (выражение «на всех парах» (очень быстро)
- Всякие ли ноты предназначаются для музыкантов? (нота – письменное обращение правительства одного государства к другому)
- Может ли коромысло летать? («дым коромыслом» - шум, гам, беспорядок; «разноцветное коромысло над рекой повисло»)
- У каких башмаков не бывает каблуков? («башмак» на рельсы для торможения вагонов)
4. Отгадайте загадки:
Как называются слова – близнецы в языке? (омонимы – пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение)
- Я – всё то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир)
2. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
- Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (Прохлада)
- Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… (Тишина)
Анаграммы – загадки. Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
- Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (Карп - парк)
2. В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дёргаться щека. (Кит - тик)
- По мне движется к сердцу кровь.
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (Вена - Нева)
- Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос – сосна)
- Письменные задания. Почему эти строчки из школьных сочинений вызывают смех?
Запишите предложения правильно.
1 команде:
1. Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток).
2. У щенка на макушке торчали уши и пушистый хвостик (У щенка пушистый хвостик, а на макушке торчат уши).
2-й команде:
1. В пустыне многие животные бросаются в спячку (В пустыне многие животные залегают в спячку).
2. Он стоял и лязгал глазами (Он стоял и сверкал глазами).
В этих предложениях нарушены правила сочетания слов.
Подобрать синонимы к словам: Для примера: старый – дряхлый. 1 команде: Большой – громадный; Быстрый – скорый; Горячий – жаркий; Знаменитый – известный; Неуклюжий – неповоротливый; Основной – главный; Правдивый – честный.
2 команде: Прочный – крепкий; Радостный – весёлый; Смелый – храбрый; Спелый – зрелый; Таинственный – загадочный; Полный – толстый; Смирный – спокойный.
Анаграммы – это слова, полученные от перестановки букв в исходном слове.
Пример: лапша – шпала. Каждая команда записывает по 4 слова. Даётся время (5 минут). За это время они должны получить ещё 4 слова.
1 команда: Актёр – катер; Крона – норка; Парк – карп; Ракета – карета.
2 команда: Сокол – колос; Сосна – насос; Топор – ропот; Тушка – шутка.
- Устные задания для болельщиков
- Раскройте смысл крылатых выражений: Рукой подать (близко). В час по чайной ложке (медленно). Морочить голову (обманывать). Во весь дух (быстро). Засучив рукава (хорошо работать). Спустя рукава (плохо работать). Прикусить язык (замолчать). Ни пуха ни пера (пожелать удачи).
Скажите одним словом – существительным. Например, храбрый человек (храбрец). Добрый человек (добряк). Болтливый человек (болтун). Ленивый человек (лентяй). Мудрый человек (мудрец). Богатый человек (богач). Грубый человек (грубиян). Сильный человек (силач). Весёлый человек (весельчак)
Какими частями речи являются слова:
1 команде:
- Два – числительное
- Двойка – существительное
- Вдвоём – наречие
- Двоякий - прилагательное
2 команде:
1. Двойной – прилагательное
2. Удвоить – глагол
3. Двое – числительное
4. Дважды – наречие
7 задание
Образуйте существительные из прилагательных.
1 команда
Для примера, суровый – суровость. Новый – новость; Сосновый – сосна; Полный – полнота; Чёрный – чернота; Мёрзлый – мерзлота; Красный – краснота.
2 команда
Образуйте существительное из глаголов. Для примера, знать – знание. 1 команде: Сиять – сияние; Гулять – гуляние; Палить – пальба. 2 команде: Молотить – молотьба; Хвалить – хвальба; Молить – мольба
7 задание. Кроссворд по русскому языку.
По горизонтали:
1. Из каких небольших частей состоит слово?
2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
3. Какой член предложения отвечает на вопрос: Кто? Что? И обозначает предмет?
4. Из чего состоит наша речь?
5. Из каких небольших частей состоит предложение?
6. Какая часть слова пишется перед корнем?
7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
9. Что обозначает имя существительное?
10. Бывает устная, а бывает и письменная.
11. Какая часть речи обозначает действие предмета?
12. Как называется часть слова, от которой образуются новые слова?
13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
14. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
15. Какой частью речи бывает выражен член предложения, обозначающий действие предмета?
По вертикали: существительное.
1. С Л О Г
2. У Д А Р Е Н И Е
3. П О Д Л Е Ж А Щ Е Е
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
5. С Л О В О
6. П Р И С Т А В К А
7. Б У К В А
8. С У Ф Ф И К С
9. П Р Е Д М Е Т
10. Р Е Ч Ь
11. Г Л А Г О Л
12. К О Р Е Н Ь
13. О К О Н Ч А Н И Е
14. П Р Е Д Л О Г
15. С К А З У Е М О Е
Задание для болельщиков: «Составить пословицы»: 1. Коса – камень (Нашла коса на камень). 2. Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма). 3 Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой). 4. Синица – журавль (Лучше синица в руках, чем журавль в небе). 5. Руки – скуки (Не сиди сложа руки, так не будет и скуки). 6. Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). 7. Дело – потеха (Делу время, потехе час). 8. Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)
Заключительная часть.
Библиотекарь:
- Воспитанный человек выбросит из своего лексикона все плохие слова и почаще будет произносить слова добрые. Так скажите друг другу несколько добрых слов (здравствуйте, добрый день, пожалуйста, спасибо, будьте добры, будьте здоровы, будьте счастливы и др.)
Подведение итогов. Победившей команде присваивается звание «Знатоки русского языка».
Ученик:
Стихотворение В.Шефнера «Устная речь».
Это так, а не иначе
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
а) Повторим, алфавит, ворота, звонит
-______________________________________
б) Добыча, документы, квартал, столяр
________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Презентация к уроку английского языка «Турнир знатоков английского языка» , 2 класс, к учебнику Кузовлева В.П. «English».
Цель презентации – повторение в игровой форме изученной лексики и грамматических явлений....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...