Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на пленарное совещание | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модернизация технологий и содержания образования с учетом
Концепции преподавания русского языка»
9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы. Она очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них. Вместе с Концепцией математического образования, принятой ранее, она составит важный базовый фундамент российского образования.
Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Содержание учебного предмета «Русский язык» не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Об этом свидетельствует тот факт, что выпускники испытывают значительные трудности в ходе выполнения заданий ГИА, требующих развёрнутого ответа, что отражается на результатах. Концепция предлагает овладение теоретическими знаниями с одновременным применением их в практической деятельности.
Для того, чтобы в полной мере были решены поставленные цели Концепции нам необходимо
- изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Повысить роль самостоятельной работы учащихся.
- обеспечить базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационно-коммуникационных технологий, введение которых связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении школьных предметов.
С 2018 года Государственная итоговая аттестация по учебному предмету будет включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью. Апробация данных форм экзамена уже была проведена в 2016-2017 г. в некоторых регионах. Учителя русского языка и литературы нашего района в курсе всех инноваций, происходящих в сфере отечественного образования. Уже в прошедшем учебном году мы обсуждали проекты изменения проведения ГИА по русскому языку, то есть введение устной части в 9-х классах.
Подготовку к этой форме экзамена необходимо начинать заранее, так как уже первое задание (чтение небольшого текста) может вызвать затруднения у отдельной категории учащихся. В настоящее время у школьников не сформирована заинтересованность в освоении значительного объёма произведений русской и мировой литературы, значительно снижена мотивация к чтению, вследствие чего преобладающей становится имитационная читательская деятельность. Поэтому мы согласны с авторами концепции в том, что необходимо усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, способности осмысленно воспринимать художественный текст, результатом чего является смысловое чтение, способствующее успешному выполнению устной части ОГЭ.
На сегодняшний день мы решаем эти задачи, используя разные формы организации образовательного процесса: это и активные формы уроков (урок – исследование, урок – конференция, урок - защита проектов), и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе; и методы и приемы работы, активизирующие деятельность учащихся; и выполнение учащимися исследовательских заданий, творческих работ; и система дополнительного образования школьников, когда учащиеся решают нестандартные задачи.
Усиление работы с текстом, лингвосмысловой анализ как приём работы с текстовым материалом, комплексный анализ с учётом единства формы и содержания на уроках русского языка является одной из первоочередных задач, стоящих перед нами, преподавателями русского языка и литературы. Очень важным, на мой взгляд, является тот факт, что реализация Концепции обеспечивает единство и целостность русского языка и литературы, что, несомненно, скажется на результатах итоговой аттестации.
Таким образом, реализация Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования, задавая те направления, в соответствии с которыми учитель должен двигаться. Она может послужить ориентиром, направленным на повышение качества преподавания таких важных предметов, как русский язык и литература.
Для того, чтобы учащиеся сдавали ГИА на высоком уровне считаем необходимым обеспечить:
- формирование адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Хочу отметить, что благодаря совместной работе Управления образования района, районного и школьных методических объединений учителей русского языка и литературы, Тахтамукайский район уже несколько лет показывает высокие результаты итоговой аттестации учащихся по русскому языку.
На примере нашей школы можно сказать, что этому способствовала не только систематическая подготовка учащихся 9-11 классов к сдаче экзаменов, но и разнообразие форм и методов модернизации технологий и содержания образования с учетом концепции преподавания русского языка. Широко используется мониторинг, технологические системы управления самостоятельной работой школьников, а также система коррекции знаний обучающихся. Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности, состоянии уровня развития учащихся и состоянии успеваемости, качестве знаний, умений и навыков, анализ конечных результатов функционирования школы.. Это стало возможным с появлением новых образовательных технологий.
МБОУ «СШ 25» славится своими учениками. В этом году из 22 выпускников школы 90 и более баллов набрали 3 ученика, больше 80 баллов – 6 учащихся Считаю, что это результат слаженной работы Управления образования, районного и школьного методического объединения.
Для школы качество образования напрямую связано с успехом её выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция школьного филологического образования: пути совершенствования изучения и преподавания русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства
Доклад на методическом объединии учителей русского языка и литературы...
План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в МОБУ СОШ с.Ермекеево в 2017 году.
Данная информация содержит перечень мероприятий по реалиации Концепции преподавания русского языка и литературы в средней школе....
Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы
Доклад для выступленияна РМО учителей русского языка и литературы...
«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...
Опыт и перспективы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы
quot;Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не ...
Обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы – одна из главных задач Концепции преподавания русского языка и литературы.
Выступление на районной педагогической конференции....
Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»
Мир меняется. Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...