Карточки по теме «Cоюз» (7 класс)
тренажёр по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Карточки по теме «Cоюз»
7 класс
17. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст.
ФИЛЬКИНА ГРАМОТА
Автором этого выр...жения был царь Иван IV Грозный. Для того чтобы ещё больше укр...пить свою самод...ржавную власть, нужно было ослабить вл...яние князей, бояр и духовенства. Иван Грозный ввёл опричнину. В числе прот...воборстующ...х царю был и митрополит Московский — Филипп. В своих многочисле.. .ных посланиях-грамотах к Грозному он говорил о том, что надо распустить опричнину.
Строптивого митрополита Иван IV пр...зрительно именовал Филькой, а его грамм..ты — филькиными грамотами.
С «лёгкой руки» царя уменьшительное Филька — от им...ни Филипп — стало синонимом разини, (не) дотёпы, (не) доумка. Отсюда же и наше простофиля. А филъкига грамота обрела значение «не имеющего юридической силы» или «безграмотно составле...ный документ».(По Э. Вартаньяну)
Выпишите 2-3 союза, сделайте их морфологический разбор:
74. Вставьте пропущенные буквы.
Союз активно пополняется за счёт самостоятельных частей речи. Основное назначение союза — связывать члены предложения или части сложного предложения.
Самыми древними .. .вляются сочинительные союзы, большинство из которых непроизводные: а, но, и, да. Начиная с XVIII в. в языке стали появляться составные союзы (как будто, в силу того что и пр.) Такие союзы становятся не только средством связи, но и тонким инструментом, позв...ляющ...м перед...вать различные смысловые от...енки высказ...вания. Так, причин...ое зн...чение имеют союзы потому что, оттого что, вследствие того что и т. д. В сложных предложениях с придаточным врем...ни составные союзы способны передать разные от...енки зн...чения: после того как, с тех пор как, едва только и пр.
(По С. Львовой)
Перечитайте текст. Определите его стиль. Укажите признаки этого стиля:
Подчеркните предложение, в котором выражена мысль об основном назначении союза. Подготовьтесь пересказать текст.
75. Спишите. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обведите кружком союзы. Подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы предложений.
Тучи передёрнуло син...м плам...нем и медле...но загремел гром. Он то усиливался то почти зат...хал. И дождь как (буд) то подчиняясь грому по врем...нам шёл сильнее и широко шумел в листве. Потом он ост...навл...вался, чтобы зар...дить вновь.
Но вот скво...ь тучи пробилось солнце и пушкинский парк в Михайловском и крутые берега реки запылали рыж...й глиной и мокрой травой. Когда стройная радуга зажглась над пасм...рной далью всё засв...ркало кругом. (По К. Паустовскому)
76. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обведите кружком союзы. Подчеркните грамматические основы предложений; составьте схемы предложений.
А.Росы осв...жительной капли Повисли на листьях каштана
И в каждой травинке трепещ..т
3.. .ри дог.. рающей пламя.
(Я. Полонский)
Б. Июльский день на перекрёстке Пр...сел и загл...делся в дали.
Схемы предложений:
Схемы предложений:
Промокший клён т...ряет листья, Чтоб вно...ь весною рас...вести.
(А. Малышко)
Какие средства выразительности языка использует поэт?
В. Оставь сомнения свои,
Поэт, (не) шарь во мгле.
Гнездо, извес..но, соловьи
В...ют прямо на земле
Чтоб солов...и...ные птенц...
Разби(т, тъ)ся {не) смогли.
А значит — лучшие певц...
Пр... ходят от земли!
(В. Ленцов)
Основная мысль стихотворения:
Схема выделенного предложения:
77. Возьмите в овал союзы, связывающие части сложного предложения. Надпишите над сочи нительными союзами букву с, подчинительными — п. Составьте схемы предложений. В схемах запишите вопросы, которые ставятся к тому простому предложению в составе сложного, которое присоединяется с помощью союза.
- Свет падал на кусты сирени, и в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
- Если свет падал на кусты сирени, в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
- Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках её цветов дрожали капельки росы.
- В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на её кусты.
79. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Возьмите в овал сочинительные союзы; надпишите над ними, каковы они по значению.
1. Вода была холодная но он (не) почу...ствовал ни холода ни быстрого течения.
- Начинался отлив и около подводных камней тихо в...рчала океанская вода.
- Пустыня ДЫШ...Т ровными но слабыми вздохами. 4. Луч... солнца прорвался скво...ь тучи и оз...рил землю. 5. По мху то тут то там были разброс...ны мелкие ж...лтые цветы, в...лялись сух...е ветки. 6. Забл...стели на каплях орешника капли не то росы не то вчерашн... дождя. 7. Ударила под берегом рыба а потом где (то) в отд...лени... запел пастуш...й рож...к. 8. Пов...нуясь стари...ной традиц... я тоже бросил серебр...ную монетку в ф...нтан. 9. Он торопился зато до т...мноты дош...л до деревн... 10. Рыбная ловля не только разв...вает у нас любовь к природ... но и д...ёт нам много знаний о ней. (По К. Паустовскому)
79. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Возьмите в овал сочинительные союзы; надпишите над ними, каковы они по значению.
1. Вода была холодная но он (не) почу...ствовал ни холода ни быстрого течения.
- Начинался отлив и около подводных камней тихо в...рчала океанская вода.
- Пустыня ДЫШ...Т ровными но слабыми вздохами. 4. Луч... солнца прорвался скво...ь тучи и оз...рил землю. 5. По мху то тут то там были разброс...ны мелкие ж...лтые цветы, в...лялись сух...е ветки. 6. Забл...стели на каплях орешника капли не то росы не то вчерашн... дождя. 7. Ударила под берегом рыба а потом где (то) в отд...лени... запел пастуш...й рож...к. 8. Пов...нуясь стари...ной традиц... я тоже бросил серебр...ную монетку в ф...нтан. 9. Он торопился зато до т...мноты дош...л до деревн... 10. Рыбная ловля не только разв...вает у нас любовь к природ... но и д...ёт нам много знаний о ней. (По К. Паустовскому)
81. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Сочинительные союзы возьмите в овал, надпишите над ними, какие они по значению. Подчеркните однородные члены, которые связывают эти союзы.
- 1. Труд человека корм...т а лень порт...т (пословица). 2. Труд при учени... скучен да плод от учения вкусен (пословица). 3. Лесной сумр...к полон тиш...ны и зап...ха мхов. (К. Паустп.) 4. Только слыш...(т, ть)ся подвывание ветра в снастях да тих...й гул моря. (В. Короленко) 5. Цветы луч...ше соб...рать утром или вечером. (К. Паустп.) 6. Птиц... и нас.комые были кем (то) запуг...ны или вовсе покинули эти места. (Л. Кожевников) 7. И пращ и стрела и лукавый кинжал щ...дят победителя годы. (А П.) 8.Глупость человека сказ...вае(т, ть)ся или из его действия или из его слов. (А. П.) 9. Бегущая минута (не) заметная р...жда...т миру подвиг или стих. (С. Марш.) 10. Столетние сосны или лиственниц... т...лпя(т, ть)ся гру...пами или разброс...ны (в) ро(с, з)ь. (И. Гонч.)
Составьте схемы 4, 6, 7, 10 предложений.
Разберите по составу: РАЗБРОС...НЫ, СТОЛЕТНИЕ, ЗАПУГ...НЫ.
85. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Над подчинительными союзами надпишите, какие значения они выражают; подчеркните грамматические основы и однородные члены в предложениях с союзом И.
Всё (с, з)двинулось и см...шалось едва над водой взм...тнулась стая скумбрий. (Тот) час все удоч...ки на молу взв...лись буд (то) их подкинула высокая волна. Лески подымались и опускались торопливо и (не) пр...рывно и на конце каждой билась| и св...ркала скумбрия. По всему молу скакали тугие рыбы с синеватыми спинками. Кот вертелся среди скач...щей рыбы и глаза его пылали зелёным восторгом. (По К. Паустовскому)
86. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания. В схемах напишите вопросы, на которые отвечают зависимые предложения. Надпишите над союзами, связывающими части сложных предложений, какие значения они выражают.
- Особенно хороши вечера когд закат зат...пляет степь своим свет...носным наводнением.
- Мы наде...лись что направление ветра он определит по волнам.
- Пароход (не) мог идти дальше потому что туман закрыл всё (во) круг.
- Звёзды моргали в т...жёлом небе буд (то) они старались стр...хнуть с себя пыль.
- Если человек проведёт день с удоч...кой на реке или озере он будет потом долго вспоминать этот день.
- Пока длилась (не) погода мы любили поговорить о рыбной ловл... .
- Мы слушали ропот пр...боя и сл...дили затем как армады облаков плывут к вершинам гор.
- Окрестности Михайловского так оч...ровали её что она больше жить (ни, не) где (не) хотела.
- 9. Мы обяз...ны искать и соб...рать по крупицам обр...зц... русской речи чтобы писатели вводя их в прозу доб...вались чистоты верности и простоты выр...жения.
(По К. Паустовскому)
88 А. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки; выполните задание по образцу.
Объясните написание ЗАТО — ЗА ТО.
СОЮЗ
Образец: Мал золотник, (за) то (= но) дорог.
Пpeдл. местоим.
Не берись (за)\то (за что? за дело), что тебе не по силам.
1. Хоть лён большого требу..т ухода, (за) то ( ) д…ёт (не) мало дохода (пословица). 2. (За) то ( ) тайга ож...вала, когда наступали осе...ние холодные ночи. 3. (За) то ( ) время, что он (с, з)десь был, трава местами успела вым..хать по колено. 4. Плечам т..жело, (за) то ( ) душе спокойнее. 5. Он пр..вязал лошадь (за) то ( ) дерево, которое было ближе.
6. Отец похв..лил нас (за) то ( ), что мы (не(бросили собаку на дороге. 7. Дорого, (за) то ( ) красиво. 8. Забежал (за) то ( ) здание. 9. За что купил, (за) то ( ) и продаю.
88 Б. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки; выполните задание по образцу.
Объясните написание ТОЖЕ — ТО ЖЕ.
союз
Образец: Я {то) же (= и = также) это читал.
Я сделал (то) же (= то самое; какое) упражнение, (что) и тренер. (Обозначением ЖЕ указываем, что частицу можно опустить, союз ЧТО, который часто сопровождает местоимение, обводим кружком.)
1. (То) же ( ) слово, да не так бы молвить (пословица). 2. Он (то) же ( ) готов был идти
искать заблудившихся ребят. 3. Слово д..вать и слово держать — не одно и (то) же. ( ) 4. Он
(то) же ( ) пришёл и рассказал (то) же ( ), что и его товарищ. 5. Остальные (то) же ( )
высыпали на берег. 6. Ели здесь (то) же ( ),что и всюду в этом крае: рыбу и дич... . 7.Завтра
выйдем в (то) же ( ) время. 8. У меня (то) же ( ) была собака.
88 В. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки; выполните задание по образцу.
Объясните написание ТАК ЖЕ — ТАКЖЕ.
нар
Образец: Задача решалась (так) же (как?), (как) и предыдущая. (Обозначением ЖЕ указываем, что частицу можно опустить, союз КАК , обычно сопровождающий наречие, обводим кружком.)
СОЮЗ
Брат учится в институте, я (так) же (= и = тоже) буду там учиться.
1. Организова...а экспедиц...я была примерно (так) же ( ), как и предыдущая. 2. В конце концов Лёне надоело ломать голову над этой загадкой, и он решил действовать (так) же ( ) хитро как и старики. 3. И (так) же ( ) трогателен был домик няни. 4. Он очень быстро освоил три гитарных аккорда, a (так) же ( ) множество выразительных стихов. 5. Открывался этот ящич..к почти (так) жe ( ), как и наш. 6. (Так)\же ( ), как торговля хлебом и солью, соболи..ый промысел умножил добро Хабарова. 7. Власти напоминали ему о (не)обходимости (собора да..ных о местных народах, а (так)же ( ) сост. .вления карт рек и реч...нок.
88 Г. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки; выполните задание по образцу.
Объясните написание ЧТОБЫ — ЧТО БЫ.
мест
Образец: Я спросил, (что) бы мне почитать.
(Обозначение частицы (БЫ: указывает, что её можно опустить или перенести в другую часть предложения.)
Я хочу, (что) бы ты дал мне почитать эту книгу.
1. (Что) бы узнать глубину веки, не нужно вычерпывать воду (пословица). 2. Ищи себе друзей таких, (что) б не было стыда от них (вост. пословица). 3. (Что) бы ни случилось, я (не) обр..щусь к нему за помощью. 4. (Что)бы закр..пи(т, ть)ся на новой территории, Хабаров должен был строить сторожевые посты. 5. Пассажиры бросились к окнам, (что) бы посмотреть на великую сибирскую реку.
89 А. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Укажите средства выразительности, используемые в последнем предложении:
1. Он (ни) чуть (не)изм...нился и выгл...дел (так) же, как тогда, когда мы (в) первые встретились с ним. 2. Ты всё (так) же лес шумиш... и всё (так) же ты журчит... говорливая речушка. 3. С подветре...ной стороны острова было почти (так) же тихо, как в бухте. 4. Но в (то) же время он восхищался его (не) обычайной работоспособностью выносл...востью и хладнокровием. 5. Спасибо (за) то, что шёл со мною по всем путям. 6. Увидев маленькое озеро он спустился к нему (что) бы напиться. 7. (Так) же, как всегда при виде радуги, он подумал что радуга похожа на арку. 8. Море отр...жает небо, от которого (то) же ве...т веч...ностью... 9. (Кое) где посреди набережных р...сли могучие деревья (то) же избитые осколками. 10. Море ш...пталось (по) прежнему с берегом и ветер всё (так) же носил его ш...пот по степи.
92. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
Мы были довольны что попали на буксир потому (что) нам хотелось увидеть в последний раз Дон. Через год в этих местах Дона уже (не) будет (так) как вместо него ...десь раскин...(т, ть)ся водохр...нил...ще.
Буксир шёл (без) остановок и весь день мы проводили на палубе. Останавлива (т, ть)ся было (не) за (чем) да и (не) где потому (что) поселения уже перенесли с берегов Дона (в) глуб...ну степей. Только по к...леям дорог можно было дог...да(т, ть)ся что раньше ...десь ст...яли станиц... . Я предст...влял себе как Дон начнёт зат...плять эту покинутую людьми землю. Вода останови(т, ть)ся у рубежей намеч,..ных человеком и покорно ляжет у предн...значе,..ных берегов. (Не) измеримая гладь водохр...кил...ща взд...хнёт и накатится на степь волной. Огни бакенов заг...ря(т, ть)ся во тьме и лягут по возвыш...ной зыби полосами красного и белого света.
Ноч... была душная и все па...сажиры сидели или лежали на палубе и в...ли между собой (не) торопливый разговор. Спать (ни, не) кому (не) хотелось и все говорили о буду... щем море.
1.Выпишите один сочинительный, один подчинительный союз. Сделайте их морфологический разбор.
2. Выпишите слова, строение которых соответствует схемам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по теме Фотосинтез 6 класс
Карточки по теме Фотосинтез 6 класс...
Карточки по теме "Семья" 6 класс
Карточки для проверки лексических знаний по теме "Семья" и грамматических навыков по теме "Притяжательный падеж имен существительных" 6 класс УМК М.З.Биболетова...
карточки по теме: "Поволжье", 9 класс
карточки для промежуточного контроля...
карточки по теме :"Электроэнергетика", 9 класс
карточки по теме :"Электроэнергетика", 9 класс...
Карточки по теме "Наречие" 7 класс
Карточки для работы по теме "Наречие" можно использовать при работе в 7 классах, при повторении темы в 8 и в 10 классах...
Карточки по теме «Предлог» 7 класс
Карточки по теме "Предлог" для изучения в 7 классе можно также использовать при повторении темы в 10 классе...
Карточки по теме "Союз" 7 класс
Карточки по теме "Союз" можно использовать при изучении темы в 7 классе и при повторении в 10-ом....